Творческая мастерская Праздничная карусель


6-й класс. Русский язык. Урок развития речи.
Творческая мастерская "Праздничная карусель"
Кузнецова Ольга Николаевна
Священное уменье говорить,
Произносить слова и строить фразу.
Е. Винокуров
Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А 4, А3, фломастеры.
Тексты: «Подготовка к Новому году» (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс «Голубая ель», заметка «Покалечили ёлку».
Музыкальные произведения: «Вальс» Г. Свиридова, «Ночь накануне Рождества» К. Меладзе, «В лесу родилась ёлочка» Л. Бекмана.
Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии на дискетах, рисунки учащихся, отражающие их впечатления, настроение).
Цель: развитие речи и мышления учащихся.
Ход «Мастерской»
I . Оргмомент.
Самостоятельно сформулировать задачу урока, тип урока.
-Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите?
1. Словарная работа.
Копилка – копить – от копа – «копна сена»
Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления.
Собрание чего – нибудь занимательного, ценного.
Синонимы: Копить – скоплять, накоплять, собирать, хранить.
-Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём «копилки» (листы бумаги), которые должны будем наполнить.
-Как вы думаете чем? (Словами, мыслями)
-То есть сегодня мы будем учиться «Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу», - как сказал поэт Е. Винокур.
-Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими).
-Давайте вспомним, мастерская – это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлениии и сопереживании его духовную сущность.
II. Проверка домашнего задания.
-Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить творческий отчёт о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили.
1. Презентация творческих работ.
1 группа: Презентация «Волшебная сказка природы».
2 группа: «Поездка в Великий Устюг».
3 группа: «Новый год – семейный праздник».
4 группа: «Мир вышивки – праздничный мир».
Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам.
2. Обсуждение заголовков в группах.
3. Варианты заглавий (от группы – 1 человек выступает)
III. Работа с текстом 1 (прилагается).
1.Прослушивание.
Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе «Ночь перед Рождеством»)
-Какая музыка звучала?
2. Анализ текста.
Словарная работа/ слово из текста/.
Канитель – тонкая металлическая нить для вышивания.
-Каким настроением проникнут текст?
-Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание?
-Какова его тема? (предвкушение праздника)
-Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника?
3. Определение темы мастерской.
-Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет?
Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской… (праздник, праздничная карусель)
IV. Интеллектуальная игра по группам.
( звучит музыка «В лесу родилась ёлочка». Сл. Р. Кудашёвой,
муз. Л. Бекмана).-Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем «ёлкой» или Новогодней ёлкой.
1. Запишите на листочках слово «ёлка», а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка . Во второй-слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога.
2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом «ёлка».
3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека.
4. Самопроверка.
-Надеюсь, что музыку, ставшую символом Новогодних праздников, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана)V. Составление слов, словосочетаний. Творческое задание.
- У К. Г. Паустовского в повести «Мещерская сторона» есть удивительные строки.
«… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки»
1.Попробуйте передать словами ощущение человека «внутри зажженной ёлки» или настроение самой новогодней ёлки. Работаем в парах. Оформляем листы, обмениваемся мнениями.
2.Выступление по одному человеку от каждой группы с выполненным заданием.
3.Во время выступления пополняем свои записи.
VI . Анализ текста – заметки из газеты.
- Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с Лизой читали любимую нашу газету «Страна Калининград», обратили внимание на маленькую заметку, которая называется «Покалечили ёлку». Давайте прочитаем её, рассмотрим фото.
- О чём пишет автор? Что так взволновало его? Определим тему заметки . ( Сохранять, беречь всё живое. Память священна).- Что может произойти с ёлкой? (Засохнет, погибнет.)
VII. Творческое задание.
1. Работа по парам.
- Попробуйте почувствовать себя «загубленной», «выброшенной» ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства.
2. Работа в группе.
- Обменяйтесь мнениями в группе.
- Предложите свой вариант выполненного задания. / Выступает один от группы/.
VIII. Редактирование текста.
Работа с текстом №2.
- Прочитайте текст. / Сочинение ученика./
-Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст.
Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат «Снеговик», гирлянда «2008», рождественские веночки.
На доске висят плакаты «Дед Мороз» и «Снегурочка». Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка.
IX. Творческая работа.
-Вам снова предстоит окунуться в мир праздника, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер, одним словом, «покружиться на праздничной карусели».
-Давайте определим : 1)Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания).
2) Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, записка другу…)
- Обозначим этапы работы в виде схемы.
СХЕМА ТЕКСТА.
- Что будем делать?
- Передавать личные впечатления.
- Зачем?
- Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания.
- Как?
- В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения.
- Озаглавьте свои работы.
- И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. / Схема проецируется/.
X . Домашнее задание.
1.Написать сочинение.
Вы, конечно , успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки.
XI . Рефлексия.
1.Прослушивание написанных работ.
2. Закончите фразу: «Свободное высказывание на мастерской – это….»
-Кто хочет прочитать свои записи?
XII Заключение.
-А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться?
Ребята отвечают.
-Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться. Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.