Тезисы к исследовательской работе «влияние неправильной осанки на состояние здоровья школьника»
ТЕЗИСЫ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ «ВЛИЯНИЕ НЕПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА»
Автор:
Любимская-Печёрских Мария,
учащаяся 10 Б класса МБОУ «Лицей №4»
г.Камень-на-ОбиСидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.
Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.
Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.
Цель данной работы: выявить взаимосвязь осанки и состояния здоровья.
Задачи работы:
•оценить значение неправильной осанки для здоровья школьника;
•выявить факторы, влияющие на неправильную осанку;
•рекомендовать средства профилактики нарушений осанки у школьников.
Объект исследования: влияние осанки на состояние здоровья школьника.
Предмет исследования: нарушение осанки школьников МБОУ «Лицей №4».
Основные методы исследования:
•анкетирование
•сравнение данных медицинских осмотров
•обработка данных медицинских карт
Гипотеза: Правильная осанка является одним из важных факторов здоровья школьника.
Первым этапом нашего исследования стало анкетирование учащихся 7,8,9-х классов МБОУ «Лицей №4», по результатам которого мы сделали следующие выводы:
•В настоящее время дети очень любят проводить свободное время у мониторов компьютеров, не задумываясь над тем, что сидя на стуле, они принимают неправильную позу.
•Очень мало детей делают утреннюю зарядку. Зачем нужна ежедневная зарядка? После пробуждения сохраняются замедленные процессы в организме, которые влияют на способность реагировать на ситуации и значительно снижают физическую и умственную активность. Зарядка по утрам – это, прежде всего, процесс, предназначенный для разминки организма. Организм начинает работать, заставляя «просыпаться» все системы организма, снижает утомляемость.
•На уроках дети часто сидят неправильно, искривляя при этом позвоночник.
•К сожалению, много девочек подросткового возраста носят высокие каблуки, этим нарушая опорно-двигательную систему, так как увеличивается нагрузка на позвоночник и стопу.
•Еще одна проблема в том, что достаточно много школьников носят сумку через плечо, что вредит осанки.
Все это в совокупности с другими факторами приводит к ухудшению самочувствия и школьники после уроков испытывают усталость и боль в спине.
Следующим этапом нашей работы было обработка данных медицинских осмотров за несколько лет и выявление динамики нарушения осанки. Анализируя данные, можно сказать, что число учащихся с нарушением осанки не уменьшается, но и резкого увеличения количества учащихся с нарушением осанки не наблюдается.
Затем мы обработали данные медицинских осмотров учащихся всей школы за несколько лет, чтобы проследить динамику нарушения осанки. Мы пришли к следующему: количество учащихся в школе с нарушением осанки не увеличивается. Результатом этого служит динамичная работа с детьми учителей-предметников: проведение бесед, зарядок в классе, привлечение учащихся к активному отдыху на переменах (игры, разминки), учителей физической культуры: проведение на каждом уроке комплекса физических упражнений на исправление неправильной осанки и ее предупреждения, привлечение школьников к занятиям в спортивных секциях.
Таким образом, мы считаем, что неправильная осанка ведет к быстрой утомляемости, ощущается общее некомфортное состояние. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.
Факторами, влияющими, на неправильное развитие осанки являются:
несоответствующая гигиеническим требованиям обувь;
малая двигательная активность;
привычка неправильно сидеть;
невыполнение утренней зарядки;
ношение сумки через плечо.
С помощью методической и медицинской литературы мы выявили огромное значение неправильной осанки на здоровье школьников, а также выявили, что физические упражнения содействуют становлению правильной осанки.
Нами разработаны рекомендации по профилактике нарушения осанки у школьников: обязательные физкультминутки, особенно у младших школьников, беседы, активный отдых на переменах.