Конспект урока по ОРКСЭ на тему Подвиг
Разработка урока ОРКСЭ «Основы православной культуры» 4 класс
учителя МБОУ СОШ №1 ст. Ольгинской Аксайского района Ростовской области
Зыбиной Елены Александровны
Тема урока: Подвиг
Цель: Формирование знаний детей о понятии «подвиг». Формирование у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога
Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
Задачи: учить детей осознавать значимость понятия «подвиг»,развивать мыслительную деятельность;
Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к морально-нравственным ценностям, нормам православной культуры.
Оборудование: Компьютер ,проектор, экран; карточки с афоризмами, компьютерная презентация: текст притчи, фотографии, слайды, словарь Ожегова.
Ход урока:
1. Актуализация опорных знаний
- Рассыпались пословицы, соберите их.
Учись доброму - а человек друзьями.
Добро сотворишь - худое на ум не пойдёт.
Старый друг себя увеселишь.
Дерево держится корнями, лучше новых двух.
-Послушайте притчу, которую я приготовила для вас :(слайд)
«Однажды старик решил открыть своему внуку одну жизненную истину. И сказал он ему:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, гнев, отчаяние, страх, обиду, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: гармонию, мир, любовь, надежду, истину, доброту и помощь, отдачу. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался,а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот, которого ты кормишь».
- Можно ли сказать, какого волка мы кормим, когда совершаем хороший поступок?
-Скажите, можно ли совершать каждый день хорошие поступки?
-А легко ли это делать? Как вы чувствовали себя после их совершения? Вы сами становились лучше или хуже?
2. Формулирование темы урока, постановка цели (Прогнозирование.Целеполагание)
- Ребята, послушайте стихотворение
Подвиг есть и в сраженье, Подвиг есть и в борьбе;Высший подвиг в терпенье, Любви и мольбе.Если сердце занылоПеред злобой людской, Иль насилье схватилоТебя цепью стальной;Если скорби земныеЖалом в душу впились, -С верой бодрой и смелойТы за подвиг берись.Есть у подвига крылья, И взлетишь ты на нихБез труда, без усильяВыше мраков земных, Выше крыши темницы, Выше злобы слепой, Выше воплей и криковГордой черни людской.
- О чем это стихотворение?
- Как вы думаете оно называется? Вы сейчас самостоятельно назвали тему нашего урока « Подвиг»
- Попробуйте дать определение сами, что же такое подвиг?
-Вы дали свои определения значения этого слова. а теперь узнаем значение этого слова из словаря Ожегова.(слайд)
-Прочитайте определение.
3. Изучение нового материала
А как вы думаете, что такое жертва, кто такой подвижник?
-А теперь проверим наши предположения по словарю.
- Послушайте такую историю: Стоял жаркий летний день. В речке купались дети. Маленький Серёжа долго купался на речной отмели, а потом решил вместе со взрослыми ребятами поплавать на глубине. Нырнув с берега, он не смог справиться с течением реки, и его стало относить всё дальше и дальше. Взрослые мальчишки заметили это, но ни один из них не рискнул броситься на спасение, потому что в этом месте река была очень бурная. И только Николай, отбросив все сомнения, побежал по берегу, и , догнав, Сержу, бросился в воду. Долго мальчики боролись с водной стихией. В конце концов, они выбрались на спокойное место. Тогда уже к ним подскочили и остальные ребята и помогли выбраться на берег. Жизнь маленького Серёжи была спасена.
- Как вы оцениваете поступок Николая?
- Что могло бы случиться, если бы Николай не бросился на помощь?
- Подвергал ли он опасности свою жизнь, спасая жизнь Серёжи?
- Как мы можем назвать поступок Николая? На примере нашего рассказа о мальчиках скажите еще раз, что такое «подвиг»?
- В жизни человека есть разные понятия подвига: подвиг для себя, подвиг ради человека, подвиг ради человечества.
- Кто может привести примеры подвига для себя?
- Правильно, ребята. Подвиг для себя – это работа над собой, своими привычками, своим поведением.
- А что такое подвиг ради другого человека?
- Подвиг ради другого человека – это и умение извиниться, признать свои ошибки перед ним.
Откройте свои учебники и найдите подтверждение наших рассуждений на с.62-63.
-Ради кого совершался подвиг в ваших добрых поступках?
Работа с афоризмом.
И.В.Гёте
«Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».
-Как часто можно совершать подвиг? Легко ли сделать правильный выбор?
-Когда человек совершает подвиг на войне ради других людей: близких, просто знакомых и даже незнакомых, - ему бывает страшно?
-Ему страшно, но он преодолевает страх.
Если бы подвиг было совершать так легко, то у нас были бы одни герои. Но их очень мало.
НАПРИМЕР Александр Прохоренко, погибший в Сирии. Это офицер Российской армии. Во время боевых действий под Пальмирой спецназовец неделю находился в тылу противника и координировал удары российских военно-воздушных сил по боевикам.+
Однако его раскрыли и окружили террористы «ИГИЛ». Прохоренко вступил с ними в неравный бой и, чтобы не попасть в плен, офицер вызвал огонь на себя. Он погиб вместе с окружившими его боевиками.+
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, ему присвоили звание Героя Российской Федерации. Посмертно.
Может быть вы сами знаете таких героев, которые совершили какие-то поступки?
-Но есть ещё один вид подвига. Прочитайте о нём в учебнике на с.63.
-О каком виде подвига вы прочитали?
-О каких людях вы здесь прочитали?
-Каких людей можно назвать святыми и почему?
Рассказ о Евгении Радионове. Евгению Родионову было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.
Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх. Его мать, Любовь Васильевна Ролионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть. Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.
-Много ли среди нас святых?
-А можно ли стремиться к святости?
Какие произведения вы читали о подвигах?
Итог урока: Есть такая пословица: «В жизни всегда есть место подвигу».
Согласны ли вы с этой пословицей?
Вывод: да. У нас всегда есть выбор: как поступить. От этого и будет зависеть, какой поступок мы совершаем: хороший или плохой. Чтобы совершить хороший поступок, мы делаем усилие над собой – это и есть небольшой подвиг.
В жизни можно по разному жить:В горе можно и в радости,Вовремя есть, вовремя пить,Вовремя делать гадости.А можно и так:До рассвета встатьИ, помышляя о чуде,Рукой обожженною солнце достатьИ подарить его людям.
Домашнее задание:
Спросить у родителей, совершали ли они в жизни подвиг?
Найти пословицы про подвиг.