Анализ результатов ЕГЭ и ГИА


Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в9-х и 11-х классах по физике в 2014 г.Бояркина Ю.А. - к.п.н., доцент, председатель региональной комиссии по физике на едином государственном экзамене учащихся XI классов Тюменской области 2Формирование идеологии ГИА-9Ориентация на государственный стандарт нового поколенияПрофессиональная ориентацияВозможность формирования портфолиоФормирование системы показателей для региональной системы оценки качества образования Длительность проведения экзамена: 180 минут (3 часа). Разрешенные материалы: непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) и экспериментальное оборудование – один из 7 комплектов. ОТЛИЧИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ОТ МАТЕРИАЛОВ ЕГЭтехнологические особенности проведения ЕГЭ не позволяют обеспечить полноценный контроль сформированности экспериментальных умений, и этот вид деятельности проверяется опосредованно при помощи специально разработанных заданий по фотографиям. Проведение экзамена за курс основной школы не накладывает таких ограничений, поэтому в работу введено экспериментальное задание на реальном оборудовании. в экзаменационной работе за курс основной школы более широко представлен блок по проверке овладения учащимися приемов работы с информацией физического содержания. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Отметка по пятибалльной шкале«2»«3»«4»«5»Общий балл0 – 8 9 – 18 19 – 29 30 – 40 Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале Четыре основных вида деятельности, на проверку которых были ориентированы КИМы ГИА 2014:Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики (понимание смысла физических понятий, моделей, явлений, величин, законов);Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями;Решение задач различного типа и уровня сложности;Понимание текстов физического содержания. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Итоги ОГЭ по физике 9 класс в Тюменской области в 2014 годуРайоны"2""3""4""5"2014 (ОГЭ)   кол-во%кол-во%кол-во%кол-во%кол-во сдававшихсредний балл (max=40)средний балл (max=5)% выполненияАромашевский район00,0000,00250,00250,00431,34,5078,13Ярковский район00,00116,67350,00233,33626,24,1765,42г. Ишим00,0069,234975,381015,386524,84,0662,12Заводоуковский район00,0000,001680,00420,002024,84,2061,88Викуловский район00,0017,141178,57214,291424,64,0761,61г. Ялуторовск00,00116,67466,67116,67624,54,0061,25Сорокинский район00,00120,00240,00240,00524,44,2061,00Ялуторовский район00,00111,11666,67222,22924,04,1160,00г. Тюмень20,3912324,0728455,5810219,9651123,63,9558,97Бердюжский район00,00216,67975,0018,331222,93,9257,29Юргинский район00,00323,08969,2317,691322,23,8555,58Тобольский район00,00337,50450,00112,50822,13,7555,31Уватский район00,00930,001963,3326,673021,73,7754,17Армизонский район00,00228,57571,4300,00721,63,7153,93Нижнетавдинский район00,00415,382284,6200,002621,33,8553,27Ишимский район00,00213,331386,6700,001521,03,8752,50Абатский район00,00741,181058,8200,001719,93,5949,85г. Тобольск10,785341,416550,7897,0312819,93,6449,71Казанский район00,00840,001260,0000,002019,93,6049,63Сладковский район00,00133,33266,6700,00319,03,6747,50Омутинский район00,00646,15753,8500,001318,53,5446,15Упоровский район00,001551,721241,3826,902918,23,5545,60Голышмановский район14,761047,621047,6200,002118,13,4345,36Тюменский район44,764351,193339,2944,768417,93,4444,76Исетский район00,00654,55545,4500,001117,83,4544,55Вагайский район17,141071,43214,2917,141415,43,2138,39ОБЛАСТЬ90,8231829,1561656,4614813,57109122,13,8355,20 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Год Количество сдавших2011 г.287 чел.2012 г.358 чел.2013 г. 481 чел.2014 г.1091 челЗАДАНИЯ%выполнения%выполнения%выполнения%выполненияЧасть ВВ149,4047,5949,3848,58В247,7338,0744,9038,54В345,9045,8844, 0146,70В4  46,8844,41Часть СС1(вопрос к тексту)  29,79С271,0077,2241,3719,41С348,0040,9130,5614,60С423,0026,4227,869,70С537,0045,1734,1014,00Распределение процента выполнения заданий части Б и Св 2014 году в сравнении с результатами прошлых лет А 11. (Электростатика) - процент выполнения 54,90 (снижение выполнения на 23% по сравнению с прошлым годом).Отрицательно заряженную эбонитовую палочку поднесли, не касаясь, к шару незаряженного электроскопа. В результате листочки электроскопа разошлись на некоторый угол (см. рисунок). {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержание критерияБаллыПредставлен правильный ответ на вопрос, и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок.2Представлен правильный ответ на поставленный вопрос, но его обоснование некорректно или отсутствует.ИЛИПредставлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован.1Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос.ИЛИОтвет на вопрос неверен, независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют.0Максимальный балл2Задание С1, вызвало наибольшие сложности при выполнении, т.к. требовало развернутого ответа по вопросу, к заданному тексту. Полностью верный ответ в котором учащимся необходимо привести цепочку рассуждений, объяснить указанное в тексте физическое явление или процесс, смогли представить лишь 30,71 % учащихся. Ниже представим критерии оценивания данного задания.Критерии оценивания задания С1 В лодку, плавающую в озере, попало много воды. В первом случае в лодку кладут полено, которое плавает в воде внутри лодки, не касаясь ее дна. Во втором случае вместо полена в лодку кладут чугунную трубу такой же массы, что и полено. Труба тонет в воде и ложится на дно лодки. В обоих случаях лодка продолжает плавать в озере. Одинаково ли погрузится лодка в воду в обоих случаях? Если не одинаково, то в каком случае погрузится глубже? Ответ поясните.Образец возможного ответа1. Лодка погрузится в воду одинаково в обоих случаях.2. Одинаковое увеличение массы лодки означает одинаковое увеличение силы тяжести, действующей на лодку с грузом. Поскольку лодка продолжает плавать, то есть остается в равновесии, одинаковое увеличение силы тяжести вызовет одинаковое увеличение выталкивающей силы, действующей на лодку со стороны воды в озере. (Объем дополнительно погруженной части лодки в обоих случаях будет равен отношению массы добавленного груза к плотности воды). С3.(Повышенный уровень). В ванну с водой в одном случае погружают полено из сосны (плотность сосны 400 кг/м3), а во втором случае полено из дуба такой же массы (плотность дуба 700 кг/м3). Сравните уровень воды в ванне в первом и втором случае. Ответ поясните. В обоих случаях вода из ванны не переливалась через край.Образец возможного ответа1. Уровень воды будет одинаковым.2. Оба полена плавают, а, значит, при одинаковой массе вытеснят одинаковые объемы воды, так как действующие на них со стороны воды выталкивающие силы одинаковы. Задания С4 и С5. (Высокий уровень) Расчетные задачи (комбинированная задача на механические и электромагнитные явления: КПД двигателя с применением работы электрического тока и механической работы; на механические и тепловые явления: связь количества теплоты с кинетической энергией движения тела и КПД процесса). Выполнены учащимися на более низком уровне, т.к. требовали привлечения знаний из различных разделов курса физики, умений решать задачу в общем виде и владеть высокими навыками математического вычисления. Рекомендации по подготовке к ОГЭ по физикеАдминистрации ОУКонтролировать выполнение практической составляющей программы по физике (не только количество, но и качество выполнения лабораторных работ) с привлечением дополнительных заданий к работе: постройте график, исследуйте зависимость, докажите на практике.Рекомендуется организация предпрофильных физико-математических классов с преподаванием физики минимум 3 часа в неделю в основной школе.При невозможности организации предпрофильных классов рекомендуется обеспечить проведение элективных курсов по подготовке к ГИА по физике для учащихся, планирующих сдачу данного экзамена по выбору.Если число учащихся, планирующих сдачу ГИА по физике, недостаточно для проведения элективного курса, рекомендуется организация индивидуальных образовательных траекторий по подготовке к экзамену с оплатой необходимого числа часов учителю, проводящему эти консультации.При планировании учебного процесса следует обращать внимание не только на количество лабораторных работ, но и на те виды деятельности, которые они формируют. Так, желательно переносить часть работ с проведения косвенных измерений на исследования по проверке зависимостей между величинами и построение графиков эмпирических зависимостей, поскольку это вид деятельности недостаточно отражен в типовом наборе лабораторных работ. Анализ результатов ЕГЭ по физике 2014 г. Цели физического образования:В стандарте базового уровня акцент делается на изучении физики как элемента общей культуры, ознакомлении учащихся с историей возникновения и развития основных представлений физики, на формировании у них представлений о физической картине мира.В стандарте профильного уровня, кроме названных выше целей, ставится задача овладения курсом физики на уровне, достаточном для продолжения образования по физико-техническим специальностям. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Итоги ЕГЭ по физике в Тюменской области в 2014 году (СОШ) Районынезачетзачет2014 (ЕГЭ)кол-во%кол-во%кол-во участвовавшихсредний баллг. Тюмень585,9392094,0797849,4Абатский район311,542388,462647,3Казанский район612,504287,504845,2Юргинский район315,001785,002044,6г. Тобольск2410,5320489,4722844,6Бердюжский район38,573291,433544,3Викуловский район26,902793,102943,4Уватский район49,523890,484243,3Упоровский район612,504287,504842,4г. Ялуторовск1022,223577,784542,3г. Ишим1819,157680,859442,2Ишимский район24,554295,454441,8Нижнетавдинский район614,293685,714241,5Омутинский район628,571571,432141,0Ялуторовский район211,111688,891840,8Ярковский район515,632784,383240,8Тюменский район3121,0911678,9114740,0Заводоуковский район1224,493775,514940,0Сорокинский район318,751381,251639,7Аромашевский район531,251168,751639,1Исетский район315,001785,002039,0Голышмановский район1525,424474,585938,7Тобольский район934,621765,382636,5Сладковский район1639,022560,984136,3Вагайский район926,472573,533435,8Армизонский район1071,43428,571428,5Область27112,48190187,52217245,1 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Год проведения ЕГЭМинимальная границаНезачетзачеткол-во участвовавшихсредний балл201436 баллов393 (13,12%)1941 (86,88)223444,9201336 баллов158 (6,74%)2186 (93,26%)234452,3201236 баллов373 (15,4%)2049 (84,6%)242245,2201133 балла76 (3,66%)1998 (96,34 %)207451,7201034 балла30 (2%)1866 (98 %)189653,3200932 балла 67 (4%)1527 (96%)159448,7Изменение минимальной границы и успешность сдачи экзамена по физике в Тюменской области в 2014 г. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Обозначение задания в работеПроверяемые элементы содержанияЕГЭ 2011(% выполне-ния задания)ЕГЭ 2012(% выполне-ния задания)ЕГЭ 2013(% выполне-ния задания)ЕГЭ 2014 (% выполне-ния задания)А1(Б)Кинематика75,6678,5467,5860, 34А2(Б)Кинематика, законы Ньютона78,3763,0469,2883, 08А3(Б)Силы в природе63,9545,0673,5549, 15А4(Б)Импульс, закон сохранения импульса80,7137,4982,8184,96А5(Б)Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии69,6649,9668,5650,45А6(Б)Статика, механические колебания и волны66,1047,5365,7437,33А7(Б)МКТ45,8351,5872,6165,80А8(Б)МКТ56,8872,1567,4143,38А9(Б)МКТ, термодинамика66,1558,5062,5076,59А10(Б)Термодинамика66,5363,3660,6766,11А11(Б)Электростатика61,0045,5570,8255,73А12(Б)Постоянный ток59,5051,3476,8844,49А13(Б)Магнитное поле, электромагнитная индукция78,7532,8357,2536,79А14(Б)Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны65,9248,3871,5962,53А15(Б)Оптика67,5147,5770,7878,02А16(Б)Элементы СТО, оптика51,3153,5650,9431,65А17(Б)Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома68,1250,6973,3855,33А18(Б)Физика атома, физика атомного ядра66,7651,7878,0746,37А19(Б)Физика атомного ядра52,4857,0081,7458,06А20(Б)Механика– квантовая физика (методы научного познания)70,5573,2887,1667,99А21(П)Механика– квантовая физика (методы научного познания)68,3564,5740,6138,85В1(Б)Механика – квантовая физика42,3727,493431В2(П)Механика – квантовая физика32,1650,323629В3(Б)Механика – квантовая физика57,3566,684330В4(П)Механика – квантовая физика41,9048,943739А22(П)Механика (расчетная задача)72,3350,6956,9535,23А23(П)Механика. Молекулярная физика, термодинамика (расчетная задача)47,5747,6555,9737,42А24(П)Молекулярная физика, термодинамика. Электродинамика (расчетная задача)72,2555,9562,0338,81А25(П)Электродинамика. Квантовая физика (расчетная задача)39,6141,8648,8530,71С1(П)Механика – квантовая физика (качественная задача)2,7225,5823,8121 С2(В)Механика (расчетная задача)5,3419,0219,249С3(В)Молекулярная физика (расчетная задача)9,0424,6632,859С4(В)Электродинамика (расчетная задача)4,825,756,745С5(В)Электродинамика (расчетная задача)1,039,0828,037С6(В)Квантовая физика (расчетная задача)8,8521,342313 Благодарю за внимание!Бояркина Ю.А. - к.п.н., доцент, председатель региональной комиссии по физике на едином государственном экзамене учащихся XI классов Тюменской области