Мастер-класс Художественная галерея на уроках русского языка
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯна уроках русского языка
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов. Я же хочу поделиться с вами опытом обучения написанию сочинения по художественной картине.
Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции). Известно, что ребенок познает мир в пространственных и временных отношениях, и этот процесс овладения различными отношениями между предметами реальной действительности является важным этапом в умственном развитии ребенка. Предметы, изображенные на картине, предстают перед детьми в иных отношениях, чем в окружающей действительности (другая величина, другие масштабные сопоставления, иное отношение между главным и второстепенным, расположение на плоскости). В результате знакомства с живописью дети учатся сопоставлять изображенное на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это, в свою очередь, способствует развитию логического мышления.
Я использовала такие картины: И. И. Левитан «Март», Ф. П. Решетников «Опять двойка», К. Н. Успенская-Кологривова «Не взяли на рыбалку», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», В. А. Серов «Девочка с персиками», В. М. Васнецов «Богатыри», И. И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», Ф. П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке».
Проводя мастер-класс, я хочу показать урок, который проводился в 4 классе.
Цели данного урока: учить детей осмысливать содержание картины;
-совершенствовать умения подбирать необходимые для описания и повествования слова;
-развивать мышление детей, кругозор, воображение, словарный запас;
-воспитывать любовь к чтению, сказкам, русскому фольклору.
Под поставленные цели подходит картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван – царевич на сером волке». Дети этого возраста знакомы со сказкой «Иван – царевич и серый волк» и, следовательно, будут готовы к восприятию картины.
Сегодня на уроке у нас необычная работа. Мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова « Иван-царевич на Сером волке».
С творчеством В.М.Васнецова мы с вами ещё не знакомы. Но у нас сегодня есть удивительная возможность узнать много интересного об этом замечательном художнике.
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии.
Его отец, священник, страстный любитель природы, он привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые пели девушки. Все это не могло не оказать влияние на развитие таланта. С 1868 по 1875 год Васнецов учился в Петербуржской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник. Именно в Москве и в знаменитом Абрамцеве работал Васнецов над своими широко известными картинами.
Посмотрите, какие замечательные картины написал В.И.Васнецов. Тщательно изучив нашу древность, русский быт и все формы древнерусского художественного творчества, Виктор Михайлович Васнецов является неподражаемым в изображении деталей русского костюма, украшения и вооружения, начиная с древнейших времён. Рассматривая его картины, мы видим, как он изобразил богатырей на своей картине, какая у него замечательная Снегурочка, посмотрите на задумчивую «Алёнушку» и Прекрасную Елену с Иваном –царевичем.
3. Молчаливое рассматривание картины. Перед вами картина Виктора Михайловича Васнецова « Иван – царевич на Сером волке». Посмотрите внимательно на эту картину.
Это один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль.
В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает, прежде всего, внимание на то, что его больше волнует, интересует. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа, нравственной позиции художника.
Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.
4. Беседа по поводу картины с одновременным анализом ответов учащихся.
После рассмотрения картины предлагается определить ее тему. (Дети высказывают свои предположения)
Назовите предметы и героев, которые изображены на картине. (Дети перечисляют героев и фиксируют в своих тетрадях)
Опишите, что вы видите на переднем плане, на заднем плане, в центре картины, слева, справа. (Дети описывают основные детали, что они видят - это Серый волк, Иван-царевич, Елена Прекрасная и конечно обращаем внимание на дремучий непроходимый лес)
Опишите ситуацию, изображенную на картине. (Обращаем внимание детей на то, как сильно переживает Иван-царевич, бережено обняв Елену Прекрасную, как стремительно скачет Серый волк через дремучую чащу)
Ребята обязательно все свои высказывания фиксируют в тетрадях.
Опишите персонажи картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние. (По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в тоже время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить её от недруга. Царевна обессилена. Серый волк быстро мчится вперёд.)
. - Ребята, давайте подробно рассмотрим каждый образ картины.Елена Прекрасная: грустная, печальная, задумчивая, невеселая, опечаленная, молодая, прекрасная.Иван-царевич: смелый, мужественный, безбоязненный, правильные черты лица, губы сжаты, будущий богатырь земли русской.
Серый волк: волшебный помощник, человеческие глаза, мчащийся через лес, быстро мчится.Скачка: быстрая, стремительная.
Лес: дремучий, глухой, густой, древний, вековой, косматый мох, черная тина болота.-Ребята, запишите в своих тетрадях нужные вам слова.
Нравится ли вам цветовой контраст пейзажа? (Художник прекрасно смог отразить настроение картины, используя цветовой контраст красок. В его картине удивительным образом сочетаются светлые и тёмные тона.)
Какое значение имеет фон картины? (Фон картины передаёт настроение героев. Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями лес расступается. Как в сказке он помогает им.)
Много ли на картине света, воздуха? (Света не очень много, так как наших героев окружает дремучий лес, но всё-таки достаточно, так как художник изобразил яблоньку, которая становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца.)
Как художнику удалось изобразить природу? (Художник смог прекрасно передать настроение картины с помощью изображения природы. Даже в природе идёт борьба тёмных и светлых сил. С одной стороны это дремучий лес, а с другой – образ цветущей яблоньки, которая символизирует веру в справедливость.)
Какое слово в названии картины несет наибольшую смысловую нагрузку? (Дети могут высказать разные предположения, каждое мы выслушиваем и разбираем. Конечно же, главным героем является Серый волк, который спасает от погони своих друзей)
Как художник относится к своим героям? Почему?( Выслушиваются ответы детей)
Выразите свое отношение к героям, к картине. (Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка). Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. (Дети могу высказать разные мысли и чувства, мы подробно каждое разбираем и записываем)
Какова основная мысль картины? (Выслушиваются ответы детей)
К какому жанру вы отнесете эту картину? (Выслушиваются ответы детей с подробным разбором каждого)
Для написания сочинения нам потребуется план, мы вместе его составим.План:1. Художник-сказочник.2. Главные герои картины, их облик, мысли, чувства.3. Тайны волшебного леса.4. Вера в счастливый конец.
Составление плана или композиционной предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.
На начальной ступени обучения целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя.
6. Устное сочинение одного-двух учащихся с последующим рецензированием его другими учащимися со стороны содержания и языкового оформления (такой анализ может быть сделан и преподавателем).
7. Выяснение написания некоторых слов и выражений
В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.
При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.
В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально-окрашенные слова.
Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. При этом важно направлять внимание учащихся на отбор таких слов и языковых средств, которые характеризуют конкретный, непосредственно изображенный на картине предмет (явление), чтобы у учащихся не было расхождений между словом и реалией (понятием), чтобы у них воспитывалось умение выражать воспринимаемое средствами языка адекватно содержанию картины.
8. Самостоятельная письменная работа учащихся над сочинением по картине.
Написание сочинений.
Редактирование текста.
Написание окончательного варианта.
III Анализ сочинений учащихся и исправление допущенных в них ошибок.
Я прочитаю вам сочинение, которое написано ученицей 4 класса, Коноваленковой Юлей.
В 1889 году Васнецов написал картину « Иван – царевич на Сером волке». В ней художник обратился к сюжету известной сказки: Серый волк помогает Ивану-царевичу совершить множество трудных дел, выпавших на его долю. В картине Васнецова царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, скачет на Сером волке сквозь дремучую чащу расступающегося перед ним сказочного леса.
Вертикальная композиция картины рождает ощущение опасности, неизвестности. По позе, по выражению лица Ивана-царевича видно, что он боится погони, настороженно и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить ее от недруга. Царевна обессилена. Измученная скачкой, она безвольно опустила руки и доверчиво прижалась к груди защитника.
Серый волк быстро мчится вперед. Широко раскинуты лапы волка, стелется по ветру длинный пушистый хвост. Острые волчьи глаза зорко глядят, выбирая дорогу. По раскрытой пасти волка и высунутому языку чувствуется, что он держится из последних сил. В то же время мы ощущаем и могучую силу зверя.
Все герои заключены как бы в красный четырехугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого волка. Красный цвет помогает художнику выразить тревогу, ощущение опасности.
Деревья-великаны могучего леса встают непроходимой стеной. Но перед добрыми героями заповедный лес расступается. Как в сказке, он помогает им. А яблонька становится символом счастья, светлого предзнаменования, предвестием хорошего конца. Образом цветущей яблони художник привносит в полотно свою веру в справедливость жизни.
ИТОГ
Сочинение по картине – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.