Рабочая программа общие соновы технологии металлообработки на металлорежущих станках
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общие основы технологии металлообработки
и работ на металлорежущих станках
2016г
Программа учебной дисциплин «Общие основы технологии металлообработки и работы на металлорежущих станках» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования 15.01.25 Станочник (металлообработка)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
« Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова»
Разработчики:
Велижанцева Татьяна Ивановна, преподаватель специальных дисциплин
Согласовано:
Зам по УР ___________С.Т. Янгирова
«__»________________20______г._
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Общие основы технологии металлообработки и работ
на металлорежущих станках
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка).
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и в профессиональной подготовке работников в области производства металлоконструкций при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
определять режим резания по справочнику и паспорту станка;
рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;
составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;
оформлять техническую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;
правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;
принцип базирования;
порядок оформления технической документации;
основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;
наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;
устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;
правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;
назначение и правила применения режущего инструмента;
углы, правила заточки и установки резцов и сверл;
назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;
грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;
основные направления автоматизации производственных процессов.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные работы
практические работы
16
контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
виды самостоятельной работы:
реферат
6
презентация
6
доклад, сообщение
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
5
Тема 1.
Основные сведения об обработке металлов резанием и режущий инструмент
Содержание учебного материала
2
1
Общие сведения о токарной, сверлильной, фрезерной и шлифовальной обработке. Сущность обработки металлов резанием. Основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы. Современное направление развития науки о резании металлов. Основные рабочие движения детали и инструмента. Элементарные сведения о процессе резания и образовании стружки. Элементы резания при обработке металлов резанием (глубина резания, подача, скорость резания). Припуски на обработку. Режущие инструменты: токарные резцы, свёрла, зенкера, развёртки, фрезы, метчики и плашки: их классификация, элементы. Углы, правила заточки и установки резцов и сверл. Контроль после затачивания.
2
Лабораторные работы
Выбор резцов по виду выполняемой работы.
Измерение геометрических параметров резцов и сверл.
1
Практические занятия
Определение частоты вращения шпинделя по заданной скорости резания. Определение режима резания по справочнику и паспорту станка.
Выбор количества проходов и глубины резания для конкретных условий обработки (работа со справочником и рабочими чертежами).
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Основные сведения об обработке металлов резанием и режущий инструмент».
Составление рефератов и подготовка выступлений.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Токарные резцы: конструкция, назначения (выбор рабочего инструмента согласно рабочему чертежу).
Свёрла: конструкция, назначения (выбор рабочего инструмента согласно рабочему чертежу).
Зенкеры, зенковки: конструкция, назначения (выбор рабочего инструмента согласно рабочему чертежу).
Развёртки: конструкция, назначения (выбор рабочего инструмента согласно рабочему чертежу).
4
Тема № 2.
Технологическая оснастка металлорежущих станков
Содержание учебного материала
2
1
Классификация оснастки. Основные конструктивные элементы приспособления (корпуса, установочные, зажимные, поворотные устройства и фиксаторы). Опорные поверхности, зажимные элементы и приводы. Требования к установке приспособления на станках. Принципы базирования заготовок в приспособлениях (наименование, назначение, условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений). Типовые конструкции приспособлений для закрепления заготовок (3х и 4х кулачковые патроны, цанговые патроны, планшайбы, поводковые зажимные патроны, консольные оправки, расточные головки, тиски и др.). Графическое обозначение опор зажимов и установочных устройств по ГОСТ 3.1107.-81.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Технологическая оснастка металлорежущих станков».
Составление конспектов и подготовка выступлений.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Технологическая оснастка станков.
2. Установочно-зажимные приспособления (согласно рабочему чертежу). Графическое обозначение.
2
Тема №3.
Основные сведения о технологическом и производственном процессах
Содержание учебного материала
2
1
Понятие о технологическом и производственном процессах и их элементах. Общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки. Значение базы для обеспечения технических требований к деталям. Технологическая документация. ЕСТД. Принцип построения технологического процесса.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Составление технологического процесса обработки деталей, изделий на металлорежущих станках.
Разбор и анализ технологических процессов обработки типовых деталей на металлорежущих станках.
Разработка технологических процессов изготовления типовых деталей (согласно рабочему чертежу) в единичном и массовом производстве. Оформление карты эскизов с графическими обозначениями, опор, зажимов и установочных устройств по ГОСТ 3.1107.-81 (оформление технологической документации).
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Основные сведения о технологическом и производственном процессах».
Составление конспектов и подготовка выступлений.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Разработка технологического процесса изготовления детали (согласно чертежу и оборудования мастерской) для уроков производственного обучения. Оформление результатов в технологической карте.
2
Тема № 4.
Общие сведения о механизмах и деталях машин
Содержание учебного материала
2
1
Основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин. Звенья механизмов, кинематические пары и кинематические схемы механизмов. Передаточное отношение и передаточное число. Передачи между валами с параллельными, пересекающимися и скрещивающимися осями. Ремённая, фрикционная, зубчатая, цепная и червячная передачи. Их устройство и назначение. Условные обозначения в кинематических схемах. Способ подсчета передаточного числа. Механизмы, передающие и преобразующие движения. Их устройство, назначение и условные обозначения в кинематических схемах. Основные тенденции конструкций машин и механизмов. Детали машин и требования к ним. Сборочные единицы передач вращательного движения. Оси и валы: их отличие по характеру работы. Подшипники: их разновидность и назначение. Разъемные и неразъемные соединения деталей машин.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема № 5.
Основные сведения о металлорежущих станках: токарных, фрезерных, шлифовальных и сверлильных
Содержание учебного материала
2
1
Краткий обзор станков, классификация и условные обозначения моделей серийного выпуска станков. Устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов.
Токарные станки и виды работ, выполняемых на них. Устройство и принцип работы. Основные узлы, механизмы и детали. Конструкция привода, коробки скоростей, коробки передач и фартука станка. Органы управления, система смазки узлов и механизмов станка. Охлаждение режущих инструментов.
Фрезерные станки. Классификация станков фрезерной группы. Основные виды работ, выполняемых на фрезерных станках. Основные узлы и механизмы. Кинематические схемы современных моделей консольно-фрезерных (горизонтальных, вертикальных, универсально-фрезерных); продольно-фрезерных (копировально-фрезерных, шпоночно-фрезерных и др.) станков. Органы управления горизонтально и вертикально фрезерных станков. Приспособления для установки и закрепления заготовок, их конструкция (одно и многоместные). Методы установки и выверки положения заготовки. Оправки и размерные кольца для установки и закрепления фрез. Требования к установке инструментов и заготовок. Особенности встречного и попутного фрезерования.
Шлифовальные станки и работы, выполняемые на них. Классификация шлифовальных станков. Основные узлы и механизмы кругло и плоскошлифовальных и бесцентровошлифовальных станков. Кинематические схемы современных станков. Сущность и назначение шлифования. Особенности процесса резания при шлифовании. Глубина резания; образование стружки при шлифовании. Режимы резания при шлифовании. Влияние геометрической формы шлифовального круга на обработку. Виды, причины и признаки износа и засаливания шлифовального круга.
Сверлильные станки. Назначение, классификация и работы, выполняемые на сверлильных станках. Устройство основных узлов и механизмов сверлильных станков. Режущие инструменты для обработки на сверлильных станках. Технологическая оснастка для закрепления режущего инструмента и заготовок.
2
Лабораторные работы-
-
Практические занятия
Чтение кинематических схем современных металлорежущих станков.
Определение числа оборотов шпинделя станка на любой скорости вращения (работа с кинематическим схемами станка и паспортом станка).
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Основные сведения о металлорежущих станках: токарных, фрезерных, шлифовальных и сверлильных».
Составление конспектов и подготовка выступлений.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Управление токарными станками (по паспорту станка).
Управление фрезерными станками (по паспорту станка).
Органы управления кругло и плоскошлифовальных станков (по паспорту станка).
Управление сверлильными станками (по паспорту станка).
2
Тема № 6.
Основы резания материалов, инструмент. Инструментальные материалы
Содержание учебного материала
2
1
Процесс образования стружки, виды стружек, способы отвода стружки. Физические явления в процессе обработки металлов резанием (нарост, наклеп). Теплообразование при резании различных материалов. Материалы, применяемые для изготовления режущих инструментов: быстрорежущие стали, твердые сплавы, сверхтвердые материалы. Стойкость режущего инструмента и факторы, влияющие на выбор стойкости. Способы повышения стойкости режущих инструментов. Силы, возникающие в процессе резания, влияние их на процесс резания. Износ режущего инструмента, виды износа, допустимый износ. Правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка. Назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки. Скорость резания и факторы, влияющие на выбор скорости резания. Таблицы и номограммы для выбора скорости резания. Мощность станка и мощность резания при точении и фрезеровании. Смазочно-охлаждающие жидкости (СОЖ), применяемые при обработке различных материалов, их состав и выбор. Способы подвода СОЖ в зону резания. Паспорт станка и его использование в практической работе станочника. Рациональные режимы резания. Выбор рациональных режимов резания по нормативам (по справочнику и паспорту станка).
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Расчёт настройки станка на режимы обработки при назначенных параметрах с проверкой расчётов в производственной мастерской.
Расчет режимов резания по формулам, нахождение требований к режимам по справочникам при разных видах обработки.
Определить форму заготовки, величину припуска и подсчитать режимы резания для обработки деталей (согласно чертежу) с целью ее изготовления на уроках производственного обучения в мастерской (работа с таблицами и паспортом станочника).
3
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Основы резания материалов, инструмент. Инструментальные материалы».
Составление докладов и подготовка выступлений.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Определение величины припусков заготовок (по таблицам справочника).
Подсчет режимов резания при различных способах обработки резанием (по рабочему чертежу).
Чтение и анализ графиков зависимости износа резца в зависимости от продолжительности его работы.
Смазочно-охлаждающие технологические среды при токарных работах, при шлифовании и фрезеровании.
2
Тема № 7.
Технологические процессы обработки типовых деталей на металлорежущих станках
Содержание учебного материала
2
1
Классификация деталей, обрабатываемых на металлорежущих станках; технологические особенности их обработки. Общие принципы технологических процессов обработки деталей (максимальная производительность труда при наименьшей себестоимости в сочетании с высоким качеством обработки). Выбор установочных баз и способов закрепления установочных. Особенности разработки технологических процессов на обработку единичной и партии деталей: последовательность операции с рациональным использованием технологических возможностей оборудования и инструментов. Выбор рациональных режимов обработки. Экономическая целесообразность применяемого технологического процесса. Безопасность труда, как одно из основных требований к разработке технологического процесса. Порядок оформления технической документации в соответствии со стандартами ЕСТД.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Разработка и построение технологических процессов обработки типовых деталей с использованием нормативных и справочных материалов, а также паспорта станков.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Технологические процессы обработки типовых деталей на металлорежущих станках».
Составление конспектов и подготовка выступлений.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление эскизов обработки по образцам деталей и рабочим чертежам.
Выбор баз и базирования при обработках: токарной, фрезерной, шлифовальной и сверлильной (по рабочему чертежу).
Чтение технологической документации.
2
Тема № 8.
Эксплуатация
металлорежущих
станков
Содержание учебного материала
2
1
Система обслуживания металлорежущих станков. Уход за станками. Виды брака из-за неточности станка. Инструменты и приборы, применяемые при проверке станков на точность. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
Проверка станка на точность согласно требованиям норм точностей.
1
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Тема № 9.
Грузоподъемное оборудование цехов и участков
Содержание учебного материала
2
1
Грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах. Грузоподъёмные приспособления и устройства, применяемые для установки и снятия крупногабаритных и тяжёлых заготовок и приспособлений: их устройство и требование к эксплуатации. Требования Госгортехнадзора к оборудованию и производству работ по подъёму и перемещению грузов. Требования безопасности при установке и перемещении тяжёлых заготовок, деталей и приспособлений.
2
2
Экскурсия по теме «Грузоподъемное оборудование цехов и участков».
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Грузоподъемное оборудование цехов и участков».
Подготовка отчета по экскурсии по теме «Грузоподъемное оборудование цехов и участков».
1
Тема № 10.
Сведения по механизации и автоматизации производства
Содержание учебного материала
2
1
Общие сведения. Значение механизации и автоматизации производства. Загрузочные устройства металлорежущих станков. Промышленные роботы. Металлорежущие станки специального назначения. Основные направления автоматизации производственных процессов.
2
2
Экскурсия по теме «Сведения по механизации и автоматизации производства».
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по теме «Сведения по механизации и автоматизации производства».
Подготовка отчёта по экскурсии по теме «Сведения по механизации и автоматизации производства».
1
Тема № 11.
Современные технологические процессы станочной обработки
Содержание учебного материала
1
1
Тема разрабатывается преподавателем применительно к новой технике и технологии производства базового предприятия.
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
-
Дифференцированный зачет
2
-
Всего:
48
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах», мастерской металлообработки.
Оборудование учебного кабинета:
места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебно-наглядные пособия: плакаты, справочник токаря, операционные и маршрутные карты, и специальная литература по дисциплине.
Технические средства обучения:
демонстрационное устройство токарного станка;
демонстрационное устройство фрезерного станка;
тренажер для отработки навыков управления суппортом токарного станка;
АРМ преподавателя, мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Автоматизация производственных процессов в машиностроении / А.Г. Схиртладзе, В.Н. Воронов, В.П. Борискин. – М., 2009. – 612 с.
Валы и оси. Подшипники. Муфты приводов с задачами и примерами расчётов / П.Н. Учаев, С.Г. Емельянов, И.С. Захаров [и др.] – М., 2009. – 120 с.
Слепинин, В.А. Технология токарной обработки: учеб. пособие для нач. проф. учеб. заведений / В.А. Слепинин, А.Г. Схиртладзе. – М.: Дрофа, 2007. – 303 с.
Формообразующие инструменты машиностроительных производств. Инструменты общего назначения / В.П. Гречишников, А.Г. Схиртладзе, В.П. Борискин, А.И. Пульбере, Л.А. Чупина. – М., 2009. – 432 с.
Чернов, Н.Н. Технологическое оборудование (металлорежущие станки) / Н.Н. Чернов. – РнаД: Феникс, 2009. – 492 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительные источники:
Автоматизация производственных процессов в машиностроении / Ю.З. Житников, Б.Ю. Житников, А.Г. Схиртладзе [и др.] – М.: Высшая школа, 2010. – 656 с.
Гарифуллин, Ф.А. Материаловедение и технология металлов: Учебник / Ф.А. Гарифуллин, Г.П. Фетисов. – М.: Оникс, 2009. – 628 с.
Оборудование машиностроительных предприятий / А.Г. Схиртладзе, В.П. Борискин, В.И. Выховец, И.И. Никифоров, Я.Н. Отений [и др.] – М., 2011. – 168 с.
Слепинин, В.А. Технология токарной обработки: Учебное пособие для начального профессионального образования / В.А. Слепинин, А.Г. Схиртладзе. – М.: Дрофа, 2007. – 304 с. – (Начальное профессиональное образование).
Схиртладзе, А.Г. Станочник широкого профиля: Учебник для учащихся профессиональных учебных заведений / А.Г. Схиртладзе, В.Ю. Новиков. – М.: Высшая школа, 2007. – 464 с.
Схиртладзе, А.Г. Техническая оснастка машиностроительных производств. – В 4х томах / А.Г. Схиртладзе, В.П. Борискин. – М.: Высшая школа, 2010. – (Том 1 – 548 с., том 2 – 520 с., том 3 – 540 с., Том 4 – 392 с.).
Схиртладзе, А.Г. Технологические процессы в машиностроении / А.Г. Схиртладзе, С.Г. Ярушин. – М.: Высшая школа, 2011. – 524 с.
Информационные источники сложной структуры.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
Текущий контроль: практические занятия, лабораторные работы, самостоятельные (внеаудиторные работы).
Промежуточный контроль: практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы.
Итоговый контроль: экзамен.
определять режим резания по справочнику и паспорту станка;
рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;
составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;
оформлять техническую документацию;
Знания:
основ теории резания металлов в пределах выполняемой работы;
правил определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;
общих сведений о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;
принципа базирования;
порядка оформления технической документации;
основных сведений о механизмах, машинах и деталях машин;
наименования, назначения и условий применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;
устройства, кинематических схем и принципа работы, правил подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;
правил технического обслуживания и способов проверки, норм точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;
назначения и правил применения режущего инструмента;
углов, правил заточки и установки резцов и сверл;
назначения и правил применения, правил термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основных углов и правил заточки и установки;
грузоподъемного оборудования, применяемого в металлообрабатывающих цехах;
основных направлений автоматизации производственных процессов
13PAGE 15
13PAGE 14715
13PAGE 15
13PAGE 141415
13 PAGE 14315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315