Презентация к мастер-классу Рефлексия на уроках русского языка и литературы
Мастер-класс «Рефлексия на уроках русского языка и литературы» * * Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт. Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи: -Познакомить коллег с понятием “рефлексия”; -Дать представление о классификации рефлексии;-Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;-Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назадРЕФЛЕКСИЯ - и, ж. Размышление о своем внутреннем состоянии, склонность анализировать свои переживания. Быть в рефлексии. Рефлексивный - относящийся к рефлексии. ВикипедияРефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознаниеТолковый словарь русского языка Рефлексия - Размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия бывает:а)индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)») Классификация приемов рефлексии Рефлексия настроения и эмоционального состоянияПроведение целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта и в конце деятельности 1. «Букет/радуга настроения» «Цветик-многоцветик» «Дерево чувств» «Лучики солнца» «Кораблик» 2) Эмоционально-музыкальная концовка3) «Пейзаж» Какое изображениетебе нравится больше? 4) Рисуем настроение. - Выражение эмоционального настроения в виде рисунка.- «Ёлочка настроения»- Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета- «Светофор» «Три лица или пять лиц» «Кто веселее?»«Солнышко» "Состояние моей души" ПлохоКрайне скверно 10) «Одним словом»РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушиеУдовлетворениеВдохновениеСкукаТревогаПокойУверенностьНеуверенностьНаслаждение 11) «Релаксация» Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. "Выбор афоризма"«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»Р. Декарт «Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно»Конфуций «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов» «Единственный разумный способ обучать людей – это подавать им пример»Альберт Эйнштейн Жан Жак Руссо сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось… «Незаконченное предложение» («Телеграмма») «Графический организатор» Кластер - пучок, созвездие причастие признаки глагола признаки прилаг. вид время глагольный вопрос способность иметь завис. слово вопрос окончание склонение согласуется с именем сущ. полная и краткая форма н, нн причастный оборот ? ? ? ? ? ? ? ? ? «Грабли» «Гроздь» «Фишбоун» (рыбный скелет) Вопрос темы Основные понятия темы Суть понятий Ответ на вопрос темы - «Почта» - «Письмо по кругу» - не только размышление на заданную тему, но и согласование своего мнения с мнением членов группы - Написание эссе – свободного письма на заданную тему- Составление телеграммы, инструкции, памятки – отбор наиболее важной информации из прочитанного и представление её в сжатом, лаконичном виде- Шпаргалка–информация Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно. «Плюс – минус – интересно» «Плюс – минус – интересно» Словарнаяработа Фонетический разбор Изучение нового материала Работа вгруппах "Анкета" На уроке русского языка яузнал(а)_________________________понял(а)_________________________научился (-лась)__________________2. Лучше всего на уроке у меня выходило__________________________3. Основные трудности у меня были______________________________4. Во мне произошли изменения…………..а) в знаниях по предметуб) в умении чувствоватьв) в моих творческих способностяхг) в умении осознавать собственную деятельность Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:1. Я считаю, что занятие былоинтересным___________________скучным.2.Я научилсямногому_______________________малому.3. Я думаю, что слушал другихвнимательно__________________невнимательно.4. Я принимал участие в дискуссиичасто_________________________редко.5. Результатами своей работы на уроке ядоволен______________________не доволен. «Выбор» Лесенка успеха Знаю Понимаю Умею «ГОРА» «Дерево успеха» 3-4 ошибки Нет ошибок 1 ошибка - Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены). - Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии: Как бы вы назвали урок? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? Рефлексивные сочинения 1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я…..5.Мое настроение……..6.Материал урока мне был……… Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним КЛЮЧЕВОГО СЛОВА, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ). Синквейн ТрудУпорный, усердныйВоспитывает, помогает, кормитЧто посеешь – то и пожнёшьУдовлетворение - Хокку (хайку) – нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5), развивает способность к лаконичному изложению мыслей.- Диаманта – стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. 1, 7 строки - имена существительные (антонимы) 2 - два прилагательных к первому существительному 3 – три глагола к первому существительному 4 – два словосочетания с существительными 5 - три глагола ко второму существительному 6 – два прилагательных ко второму существительному ГОРОДБОЛЬШОЙ, ДРЕВНИЙСТРОИТСЯ, РАСТЁТ, ПРОЦВЕТАЕТИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД, МАЛЕНЬКАЯ ДЕРЕВНЯВОЗРОЖДАЕТСЯ, РАЗВИВАЕТ, КОРМИТКРАСИВАЯ, РОДНАЯДЕРЕВНЯ Рефлексия деятельностиОбсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. «Пантомима» «Дело в шляпе» Рефлекторный экранСегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания…я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел…я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило…урок дал мне для жизни мне захотелось… простое глагольное сказуемое составное глагольное сказуемоесоставное именное сказуемое Оцените эмоциональное состояние и успешность на уроке, используя сказуемые разных типов: узнал, запомнил, заинтересовался, не понял… начал разбираться, смог усвоить, должен был понять… было интересно, стало понятным, показалось простым, оказалось трудным … «Мои ответы». Анализ своих ошибок. На протяжении урока отмечать условно свои ответы:«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;«0» - не ответил. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.Фамилия, имя ученика_____________________________Вид задания Отметка «Лист самооценки». Узнал что-то новое Научился Расстроился Я Получил радость Удивился Ничего не понял - «Что, если…?»- Аргументированные ответы на один из вопросов и Вопросы, требующие многовариантных ответов- Резюме, эссе, мини-сочинения.- «Письменное интервью»- “Бортовой журнал"- «Дневник»- «Три М» " Оценочный кластер": что мы делали на уроке - «Волшебная палочка»- «Пожелание». Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу: -Избавляйся от… -Будь всегда… -Помни…- Слова-напутствия- «Акрослово»- «Подбор стихотворения»- "SMS"- «Рюкзак" Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним КЛЮЧЕВОГО СЛОВА, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ). Синквейн ТрудУпорный, усердныйВоспитывает, помогает, кормитЧто посеешь – то и пожнёшьУдовлетворение