Метод проектов во внеурочной деятельности младших школьников
Метод проектов во внеурочной деятельности
младших школьников
Для образования и социализации младших школьников огромное значение имеет научно-познавательная краеведческая деятельность. К этому возрасту, ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации краеведческой информации и, что самое сложное, не видит возможностей ее применения в своей повседневной жизни. Одним из основных методов обучения краеведения является проектная деятельность. Она позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Типы проектов отличаются многообразием. Приведу пример, на мой взгляд, успешного информационного проекта. Под ним понимается сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории.
Информационный проект «Знакомьтесь, Воронежский заповедник!»
Выбор темы
Хочется начать своё выступление со слов:
Любите родную природу - Озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою. Навеки родная земля.
Этому учит краеведение, которое проходит во внеурочной деятельности в нашем классе. Сегодня мы отправимся в заочное путешествие по Воронежскому краю, беря во внимание экологическое направление темы нашего совместного проекта. Обратите внимание на эмблему заповедника – фигуры бобра и оленя в обрамлении ветвей. Изображение ревущего оленя выглядит внушительнее, но своим созданием и существованием заповедник обязан, прежде всего, бобру.
Цель проекта: расширить и углубить знания о Воронежском государственном биосферном заповеднике.
Задачи:
1. Познакомиться с историей заповедника.
2. Узнать больше о его флоре и фауне.
3. Способствовать формированию гуманного отношения человека к природе.
База исследования: растительный и животный мир Воронежского государственного природного биосферного заповедника.
Методы исследования: наблюдение, анализ, сбор информации из энциклопедий, журналов, интернета, консультация с учителем и родителями.
План работы:
1.Посетить экскурсию в Воронежский государственный заповедник.
2. Распределить обязанности по выполнению проекта.
3.Извлечь нужную информацию из различных источников.
4.Приготовить рисунки, фотографии, сообщения.
История заповедника
Первоначально целью создания заповедника (1923г.) являлась охрана немногочисленной популяции речного бобра, находящегося в то время на грани исчезновения, а с 1927 г. целью его работы стала охрана и изучение всех природных комплексов и объектов, находящихся на территории Усманского бора.
Музей природы существует в заповеднике с 1934 г. Благодаря обширной экспозиции и активной эколого- просветительской работе, в настоящее время его посетило более миллиона любителей природы. Там на экскурсии я узнал, как разнообразна жизнь заповедника, какой удивительный мир он охраняет.
В 1985 г. Воронежскому заповеднику присвоен статус биосферного с вручением сертификата ЮНЕСКО, то есть он вошел в международную сеть т.н. «биосферных резерватов». Биосферные заповедники призваны служить моделью гармоничных отношений человека и живой природы.
1997 г. - Заповедник награжден большой памятной медалью Всероссийского Общества охраны природы.
С 2009 года Воронежский заповедник осуществляет охрану государственных природных заказников федерального значения «Воронежский» и «Каменная степь».
В августе 2013 года Воронежскому заповеднику было присвоено почетное имя В.М. Пескова, известного писателя, журналиста, натуралиста, внесшего неоценимый вклад в дело сохранения природного наследия России.
Наше изучение растительного и животного мира Воронежского государственного заповедника началось с посещения Музея природы, расположенного на территории заповедника.
Современный растительный покров заповедника
представляет собой сочетание сосновых (32.3 % общей площади), широколиственных (преимущественно дубовых) (29.3 %), осиновых (19.3 %), березовых (5.7 %) и черноольховых (5.2 %) лесов. Около 3 % общей площади заповедника – это сухие, умеренно увлажненные и сырые местообитания, занятые травянистыми растениями, 2.5 % территории занимают болота.
На сегодняшний день произрастает более 1000 видов растений, около 300 видов грибов, 133 вида лишайников и 134 вида мхов.
Пятая часть флоры обладает лечебными свойствами.
Это: болиголов, брусника, валериана, девясил высокий, душица, зверобой продырявленный, липа мелколистная, дуб и др.
350-летний «Петровский» дуб, растущий на центральной усадьбе заповедника, внесен в список объектов историко-природного наследия области.
За весь период существования, в заповеднике и его охранной зоне зарегистрировано 333 вида позвоночных животных, в том числе 1 вид миног, 39 видов рыб, 9 видов земноводных, 7 видов пресмыкающихся, 217 видов птиц и 60 видов млекопитающих. Зарегистрировано и занесено в Красную книгу России 23 вида позвоночных животных, 18 видов птиц, 2 вида млекопитающих, 7 видов насекомых.
Наиболее крупные млекопитающие обитающие в заповеднике, относятся к отряду парнокопытные. Это кабан, косуля, лось, благородный олень.
Самый крупный хищник заповедника – волк. В заповеднике зимой обитает около 20 волков.
Нередка в заповеднике обыкновенная лисица.
В середине 30-х годов в заповеднике прошла успешную акклиматизацию енотовидная собака, родина которой находится на Дальнем Востоке.
Самый крупный из семейства куницевых – барсук. С водоемами тесно связана американская норка. Зайцев зарегистрировано два вида - беляк и русак. Довольно легко заметить обыкновенных белок. Очень редка ондатра.
Необходимо упомянуть большого тушканчика и крапчатого суслика. В последние годы их численность сильно снизилась.
Очень редкая в заповеднике выхухоль (внесена в Красную книгу РФ), она ведет водный образ жизни. Основной «птичий» облик лесов заповедника формируют воробьинообразные. Это: зяблик, певчий дрозд и множество других. Фауна гнездящихся дневных хищных птиц насчитывает 15 видов. Среди них змееяд. Из сов в лесах заповедника регулярно гнездится в большом количестве обыкновенная неясыть.
Конечно же, мы познакомились не со всеми представителями животного и растительного мира Воронежского государственного заповедника. Но мы точно выяснили, что этот мир необыкновенно разнообразен, удивителен, а его обитатели, порой очень редкие, нуждаются в защите. И мы точно можем утверждать, что самая главная задача заповедника: осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии природных комплексов в целом.
Мы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».
Научно-познавательная краеведческая деятельность создаёт благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта). Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, позволил реализовать творческое сотрудничество учителя, ученика и родителя.
Список используемой литературы
1. Дорогань Л. В. Экологическое краеведение. Воронеж, 2007г.
2. Воронеж. История края в его музеях. Воронеж: Издательство «Полярис», 2007 г.
3.Заповедная природа Воронежского края / сост. Попова Л.И. Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009 г.
4.Поливанова К.П. Проектная деятельность школьников, 2011г.
15