Урок литературы в 6 классе на тему «Д. Лондон «Любовь к жизни». Победа нравственного начала в минуты смертельной опасности»
Урок литературы в 6 классе на тему:
«Д. Лондон «Любовь к жизни». Победа нравственного начала в минуты смертельной опасности»
Учитель: Шуплецова Юлия Васильевна
Цель: показать учащимся мужество героя, его желание выжить; вияснить, что помогает человеку победить обстоятельства; развивать навыки анализа художественного текста: умение ориентироваться в тексте, выражать впечатления, обобщать наблюдения.
Оборудование: учебник, иллюстрации (Р.Кент. Серия картин, посвящённых Аляске).
В тяжелейших условиях человек не беспомощен – всё решают его духовные качества и нравственная позиция.
Д. Лондон
Ход урока
І.Организационный момент
1. Слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с творчеством американского писателя Д. Лондона, прочитали рассказ «Любовь к жизни». В рассказе писатель обращается к важным жизненным проблемам (хотя может показаться, что герои рассказа люди, далёкие от нас). Актуален ли рассказ?
2. Постановка целей урока.
- На какие вопросы мы должны сегодня найти ответы? (Что помогло герою выжить? Что движет героями рассказа? Что дороже всего на свете?)
Учитель: Возможно, ответом будут слова Д. Лондона ( обращение к эпиграфу).
3.Запись даты и темы урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний
1. Беседа, лексическая работа
- Какие слова в эпиграфе самые главные?
- Как вы понимаете значение этих слов? (смертельная опасность, нравственное начало, нравственность)
ІІІ. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа по тексту
- Где и когда происходят события в рассказе? (обращение к иллюстрациям, изображающим суровую природу Аляски)
- При каких обстоятельствах мы впервые знакомимся с героями? Что мы узнали о них?
-Докажите примерами из текста, что путники прошли большое расстояние.
- Как вы оцениваете поступок Билла? Как следовало бы поступить в такой ситуации с точки зрения нравственности?
- Можно ли оправдать Билла, сославшись на усталость?
- Оставил бы главный герой Билла? (чтобы понять, что он другой, необходимо вспомнить его реакцию на поступок друга).
- Почему Билл бросил товарища? Какими словами можно назвать поступок Билла?
Составление опорной схемы:
Билл герой
предательство
трусость
- Что испытывает наш герой, оставшись в одиночестве? (страх)
- Как автор подчёркивает трагизм положения героя? (даже пейзаж безрадостный)
- Зачитайте описание природы. Что увидел герой вокруг себя? Какие слова в описании соответствуют состоянию героя?
- Какие же трудности пришлось преодолевать герою рассказа? (страх, боль, голод, холод, неизвестность, одиночество).
- Что помогает ему бороться со страхом? (надежда, цель – записать в схему)
Билл герой
предательствонадежда
трусостьстремление к цели
2. Наблюдение за композицией произведения
Восстановление плана рассказа
На доске записан план, который позволит нам вспомнить основные этапы пути (слова в скобках на доску не записываются, ученики должны восстановить план)
1. Двое (в пути).
2. Предательство (Билла).
3. Борьба (за жизнь).
4. Прощай, (золото).
5. «Встреча» (с Биллом).
6. Поединок (с волком).
7. Спасение (на судне).
Работа с «временной прямой»
Изобразим путь героя на «временной прямой».
- Какое событие будет отправной точкой? В каком месте мы её поставим? (не сначала).
- Знает ли читатель, что было до тех событий, которые открывают рассказ?
- Как мы назовём конечную точку? (спасение).
- А главный, самый большой промежуток? (борьба за жизнь).
Одновременно следует повторить композиционные части рассказа (экспозиция, завязка, развитие действия, развязка).
- Можно ли определить, сколько времени прошло от завязки до развязки? Как долго герой был в пути? Как идёт время в рассказе? Почему герой теряет его нить?
3. Продолжение беседы по тексту
- Что же означали для путника слова «борьба за жизнь»? (поиск еды, сохранность вещей).
- Какие вещи были у него?
- Каким вещам он уделяет особое внимание? (спички и золото). Почему?
- Как меняется отношение героя к вещам по мере продвижения вперёд?
- Почему он выбрасывает золото?
В данной ситуации герой одержал моральную победу: он победил свою жадность. Эту важную моральную победу он одержал, практически утратив облик человека.
- Какие внешние изменения произошли с героем?
- Перескажите эпизоды, когда он становится подобным животному.
- Как характеризует героя поединок с волком?
- Есть ли что-то общее в человеке и звере? (волк больной, брошенный своими соплеменниками).
- Почему в этом эпизоде автор многократно называет героя словом «человек», ведь он утратил человеческий облик?
- Каким увидели его люди с китобойного судна?
- Но перестал ли он быть человеком? Хотел ли автор вызвать у читателя презрение к герою?
Что отличает человека от животных? (нравственные качества, сила духа).
- Какой эпизод позволяет нам понять, что герой всё же остался человеком? («встреча с Биллом»). Прочитайте, что он увидел.
- Почему герой не стал грызть кости Билла и не забрал его золото?
- Что помогло герою победить все трудности, добиться цели? (сила духа, нравственность - дополнить схему).
4. Обобщение схемы
Билл герой герой
предательство надежда
трусость стремление к цели
жадность сила духа
эгоизм нравственность
смерть победа, жизнь
- Почему автор не показал нам путь Билла?
- Почему Билл гибнет, а наш герой нет?
- Какова главная мысль рассказа?
ІV. Подведение итогов урока
Учитель: Перед нами были два похожих на первый взгляд человека в одной и той же ситуации. Но ведут они себя по-разному.
Почему так происходит? ( У них разные нравственные позиции и духовные качества).
Герои Д. Лондона всегда побеждают трудности, вставшие на их пути. Но самое главное, по мнению писателя, победить в себе алчность, эгоизм, трусость, бездушие.
Домашнее задание: написать мини-рассуждение на тему «Что помогает выживать в сложных ситуациях?»