План-конспект урока Буквы о – а в корне –гор- — -гар
План-конспект урока русского языка в 6 классе
Тема урока Буквы о – а в корне –гор- - -гар.
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с правилом правописания корня с чередованием –гор-,-гар-;
- учить выбирать нужный вариант написания, объяснять свой выбор;
- повторить ранее изученный материал;
- выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняются разным правилам.
Развивающие:
- навыки работы в группах, в паре;
- развивать мышление, память, способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к русскому языку.
- воспитывать ответственность, чувство товарищества, взаимопомощи.
Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения корней с чередованием.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: сигнальные карточки, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
Организационный момент.
Опрос:
А) письменный в форме викторины по ранее изученному материалу (проверка знаний);
Б) работа с сигнальными карточками.
3. Переход к новой теме
4. Изучение нового материала.
5. Физминутка.
6. Закрепление знаний:
А) работа с учебником;
Б) аналитическая игра «Четвёртое лишнее»;
Б) игра-соревнование «Кто больше».
7. Домашнее задание на следующий урок.
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Посмотрите, всё ли приготовили к уроку?
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня у нас новая тема, продолжим изучение корней с чередованием, но к ней мы подойдём чуть позже, а сейчас немного повторим с вами то, что вы усвоили на прошлых уроках.
Опрос (повторение ранее изученного материала в форме викторины).
А) Я буду зачитывать определения или задавать вопрос, а вы будете писать ответ, которые вы сможете проверить.
Итак,
Раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово, это… (морфемика).
Часть изменяемого слова без окончания, это… (основа слова).
Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, это…(корень).
Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов, это… (суффикс).
Как называется способ образования слова при помощи суффикса? (суффиксальный).
Какой суффикс важен для написание корней с чередованием –кос-- -кас-? (суффикс а).
Б) Приготовьте сигнальные карточки. Диктовать будет один из учеников, подготовивший дома словарный диктант. (учитель контролирует правильность поднятой буквы и фиксирует ошибки).
(Предлагать, изложение, расти, росток, прикасаться, умножение, слагаемое, выращенный, прикосновение, отрасль).
А теперь проверьте свои ответы викторины на экране.
Ребята, у кого были ошибки в этих двух заданиях, повторите дома материал и доучите правила.
Переход к новой теме.
-Сейчас я предлагаю поучаствовать в дискуссии на тему «Чередование гласных в корне», вы должны хором ответить «согласны» или «нет».
1. Чередование – это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласны? (да)
2. Корни –кас-, -кос- - это корень с чередованием. Согласны? (да)
3. В корнях с чередованием –лаг-, -лож- о пишется, если после корня есть суффикс А. Согласны? (нет)
4. В исключении «росток» пишется буква А. Согласны? (нет).
5. Корень –гор-, гар- - это корень с чередованием.
Изучение нового материала
Чтобы узнать, является ли это корень с чередованием, проведём расследование. Запишите два предложения.
Щёки загорелись румянцем.
Загар ему был к лицу.
-Найдите слова с этим корнем. Как вы думаете, что пишется в первом слове, а во втором? Как вы это поняли?
- Отчего же зависит написание корней –гар---гор-?
- Откройте учебники, найдите и прочитайте правило, правильно ли вы догадались?
В данном правиле есть исключения, запишем эти слова в словарик. (объясняю лексическое значение этих слов):
Пригарь – привкус гари в пригоревшей пищи.
Выгарки - остатки от сгорания, перетопки чего-нибудь.
Изгарь - Что-либо горелое; гарь.
(безударная позиция, но пишется буква а)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Закрепление знаний (работа с учебником).
Упр. 140 разбираем фронтально устно (составить глаголы несовершенного вида, используя приставки и корни с чередованием –гар-,-гор-, вспомнить, какие это глаголы несовершенного и совершенного вида).