Современный подход к оценке достижений учащихся
Современный подход к оценке достижений учащихся
Аннотация:Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве главной задачи рассматривает обеспечение нового качества образования. Среди ведущих перспективных направлений модернизации образования следует назвать: • эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе биологического; • переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы; • эксперимент по определению содержания и технологии проведения ЕГЭ; • разработка образовательных стандартов для основной и старшей (профильной) школы. • совершенствование контроля и управления качеством образования. В последнее время формируется общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). Как же оценить учащегося? За всю историю педагогики сложилось немало способов и форм оценки. Однако необходимо учитывать новые тенденций в развитии современного образования. И здесь важным элементом системы оценки качества образования является единый государственный экзамен. Результаты ЕГЭ уже в первые годы эксперимента говорят об изменении отношения как к получению знаний учащимися, так и к поиску новых подходов к подготовке выпускников учителями. С введением ЕГЭ все участники образовательного процесса (ученики, родители, преподаватели) стали пересматривать свою точку зрения на получения образования. Ведь не секрет, что в последние годы большинство абитуриентов в ВУЗы стали не поступать, а «проходить», используя так называемый «блат». В этом плане ЕГЭ дает хорошие шансы именно талантливым детям, желающим получать знания, а не просто «иметь высшее образование». Современной и перспективной формой оценивания учебных достижений конкретного учащегося является портфолио. Во многих учреждениях уже довольно давно практикуется введение КТУ (коэффициент трудового участия). Нечто подобное вполне может быть использовано и для оценивания учащихся. На первый взгляд, предлагаемая форма оценки может показаться очень схожей с портфолио, но здесь кроме накопления достижений, осуществляется и поощрение за них. В любом случае, считаю, что любые, даже самые незначительные достижения ученика, должны быть оценены и поощрены.
Модернизация образования является необходимым условием формирования инновационной экономики, она становится основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.
В основу современной модели образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в ПНПО, как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает обновление структуры и содержания общего среднего образования, повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования РФ в современном мире, в подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой, что позволяет «преодолеть опасность отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития».
В качестве главной задачи рассматривается обеспечение нового качества образования, сохранение его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Среди ведущих перспективных направлений модернизации образования следует назвать:
эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, в том числе биологического;
переход к профильному обучению на старшей ступени общеобразовательной школы;
эксперимент по определению содержания и технологии проведения ЕГЭ;
разработка образовательных стандартов для основной и старшей (профильной) школы.
совершенствование контроля и управления качеством образования.
В последнее время формируется общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО). И здесь необходимо различать три уровня оценки:
1. Независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся, выпускников образовательных учреждений.
2. Оценка образовательного учреждения, включающая, в первую очередь, оценку качества образования учащихся, которое оно обеспечивает.
3. Оценка качества образования, которое обеспечивает система на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Как же оценить учащегося? За всю историю педагогики сложилось немало способов и форм оценки. Однако необходимо учитывать новые тенденций в развитии современного образования. И здесь важным элементом системы оценки качества образования является единый государственный экзамен. И хотя он не дает исчерпывающей информации для управления качеством образования, это довольно удачная форма оценки учебных достижений учащихся. Результаты ЕГЭ уже в первые годы эксперимента говорят об изменении отношения как к получению знаний учащимися, так и к поиску новых подходов к подготовке выпускников учителями. С введением ЕГЭ все участники образовательного процесса (ученики, родители, преподаватели) стали пересматривать свою точку зрения на получения образования. Ведь не секрет, что в последние годы большинство абитуриентов в ВУЗы стали не поступать, а «проходить», используя так называемый «блат». В этом плане ЕГЭ дает хорошие шансы именно талантливым детям, желающим получать знания, а не просто «иметь высшее образование». С другой стороны, единый государственный экзамен – одна из востребованных форм индивидуальной оценки не только учащихся, но и учителей, которые стали сильнее заинтересованы в более качественном преподавании предметов. Ведь высокая результативность при сдаче ЕГЭ учащимися – это и престиж преподавателя, и меньшее количество нареканий со стороны вышестоящих органов и, наконец, повышение самооценки учителя (равно как и учащегося). Кроме того, введение новой оплаты труда работников образования также является хорошим стимулом для повышения качества предоставляемых образовательных услуг. В форме ЕГЭ могут быть оценены знания не только за весь курс обучения той или иной дисциплине, но и знания по определенному разделу, области знаний, и даже теме в рамках учебного предмета. Причем такая форма оценки знаний применима в разных классах, а не только в выпускных. Это к тому же способствует психологической подготовке к сдаче единого государственного экзамена.
Современной и перспективной формой оценивания учебных достижений конкретного учащегося является портфолио, которое помогает решать важные педагогические задачи, что в результате способствует повышению качества образования. Многие образовательные учреждения активно внедряют создание портфолио учащихся в практику. Проблема несовершенства оценки учебных достижений учащихся в педагогике не является новой. В процессе развития педагогической науки предлагались и использовались разнообразные варианты оценки: рейтинговая система, разноуровневый подход к оцениванию, характеристики учеников и т. д. Однако большая часть предлагаемых вариантов касаются оценивания именно учебных достижений ребят. Однако среди них много и отличных спортсменов, музыкантов, певцов и просто активистов, «болеющих» за свой коллектив. Здесь и помогает портфолио. В практике различных образовательных учреждений создаются свои собственные модели портфолио. Но несомненным достоинствам этой технологии относится возможность самооценивания школьников, более высокая объективность оценки.
Во многих учреждениях уже довольно давно практикуется введение КТУ (коэффициент трудового участия). Нечто подобное вполне может быть использовано и для оценивания учащихся, причем, как и при создании портфолио, этот коэффициент может зависеть не только от учебных достижений, но и от участия во внеклассных, общешкольных, внешкольных мероприятиях. На первый взгляд, предлагаемая форма оценки может показаться очень схожей с портфолио, но здесь кроме накопления достижений, осуществляется и поощрение за них. Кроме того, такую форму оценки можно использовать несколько раз в учебном году, ежегодно или с любой другой определенной периодичностью. Такой вид поощрений учащихся не обязательно должен выражаться в денежном эквиваленте. Конечно, этот вопрос требует тщательной проработки и организации, но… все возможно. В любом случае, считаю, что любые, даже самые незначительные достижения ученика, должны быть оценены и поощрены.