Конспект урока по русскому языку для 2 класса Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Цель: развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, формировать умение правильно писать безударные гласные, применяя правило.
Задачи:
Учить находить в слове безударные гласные, определять какие из них проверяемые, а какие непроверяемые и их проверять или запоминать.
Развивать умение подбирать проверочные слова, речь, мышление, зрительную и слуховую память, внимательность, расширять кругозор.
Воспитывать интерес к предмету, любовь к русскому языку, взаимопомощь, взаимопроверку, самооценку учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки со словарными словами, картинки с изображением ягод, конверты со словами, диаграмма Венна, раздаточный материал (текст).
Ход урока.
1. Орг. момент. Приветствие. Организация рабочего места.
- Начинаем урок. Нам понадобится…
2. Оформление тетради.
- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Тема нашего урока: Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
- Сегодня будем учиться распознавать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах. Сравнивать их. Применять знакомые нам правила. Будьте внимательны, т.к. необходимо будет много запоминать.
4. Минутка чистописания.
- Сегодня мы повторим написание буквы Яя (на доске).
- Сначала скажите, что мы знаем о букве Я? (Характеристика буквы: йотированная гласная, обозначает два звука)
- Когда обозначает два звука?
- Когда обозначает один звук?
- Приведите примеры.
- Пропишите всю строчку данное упражнение.
5. Знакомство со словарным словом.
Мы познакомимся с новым словарным словом, а с каким вы узнаете, если отгадаете загадку:
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода)
- Правильно, это ягода (на доске прикрепляется карточка с данным словом).
- Поставьте в слове ударение.
- Сколько в слове слогов? Как узнали?
- Сколько в слове букв, звуков?
- Почему букв меньше, а звуков больше?
- Назовите безударную гласную. Можно ли её проверить? Почему?
- Значит, это непроверяемая безударная гласная, которую проверить нельзя, слово надо запомнить, а его написание проверять по словарю.
- Пропишите слово 3 раза, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.
б) - Составьте словосочетания.
- Ягоды какие? (спелые, лесные, садовые, сушеные, душистые)
- Что бывает ягодным? (ягодный запах, сок, пирог)
в) - Составьте предложение со словом «ягода». (4-5 учащихся)
- А теперь запишем предложение, которое составила я:
Яркими крупными бусами спеют в саду ягоды.
- Почтите предложение. Дайте предложению характеристику. Найдите в предложении грамматическую основу, определите части речи.
6. Игровой момент.
- Какими бывают ягоды? (лесные, садовые) Приведите примеры.
- На доске картинки ягод, назовите, какие из них садовые, какие – лесные.
Распределение ягод в две группы:
1 группа – черника, брусника, облепиха, малина, земляника.
2 группа – крыжовник, смородина, вишня, клубника, малина.
- А яблоко это ягода? Что это?
7. Работа с текстом.
Около сказочной г…ры находится наш гор…д Алм…ты. На склонах гор в…сной цв…тут ябл…невые с…ды. Ос…нью р…бята пом…гают собирать богатый ур…жай ябл…к.
- О чем вы узнали из текста? Что цветет на склонах гор весной? Кто помогает убирать урожай?
- В тексте пропущены буквы, вы должны вставить пропущенные буквы в слова, и слова с проверяемой безударной гласной подчеркнуть одной чертой, а слова с непроверяемой безударной гласной подчеркнуть волнистой линией.
Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка в парах.
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Как проверить слова с непроверяемыми безударными гласными в кроне?
Коллективная проверка.
- Назовите слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочное слово.
- Назовите слова с непроверяемыми безударными гласными. Где можно проверить их написание? (в словаре)
8. Физминутка.
Учащиеся встают. Я называю слово с непроверяемой безударной гласной – дети хлопают, с проверяемой гласной – топают.
Девочка, дожди, лимон, осень, сосна, посуда, гнездо, сорока, ребята, зима.
9. Самостоятельная работа учащихся.
- А теперь попробуйте сами вспомнить слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной. Запишите по 3 слова в тетрадь.
Проверка устно – 3-4 ученика читают записанные слова.
10. Работа по учебнику (стр.45).
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
В роще росли рядом м_лоденькая рябина, пож_лая б_рёза и старый ду_. Когда наб_гал в_терок, они ш_лестели листьями. Так они разг_варивали между собой.
Проверка: назвать слово, правило.
- На какое правило еще встретилось слово? (дуб)
11. Обобщение. Рефлексия.
- О чем говорили на уроке?
- Показался ли вам урок интересным?
- Что нового узнали?
- Над чем заставил задуматься?
- Давайте сравним проверяемые и непроверяемые безударные гласные в словах и составим диаграмму Венна.
297434043815373634043815
- У вас на парте конвертики. Распределите слова на две группы (Болото, ребята, пенал, ворона. Поля, тропинка, звезда, роса.)
- По какому признаку вы их распределили? Назовите группы слов. Молодцы!
12. Итог урока. Оценивание работ учащихся.