Дистанционный урок по биологии на тему Законы Г.Менделя
Дистанционный урок по биологии в 9 классе "Моногибридное скрещивание"
Доброе утро! Я приветствую вас на своем уроке. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.
Изучив материалы нашего урока, вы сможете раскрывать суть гибридологического метода; объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипа; составлять схемы решения простейших генетических задач.
Изучение нового материала.
Механизмы и закономерности наследования признаков раскрыл чешский исследователь-любитель (см. анимацию - Грегор Мендель). Он сумел правильно поставить задачу исследования – выяснить, как наследуются отдельные признаки. Для этого он примени гибридологический метод. Для скрещивания он отбирал родительские формы с контрастными, т.е.воспроизводящимися из поколения в поколение, признаками. Им выбирались родительские растения, контрастно отличающиеся друг от друга по парам альтернативных признаков.
Вспомним, что для записи результатов скрещиваний в генетике используется специальная символика, предложенная Г. Менделем:
Родительские особи обозначаются буквой Р от слова (parents) – родители.
Потомство, или гибриды, обозначаются буквой F от слова (Filli) – потомство, дети. В виде индекса возле буквы F обозначается номер поколения (например, F1 – гибриды первого поколения).
Мужская особь обозначается символом ♂ (щит и меч Марса).
Женская особь ♀ (Зеркало Венеры).Х – это знак скрещивания, но для людей используются другие символы (для обозначения брака).
Большой буквой обозначается доминантный аллель (А)
Маленькой буквой обозначается рецессивный аллель (а)
Законы Менделя
Законы, формулировки и доказательства Записать в рабочую тетрадь
Посмотреть анимацию - 1 закон Г. Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения.
Посмотреть анимацию - Закон чистоты гамет.
Посмотреть анимацию - 2 закон Г. Менделя - закон расщепления признаков.
Посмотреть анимацию - Выполните задание в тетради
Пример решения задач по генетике.
Дано:Ген Признак Решение:А - жёлтый цвет Р: ♀ АА х ♂ ааа - зелёный цвет жёл зелР - АА х аа Гаметы: А а_____________________ F1: Аа : Аа : Аа : Аа Фенотипы и генотипы F1 - ? все жёлтые (100%)F2 - ? Р: ♀ Аа х ♂ Аа жел жел Гаметы: А и а А и а F2: АА Аа Аа аа ж ж ж з 75% жёлтые, 25% зелёные 3 : 1
Посмотреть анимацию - Неполное доминирование.
Посмотреть анимацию - Выполните задание в тетради
Посмотреть анимацию - Анализирующее скрещевание.Посмотреть анимацию - Выполните задание в тетради
Закрепление изученного материала.
Решите задачу в тетради
Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары?
Домашнее задание.
Конспект урока.
Решите задачу в тетради
Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье?
Спасибо за урок.