Конспект урока по русскому языку на тему «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний».

РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс

ТЕМА: «Роль взаимной связи между словами при построении высказываний».

Цель.
Образовательная: выявление роли взаимной связи между словами в построении высказывания; познакомить с другими вариантами типа взаимной связи (не только сущ.+глаг., но и сущ. + прил., мест. + сущ.).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные УУД:
развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
учить соблюдению правил работы в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД:
формировать умение работать со знаково-символическими средствами для создания модели изучаемого понятия;
учить использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Личностными результатами изучения курса “Русский язык” являются следующие умения и качества: – любовь и уважение к языку, культуре; – интерес к чтению, потребность в чтении; – интерес к письму, к письменной форме общения; – интерес к изучению языка; – осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.




Ход урока

1. Организация класса.
Запись числа.
2. Актуализация знаний.
Орфографический диктант: Россия славится, трактористы и комбайнёры, колосится рожь, он труженик, посадили семена, работа трудна, солнечный и ясный, трудятся в полях.

-Что мы записали? (синтаксические единицы) Что называется синтаксическими единицами?
- Между словами высказывания существует три типа связи. Назовите их.
- Когда связь между словами является сочинительной? (слова, выполняющие одинаковую работу и грамматически не зависящие друг от друга, т.е. однородные)
- Назовите особенности подчинительной связи. (формы одного слова зависят от другого)
- Как называется синтаксич. единица с подчинительной связь? (словосочетанием)
- Что такое «Взаимная связь»? (это грам. связь между словами, формы которых зависят друг от друга)
МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ЗНАЕТЕ ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ.

3. -Определите тип связи в синтаксических единицах.
(Дети работают в группах. От каждой группы выходит представитель и на интерактивной доске соотносит синтаксич. единицу с нужным типом связи- остальные группы оценивают)

Может возникнуть вопрос: куда отнести синтакс. единицы- он труженик и работа трудна
Вопрос фиксируется на доске.
-Что же нам предстоит выяснить на уроке?
-По какому плану будет выстраивать свои действия?
-понаблюдаем за другими синтаксич. единицами
-проверим грамматические формы слов

4. Сравнение единиц, построенных на основе подчинительной и взаимной связи.

- Продолжим нашу работу:
1.-Спишите синтаксические единицы в тетрадь, определите части речи и тип связи. Один человек будет работать у доски.

Поля вспаханы (сущ.+гл.) взаим. связь

Вспахали поля (гл.+сущ) подчин.связь

Проверяем. Согласны с работой ?
- Сравните слова 1-ой и 2-ой синтаксической единицы: что интересное заметили? Одни и те же слова или разные? (слова одни и те же, одни и те же части речи, а типы связи пазные)
- А типы связи между ними какие?

- Какой вывод можно сделать?
- ДА, ОДНИ И ТЕЖЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

5. Наблюдение над взаимной связью между разными частями речи.

-Переходим ко 2 пункту нашего плана.
Запишем:
он труженик (мест.+сущ.)
работа трудна (сущ.+прилаг.)

-Какой частью речи являются эти слова?
-Как связаны между собой слова? Проверьте грамматические формы слов (работа в паре)
-Что удалось выяснить? ( Что слова не по всем грамм. формам могут меняться.)
-Какой же тип связи у этих синтаксич. единиц? (взаимная связь)

- КАКИЕ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ КРОМЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ?
-Зафикструйте вывод с помощью модели:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

- ДА, ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ГЛАГОЛЫ, НО И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

-Можем ли мы ответить на вопрос, который возник в начале урока? Куда теперь вы отнесёте синтаксич. единицы: он труженик и работа трудна
(Дети на интерактивной доске определяют эти синтаксич. единицы во взаимную связь)


6. На экране интерактивной доски :
1. медаль героя
2. тяжёлый труд
3. он ветеран
4. полны закрома
5. она хозяйка
6. труден путь


Запишите те высказывания, в которых слова связаны взаимной связью.
1 вариант по схеме : мест. сущ.

2 вариант по схеме: сущ. прил.

Проверяем 1 вар.( Выходят по очереди к интерактивной доске и выбирают свои высказывания.)
-Все остальные высказывания относятся ко 2 варианту? ( Нет. Есть лишние - медаль героя, тяжёлый труд)
Проверяем 2 вар.

ФИЗМИНУТКА.


7. Конструирование высказывания из словосочетаний с помощью взаимной связи между независимыми членами.
-Запишите словосочетания и определите каким типом связи связаны слова
в них.
Песни птиц - подчинительная
В садах и парках - сочинительная

-Образуйте из этих синтаксических единиц одно высказывание.
(Работаем коллективно. Записываем предложение в тетради и фиксируем на доске.)

В садах и парках слышны песни птиц.

- Посмотрите внимательно. Какой новый тип грамматической связи между словами, которого не было в словосочетаниях, в высказывании появился? Между какими словами? Зависимые это слова или независимые? А каким типом связи связаны слова в ней?
-Можно построить высказывание без взаимной связи?
-Какова же роль взаимной связи в словосочетании?
(взаимная связь связывает независимые слова, из которых состоит высказывание)

8. Самостоятельная работа.

С давних пор кормит людей земля. Она наша кормилица. Пол-ж_ш_ в неё горстку зерна – получ_ш_ сто горстей. Спрячеш_ одну к_ртоф_лину – вытащ_ш_ десяток. Посееш_ мешок пшеницы – соб_рёш_ богатый ур_жай хлеба.
Земля щ_дра к человеку, но и люди добры к ней

Прочитайте.
- Как можно озаглавить этот рассказ?
- Как люди относятся к земле? В чём их доброта? Спишите текст. Допишите продолжение - 1 предложение.
- Найдите высказывания с взаимной связью, которые соответствуют схеме:
Мест.+сущ.
Сущ.+ прилаг.
-Покажите взаимную связь.

Проверяем.
- А если убрать взаимную связь из высказывания?(Закройте пальцем вз. связь в первом высказ. Что случилось с высказ.?)

9. Рефлексия

Я работал
Я могу
Я узнал

10. Д/з с. 52 №242
Надо озаглавить текст, определить: повествование, описание или рассуждение это и указать стрелочками связь между совами.

























Взаимная связь
Сущ.+глаг.
Мест.+сущ.
Сущ.+ прилаг.