Подготовка выпускников к выполнению задания части С по русскому языку


Подготовка выпускников
к выполнению задания части С по русскому языку

Из опыта работы
учителя МБОУ-СОШ №12
ст. Новониколаевской
Лихачевой Нины Владимировны


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует особенной ответственности как учителя, так и самих выпускников. Учитель должен качественно подготовить, а выпускник – качественно подготовиться, сложно и то, и другое. Теперь, по прошествии лет, имея опыт подготовки учащихся к единому государственному экзамену, пришла к выводу о необходимости систематизации материала, его обобщения. Свой опыт работы хочу представить на основе наработок последних лет. Их я использую при подготовке учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку.
На первом уроке, посвященном сочинению-рассуждению, мы тщательно разбираем критерии оценивания задания С, обращаю внимание на то, что выполнение его обязательно, в отличие от других предметов, а также на то, сколько баллов в целом за работу и за каждый критерии в отдельности. Опыт подготовки к ЕГЭ (части С) показывает, что наиболее типичными ошибками в работах учащихся является неумение понимать и фильтровать информацию, заложенную в тексте, ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли, аргументированно доказывать свою позицию, использовать в речи средства выразительности. (слайд №2)
Материал, необходимый для дополнительной работы на уроке по подготовке к написанию сочинения-рассуждения, предлагается учащимся в виде таблиц, схем, различных памяток. Учащиеся собирают весь этот материал в своих папках-накопителях. При необходимости учащиеся могут в кабинете заглянуть в нужную папку - накопитель и найти необходимый материал или же проконсультироваться с учителем.
Как мне кажется, для написания сочинения выпускнику необходимо знать определенные теоретические сведения или теоретический минимум. Именно с него и начинается работа по подготовке к написанию сочинения. (слайд №3)
Теоретический минимум для выполнения задания С.
Текст– группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.
Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Комментарий к проблеме – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу проблемы текста, ее толкование. Комментарий свидетельствует о степени понимания проблемы, умении видеть те ее аспекты, которые наметил автор, следить за ходом авторской мысли.
Позиция – это точка зрения, мнение относительно того вопроса, который составляет суть рассматриваемой проблемы.
Авторская позиция – это отношение автора к той или иной проблеме текста.
Аргументация - это приведение доводов с целью доказательства истинности собственной позиции. Аргументация состоит из тезиса и аргументов (доводов) и может быть дополнена иллюстрациями.
Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Это та мысль, которую надо доказать. В нашем случае тезисом будет выражение собственной позиции по рассматриваемой проблеме.
Аргумент – это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса.
Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример может быть взят из собственного жизненного опыта, из жизни великих людей, художественной литературы, Библии СМИ, статистических данных и т.п.
Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей.
Абзац – это отступ в начале строки, красная строка, а также отрезок текста между двумя такими отступами.
Фактическая (фактологическая) точность – это приведение фактов в точном соответствии с действительностью, в том числе отсутствие искажений мысли при интерпретации авторского текста, при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию.
Ключевое слово (словосочетание) – это слово (словосочетание) в составе тематического предложения, требующее распространения, детализации определенным способом.
Логическая схема текста – схематическое изображение содержания текста, выявляющее связь доводов, частей и свойств с основной темой и заключающееся выводом, в котором, как правило, содержится проблема.

Учащиеся должны чётко представлять (знать) материал о стилях речи. Это поможет им правильно понять содержание исходного текста.(см. Приложение №1).
Чтобы быть готовым к написанию сочинения-рассуждения, выпускник должен уметь анализировать, расчленять текст, т.е. найти в тексте то, что ему необходимо для написания сочинения. Как правило, предлагаю ряд вопросов, которые помогут учащимся это сделать. (слайд №4)

Учащихся необходимо научить правильно оформить сочинение. Для этого существует множество шаблонов, клише, они выбирают наиболее простую для себя (заучивают).
(слайд №5)
Самая простая схема.
Вступление (2-3 предложения, которые подводят к теме текста).
Проблема, поднятая в тексте.
Комментарий проблемы.
Авторская позиция.
Позиция ученика по поднятой проблеме (согласие, несогласие, двойственная или противоречивая оценка).
Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный опыт или литературный материал).
Заключение (2-3 предложения, которые должны придать завершённость сочинению, связать его с исходным текстом)

Вступление (слайд №6). Нацеливаю на вступление, состоящее из 1-3-х предложений.
Различные приемы оформления вступления сочинения:

риторический вопрос, риторическое восклицание;
вопросно-ответная форма;
сообщение об авторе;

лирическое размышление;
ряд предложений;
цитата из текста;
ключевое слово.
Варианты вступления сочинения, связанные с определением темы текста.
« Автора текста, который я прочитал, как и многих из нас, привлекает тема»
«(Ф.И.О.),Автор текста , который я прочитал, (взять материал об авторе после текста ) заставил меня задуматься о ».
Удачный вариант начала сочинения может быть связан с применением афоризма или цитаты: «Народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто рублей». Справедливо ли это? Поиску ответа на этот вопрос посвящен текст».
Введение в тему может осуществляться с помощью риторического вопроса или восклицания. Например: «СчастьеКто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется».

Некоторым учащимся я советую решать самим, писать вступление или не писать.

Основная часть сочинения - это определение проблемы текста. (слайд №7)

Справка: чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие. Это и будет предмет рассуждения или описания.
Формулировка проблемы должна содержать образные и оценочные слова. Сформулировать проблему можно, используя речевые обороты, например: Автор обращается к (философской, психологической, социальной и т. п.) проблеме.(воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности ...) и (вскрывает противоречие между., показывает, обращает внимание читателя на.,выражает сожаление по поводу того, что)

Существует два наиболее распространенных способа формулирования проблем текста.
1. Формулировка проблем текста в виде вопроса. Этот способ универсален, так как подходит к любому тексту. Например: Какое влияние оказывает лень на человека? Может ли человек ей противостоять? Именно эта проблема в центре внимания автора ... Можно найти в тексте главное утверждение (позиция автора) и задать к нему вопрос, и таким образом определить проблему.
Справка: во всех случаях после вопроса необходимо сделать ссылку на исходный текст, благодаря чему проблема оказывается сформулированной.
2. Можно сформулировать проблему текста с использованием типовых конструкций, включающих слова «проблема, вопрос». Наиболее употребительные конструкции:
В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)
Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?)
В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?) (если проблем несколько). В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема (чего?)
(если проблема вынесена в заголовок). Проблема (чего? какая?), рассматриваемая (поставленная) автором в этом тексте, звучит уже в самом его названии.
(если проблема не рассматривается подробно). В предложенном для анализа тексте автор касается проблемы (чего?), ставит также вопрос (о чем?)
Данные конструкции называются типовыми, то есть это готовые речевые обороты, клише. Типовые конструкции создаются на основе базовых слов. Например: (см. таблицу)
Проблема (какая?) -
Проблема (чего?) -
Автор заставляет читателя (что делать?)

злободневная
лени
глубоко задуматься о чем? (над чем?)

актуальная
совести
серьезнее относиться (к чему?)

острая
экологии
по-иному посмотреть (на что?)

важная
нравственного выбора
оценить собственную позицию

серьезная
наследственности и воспитания
переосмыслить свое отношение (к чему?)

основная
интеллигентности
лучше понять себя и окружающих (красоту и хрупкость мира, природы)

научная
назначения искусства
поделиться мыслями (с кем? о чем?)

назревшая
нравственной прочности человека
с горечью понять, что

наболевшая
добра и зла
-оценить истинный масштаб (чего?)

общественно значимая
понимания национальных традиций и обычаев
выявить истоки неуважения к

межнациональная
духовного совершенствования человека
стать гуманнее и человечнее по отношению к

спорная
приобщения людей к чтению
искать истину

неразрешимая
-милосердия и сострадания
взывает к нашей душе



После определения темы её необходимо прокомментировать. (слайд №8)

ЗАПОМНИТЕ! Комментарий – это не пересказ текста или отдельных его фрагментов!

1. Комментарий – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
2. Уметь проанализировать, что сказано и как сказано.
3. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел и настроение.
4. Грамотно изложить свои наблюдения.
5. Определить вид проблемы.
6. Отметить: актуальность проблемы; как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
7. Комментарий должен опираться на прочитанный текст
·
8. Не должно быть пересказа исходного текста или его частей, рассуждений по поводу всех проблем текста, комментария о действиях героев текста.

1.Текстуальный комментарий – представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы
(слайд №9)
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание, почему?
Какие имена, факты, события упоминает автор и для чего?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому, в чем это проявляется?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2.Концепционный комментарий – в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
К какому типу принадлежит эта проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни, в чем ее значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Касается ли она каждого из нас или только людей определенного круга, возраста, занятий?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какую сторону этой проблемы рассматривает автор?
К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что»
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.
Помните о типичных ошибках: не нужно пересказывать, не следует повторять точку зрения автора по этой проблеме, нельзя искажать авторскую мысль.
Помните, что комментарий – это своеобразный «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. Поэтому здесь уместны различные речевые клише. Например:
проблему (чего, какую) автор рассматривает на примере одного из своих героев
комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть)
рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на
в литературе нет (существует) единого мнения (точки зрения) по вышеизложенной проблеме
проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о
это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных) проблем нашего времени
Можно перейти к комментарию и с помощью вопросительного или побудительного предложений, например:
в чем заключается сущность данной проблемы?
кто из нас не сталкивался с этой проблемой?
остановимся на этой проблеме подробнее


Такое « предложение» очень важно в сочинении. Оно позволяет перейти от одной микротемы к другой; от одного абзаца к другому. После такого «предложения» должен последовать собственный комментарий проблемы.

Позиция автора (слайд №10)
- Вы формулируете авторскую, а не свою позицию. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте.
- Нельзя отождествлять «я» автора с «я» рассказчика. Рассказчик является посредником между миром произведения, автором и читателем.
- Проблема= вопрос. Позиция автора= ответ на этот вопрос.
- Авторская позиция проявляется: в подборе фактов, отборе жизненных материалов, их осмыслении, в соотношении персонажей, в подборе цитаты.

Способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова:
Автор считает, что
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что
Автор убеждает нас в том, что
В тексте доказывается мысль о том, что
Основная мысль текста заключается в том, что
Автор призывает к,
тревожится о,
беспокоится о,
отмечает важность,
утверждает,
приходит к выводу,
подводит итог


Собственное мнение - важная часть сочинения. (слайд №11) Оно позволяет судить о компетентности выпускника, его умении применить свои знания, правильно аргументировать. При этом важно, чтобы учащиеся помнили, что одно дело привести пример, другое - аргументировать его. На данном этапе важно не забывать схему рассуждения, а она такова: тезис - доказательства- вывод.
Справка: тезис – это спорная мысль, относительно которой будут выдвинуты разные суждения. Если мысль представляет собой нравственную аксиому, в справедливости которой никто не сомневается («Надо беречь природу», «Нельзя мусорить» и т.п.), то её бессмысленно доказывать. Но в жизни эти принципы часто нарушаются. Значит, доказательство в данных случаях должно сводиться к тому, чтобы с помощью аргументов показать состоятельность этих истин и тот вред, который может быть нанесен в случае их нарушения. Например:
с мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться
нельзя (не) согласиться с мнением автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть
трудно согласиться с
я (не) разделяю позицию автора, потому что, во-первых

От тезиса, выражающего собственную позицию, нужно перейти к доводам, или аргументам. (слайд №12) Это можно сделать, используя речевые клише. Например:
попытаюсь доказать это
каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции
кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда
Связь между аргументами можно установить и с помощью вводных слов (во-первых, наконец), а вывод – с помощью слов итак, следовательно, таким образом.
Какие можно использовать аргументы?
реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения);
свои собственные наблюдения и выводы;
предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях);
пословицы и поговорки, афоризмы, отражающие традиционно-исторический опыт народа, народную мудрость ( в этом случае учащийся не просто приводит пословицу, это еще не аргумент), а раскрывает, комментирует ее, объясняет ее связь с тезисом;
примеры из художественной литературы;
примеры из исторической и научно-популярной литературы, данные статистики;
примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле-и радиопередач;
ссылки на «авторитет» (учащийся приводит мнение известного уважаемого человека: ученого, политика, специалиста по определенному вопросу).

Заключение сочинения-рассуждения. (слайд №13)
Существуют варианты заключения:
1) обобщение;
2) цитата из текста;
3) призыв;
4) нравственный вывод;
5) афоризм;
6) возврат к началу («кольцо»);
7) пословица;
8) обращение к читателям.
Типовые конструкции:
в заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, еще раз обратить внимание на)
следует сказать (отметить, подчеркнуть);
особо следует выделить (отметить);
обобщая сказанное, можно сделать вывод...
итак,
следовательно,
таким образом,
Заключение в сочинении обязательно, так как именно оно обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации, так и всего сочинения в целом.

Слайд №14.
Позитивный настрой. Создание ситуации успеха. Мы писали сочинение с 1 класса, мы это умеем делать!
Объем сочинения. Считаем слова!
Соблюдение абзацев.
Пишем то, что знаем, в чем уверенны!
Совместный анализ сочинений, фрагментов сочинений учащихся. Учимся находить ошибки и достоинства в своих сочинениях и сочинениях одноклассников.
Находим ошибки в предложенных сочинениях. Сочинения с ошибками!


























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?)
Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т.п.)

Функция (зачем?)
Сообщение, научное объяснение

Основные стилевые особенности
Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер, отсутствие эмоциональности

Основные языковые средства
Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, вакуоль, рентген);
абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат); слова в прямом значении;
широкое использование производных предлогов и союзов ( в течение, в результате, за счет, в связи и др.);
значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, по-видимому, вероятно, таким образом и др.);
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия

Жанры
Статья, отзыв, рецензия, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?)

Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги

Функции (зачем?)
Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции: побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу, проблеме

Основные стилевые особенности
Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта

Основные языковые средства
Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы и восклицания);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории)

Жанры
Статья, очерк ( в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, фельетон, интервью, ораторская речь, выступления на собрании)


ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?)

Художественная литература

Функции (зачем?)
Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)

Основные стилевые особенности
Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность

Основные языковые средства
Слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства языка; использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов

Жанры
Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение



ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ.
Сфера применения (где?)
Бытовая (неофициальная обстановка)

Функции (зачем?)
Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам

Основные стилевые особенности
Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность

Основные языковые средства
Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, кот наплакал, длиннющий);
неполные предложения;
использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией. (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? – Нет.)
отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами

Жанры
Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма



15