Разработка урока по теме: Буквы о- а в корне –гор- — -гар-
Урок – игра
(6 класс)
Тема: Буквы о- а в корне –гор- - -гар-
Учитель Мусина Светлана Николаевна
СОШ № 12, г.Экибастуз, Павлодарская обл.
Тема урока: Буквы о – а в корне -гор- - -гар-
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип: урок – игра.
Цели урока:
Обучающая: помочь учащимся осмыслить лексическое значение корней –гор- -гар.
Развивающая: умение определять условия выбора о – а в корне –гор- -гар-.
Воспитывающая: воспитание интереса к предмету; потребность быть грамотными.
Содержание урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Постановка учебной задачи.
2. Постановка проблемной задачи.
2 Операционно-исполнительский этап.
1.Решение учебной задачи.
Задание №1.
Задание №2
Задание № 3
3.Рефлексивно-оценочный этап.
Подведение итогов (рефлексия)
4.Домашнее задание.
На доске карта » океан знаний»
- Ребята, наш славный корабль приближается к острову «Орфография». Столицей этого острова является город Кореньград. Сегодня в нём нас ожидают дедушка корень и его друзья – Орфограммы. Корень пригласил нас в гости, но стражи города – ударения не хотят впускать нас в город до тех пор, пока мы не решим две лингвистические задачи.
Итак, задача первая: перед вами, ребята, слова: гора, горсть, гористый, загар, угарный, горный.
- Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».
Один из учеников, получивший накануне индивидуальное задание, даёт толкование слов гореть, сгорать, угорать.
- Молодцы! А сегодня мы будем работать со словами, корень которых имеет значение «пылать».
Ударения приготовили для нас следующую лингвистическую задачу. Она, пожалуй, потрудней первой.
- Рассмотрите таблицу внимательно и скажите, когда же в корне –гор- - гар- будем писать гласную а, а когда о.
Загар гореть
Угар загореться
- Ваши аргументы? Кто из вас ближе к истине?
Теперь посмотрим, что о правописании –гор- -гар- говорится в нашем учебнике. Познакомьтесь с правилом, сформулированным учёным. Ваши мнения совпали?
Молодцы, ребята!
- А кто же помог нам в нашем исследовании?
Верно, ударение. Вот теперь эти строгие, но справедливые ударения разрешают нам увидеть город Кореньград, а дедушка корень с удовольствием проведёт с нами экскурсию по очень важному для русского языка разделу по острову «Орфография».
Итак, о правописании каких корней мы сегодня будем говорить?
А теперь запишем тему урока.
Ударение и дедушка Корень приготовили множество заданий. Первое задание творческое.
- Распределитесь в три группы по желанию.
Задание для первой группы:
- Составьте рассказ о том, что вы узнали о правописаний –гор- -гар- на уроке.(не заучивать правило, а составить свою «запоминалку»)
Задание для второй группы:
- Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о –гор- -гар-.
Задание для третей группы:
Для тех, кто любит рисовать. В рисунке, в схеме нарисовать о правописаний –гор- -гар-.
- Посоветуйтесь в группах, кто от вас выступит с данными заданиями.
Второе задание упражнение № 127.
- Проверим. Вы должны назвать корень, тянуть ударение.
Следующее задание, которое приготовило нам Ударение это выборочно – распределительный диктант
- Распределите слова с чередующимися корнями в два столбика: в первый - с а, во второй- с о. Графически объясните выбор гласной.
Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, имя прилагательное, горные вершины, загорелый юноша, весёлый горнист, летний загар, касаться темы, написать изложение, прилагать усилие, зелёный росточек, наслаждаться природой, ложка дёгтя, угарный газ.
- Какие словосочетания вы не записали?
- Почему данные словосочетания вами были не записаны?
- На какую орфограмму эти слова?
- Какой нужно из этого сделать вывод?
-Как проверить чередующиеся корни, проверяемые гласные в корне слова?
Итак, наша экскурсия по Орфографий подходит к концу, дедушка Кореньград хочет узнать:
- Какова была цель нашего урока?
- Какое значение имеют корни –гор- -гар-?
-Когда в чередующихся корнях –гор- -гар- употребляется о, когда – а?
- Назовите слова исключения из этого правила?
- Для чего нужно знать данное правописание?
- Какую схему вы составили?
- Можете ли вы сказать, что вы всё усвоили?
- Оцените свой уровень усвоения темы.
- Я хочу поблагодарить вас. Сегодня вы все работали хорошо.
Составить словарный диктант
на данную тему.(сильные учащиеся)
Упр.№126.(остальные)
Выставление оценок в дневники.
Учащиеся слушают.
Учащиеся работают в группах, у себя в тетрадях рисуют родовые гнёзда для этих слов и решают задачу. От группы выступает один ученик.
Обсуждение в группах.
- Под ударением пишем а, без ударения - о.
Учащиеся проговаривают правило, называют слова-исключения.
Учащиеся
-ударения.
- гор- -гар-
Учащиеся записывают тему.
Учащиеся распределяются по группам, выполняют задания. Затем от группы выступают по 1-2 учащемуся. Все слушают, оценивают работы, делают записи в словарях- справочниках. Записывают алгоритм.
Выступления учащихся
Учащиеся индивидуально выполняют упражнение.
Учащиеся по цепочке проговаривают слова, называют корень.
У доски два ученика пишут слова: один - с а, другой – с о.
Остальные учащиеся делают записи в тетрадях самостоятельно, графически помечают корень, ударение, условие выбора гласной.
- горные вершины, весёлый горнист, наслаждаться природой, ложка дёгтя.
- Слова в этих словосочетаниях не на чередующиеся гласные.
- На гласные в корне слова.
- Надо отличать чередующиеся корни от проверяемых гласных в корне слова.
Итог: проговаривание
условии выбора гласной –о –а; проверяемой гласной в корне слова.
-Научиться правильно употреблять –гор- -гар-
- Имеют значение «пылать».
-Без ударения – о, под ударением –а.
пригарь, выгарки, изгарь.
_ Чтобы быть грамотными.
Показывают наиболее удачные схемы.
- Нет, нужно ещё поработать.
Учащиеся ставят себе оценки, комментируют.