Сценарий внеурочного мероприятия по истории Средних веков «Рыцарский турнир» (6 класс)


Амплеева Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания,
МБОУ гимназия № 9

«Рыцарский турнир»
Сценарий внеурочного мероприятия по истории Средних веков.

Цель: закрепить ранее изученный материал, проверить уровень усвоения изученного материала.
Участники турнира: учащиеся 6 классов
На подготовительном этапе учащиеся получают задания:
подготовить команду (8 человек) для участия в интеллектуальной викторине;
нарисовать плакат на тему «Культура Средневековой Европы» и придумать его представление;
подготовить костюмированное представление на одну из предложенных тем:
Христианская церковь в Средневековье
Империя Карла Великого
Один день в Константинополе
Образование славянских государств
Исламский мир
Рыцарство и крестьянство
Заседание городского магистрата
Столетие бедствий
Индия и Китай в эпоху Средневековья
Монгольская империя
Перед началом турнира проводится жеребьевка, чтобы узнать в какой последовательности команды будут представлять плакаты и показывать представления.

Сценарий.

Ведущий 1: Средневековье – мир особый:
Тут замки, дамы в париках,
Тут рыцари в турнирах гибнут,
За честь сражаясь на мечах.
Ведущий 2: Средние века – это период времени между прекрасной античностью и ученым Новым временем. Многие считают, что эта эпоха темная и страшная, что это время инквизиций, чумы и жестоких войн. Но ведь это и время, когда быстрыми темпами увеличивалось население Европы, расширялась торговля, открывались первые университеты. Средние века – это время зарождения научной мысли, это время рождения современной литературы.
Ведущий 1: А много ли о Средневековье знают ученики нашей школы?
Ведущий 2: Сегодня мы это и проверим!
Ведущий 1: Но прежде, позвольте представить жюри! (ведущий представляет жюри)
Ведущий 2: Итак, команды готовы, и мы начинаем I этап нашего турнира – интеллектуальный. Сейчас каждая команда получит задания викторины. Внимание! Время для решения заданий ограничено.
(Помощники разносят вопросы викторины, команды приступают к решению заданий)
Ведущий 1: А пока наши команды выполняют задания, мы приступаем ко II этапу турнира – Выставке плакатов.
(команды представляют свои плакаты)
Ведущий 2: Вот и подошел к концу II этап турнира. И уже заканчивается время, отведенное для написания интеллектуальной викторины. Внимание команды! Последние 10 секунд и сдаем работы! 10, 9, 8, 7, 1 Всё!
(помощники собирают работы и передают их жюри)
Ведущий 2: Спасибо командам за участие!
Ведущий 1: А наш турнир на этом не заканчивается, и пока жюри подводит итоги по первым двум этапам, мы плавно переходим к самому интересному, самому сложному испытанию – костюмированному представлению! И открыть этот конкурс сегодня выпала честь команде 6 «____» класса! Приветствуем участников!
(костюмированные представления команд-участниц турнира)
Ведущий 2: Вот и подошел к концу наш рыцарский турнир! И нам остается только подождать решения жюри.
Ведущий 1: Но кроме итогов, хотелось бы услышать мнение жюри о сегодняшнем мероприятии!
(слово жюри, жюри подводит итоги, вручает участникам турнира памятные грамоты и призы)

Задания викторины.
1. Определите событие, скрытое под названием – «Война Алой и Белой розы». Объясните смысл названия.
2. Ответьте на вопросы:
А) В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге?
Б) В какой стране были самые длинные стены?
В) По какой лестнице никто никогда не ходил?
Г) Человек, который изобрел книгопечатание?

3. Установите соответствие:
а) Филипп IV                                1) английский король, подписавший под
                                                          давлением баронов Великую хартию
                                                         вольностей
б) Уот Тайлер                               2) выдающийся мыслитель Средневековья
в) Иоанн Безземельный     3) французский король, успешно завершивший Столетнюю войну
г) Пётр Абеляр                             4) император франков, прославившийся
                                                       завоевательными походами        
 
д) Карл VII                                   5) вождь крестьянского восстания в Англии
е) Иоганн Гуттенберг 6) французский король, добившийся
                                                          серьёзных успехов в создании сословно-
                                                          представительной монархии
ж) Карл Великий                         7) создатель  книгопечатания
4. Выберите правильный ответ:
а) священная книга мусульман
1. Коран. 2. Библия. 3. Талмуд. 4. Законы XII таблиц

б) почему в Европе в средневековье повсеместно строится множество замков
1. для защиты от вторжений варваров.
2. для защиты во время междоусобных столкновений
3. для защиты феодалов от массовых крестьянских волнений
4. по указам и распоряжениям короля

в) одним из величайших достижений средневековой культуры являлась:
1) алхимия 2) схоластика 3) теология 4) астрология

г) Столетняя война велась:
1) 1212-1328 гг.
2) 1309-1425 гг.
3) 1337-1453 гг.
4) 1347-1463 гг.

д) характерная черта романского стиля:
1. высокие узкие башни
2. большие окна с витражами
3. многочисленные полукруглые арки внутри храма и на его фасаде
4. тонкие колонны, расположенные в несколько рядов

е) донжон – это:
1. звание 2. оружие рыцаря 3. главная башня замка 4. крепостная стена

5. Дайте определение:
А) Инквизиция – это
Б) Индульгенция – это
В) Барщина – это
Г) Коран – это
Д) Реконкиста – это

6. Вставьте вместо пропусков:
Перелом в ходе Столетней войны связан с именем ___________________, сумевшей снять осаду англичан с _____________________.