Конспект итогового занятия по психологии Я- личностьдля 4 класса
Итоговое занятие по психологии в 4 классе
1. Приветствие (в кругу). Упражнение «Комплимент-пожелание». Например: «Здравствуй, Паша, я желаю чтоб тебе сегодня всё удавалось!»
2. Тема занятий в 4 классе «Я - личность». Хочу начать с цитаты «Наша личность - это сад, а наша воля - его садовник.» У.Шекспир
- Как вы её понимаете?
- Хочу продолжить , зачитав отрывки из ваших сочинений. Вам предлагалось несколько тем по выбору . ( Зачитываются сочинения ребят по следующим темам : «Кто я ?», «Какой я стала?», «Я хочу воспитать в себе…», «Любить - это значит…..»)
3. Беседа «Что есть в Королевстве Внутреннего Мира?»
- Сегодня на итоговом занятии нам предстоит восстановить всё, что мы с вами узнали за год о Королевстве Внутреннего Мира, о его жителях. Как вы уже знаете, это Королевство есть у каждого из нас: и у меня, и у….,и у ….У каждого из вас оно – особенное , не похожее на другие Королевства. На наших занятиях мы знакомились с тем , что есть в вашем Королевстве Внутреннего Мира , с его жителями. Сейчас вы должны собрать всех жителей вместе. Имена жителей Королевства знакомы вам и написаны на карточках. Вот только каждое имя представлено на двух карточках, и чтобы его прочитать, необходимо их соединить. (Раздать детям по одной карточке , на которых записаны понятия : Самооценка , Активность , Характер , Эмоции , Темперамент , Воля и волевые качества, Психология).
- Поищите и соедините две разные карточки так, чтобы получилось знакомое имя. Те, кто нашёл себе подходящую пару , садятся рядом друг с другом. Каждая пара прочитывает получившееся имя и объясняет, что оно обозначает, как они понимают то, что написано на двух карточках.
4. Задание «Соедини стрелками»
- В этом задании необходимо соединить стрелками подходящие по смыслу понятия и группы слов. Каждый выполняет задание самостоятельно . (Проверить правильность выполнения задания)
5. Игра «Солнце и планеты» (нарисовать на полу круг мелом)
- В игре участвуют один ведущий , который является солнцем, и 5-6 участников - «планет». Остальные ученики- наблюдатели , фиксирующие изменения в расположении «планет». «Солнце» и «планеты» выходят на середину класса. «Солнце» располагается на определённом месте ( в кругу). Игра заключается в том, что «солнце» расставляет окружающие его « планеты» в соответствии со сходством характеров. Потом оно становится на своё место и закрывает глаза (косынкой), а «планеты» в это время на счёт «1-2-3» встают от «солнца» по собственному усмотрению. После «солнце по команде учителя открывает глаза и называет, что изменилось в расположении «планет». Потом «солнцем» становится другой участник игры.
6. Игра- импровизация «Нет мороженого».
- Сейчас проверим, как вы усвоили, чем различаются друг от друга люди различных типов темперамента. Представьте себе следующую ситуацию. Мальчик очень хотел купить мороженое и думал, что успеет прийти до закрытия киоска. Но он опоздал - киоск уже закрывался, и продавец отказался продать ему мороженое. Здесь возможны четыре варианта поведения в зависимости от типа темперамента. Тот, кто получит роль, покажет нам, как повели бы себя холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. А мы попытаемся угадать , кто это. (Учитель раздаёт роли в соответствии с психологическими особенностями детей)
- А теперь угадайте. Кто есть кто?
7.- Прослушаем стихотворение «Бывают чувства разные» и при помощи выразительных движений «проиллюстрируем» стихотворение.
«Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Весёлые, печальные,
Игральные, молчальные,
Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса.
Попробуй шею важно,
Как лебедь выгибать.
Все скажут: «Он отважный!»
И будут уважать»
8. Упражнение « Радость», «Удивление», «Грусть», «Гнев».
Участникам предъявляется пиктограмма с изображением эмоции радости. После того, как все поняли, какую эмоцию изображает пиктограмма, ведущий просит объяснить: «По каким признакам мы можем определить, что человек испытывает радость, удивление. Каждый пытается изобразить эмоцию грусти. Конкурс «на самую грустную грусть», «на самый гневный гнев».
9. Упражнение «Куда ухолит злость».
- Пока мы выполняли предыдущее упражнение. В комнате накопилось очень много злости. Мы не можем работать, пока злость с нами. Давайте разойдёмся по комнате и руками сгоним всю злость в середину. Теперь давайте потопаем ногами, чтобы злость испугалась и поднялась вверх. А теперь давайте все вместе дуть на злость, чтобы она улетела в открытое окно.
10. Упражнение «Высвобождение гнева» (ознакомить).
- Подушка, на которую будет вымещаться агрессия, кладётся перед ребёнком, а он должен сильно ударять по ней - бадминтонной ракеткой или просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева. Игра полезна взрослым не менее, чем детям.
11.Задание «Что я чувствую, слушая музыку?»
- Как вы думаете, можно ли свои эмоции передать музыкой? Действительно можно. Это прекрасно удаётся композиторам, которые умеют шифровать в своих музыкальных произведениях волнующие их переживания. Сейчас прозвучит мелодия. Вы сначала слушаете её с закрытыми глазами, а потом рисуете в альбоме картинку, образ, появившийся у вас под влиянием мелодии.
12. Задание «За что меня любит мама?»
Все дети садятся по кругу. Каждый ребёнок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем один из детей (желающий) повторит, за что любит мама каждого из присутствующих в группе ребёнка.
- Приятно ли было им узнать, что всё , что они сказали, другие дети запомнили?
Дети должны прийти к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
13. Задание «Связующая нить».
- По кругу передаётся клубок ниток. Тот, кому достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая партнёру клубок.
Таким образом, к концу упражнения все участники будут держаться за одну нитку, растянутую по кругу. Передавая клубок, участник говорит, что он чувствует сейчас, чего он хочет для себя, чего желает другим.
14. Подведение итогов:
- Всё когда - нибудь заканчивается. Сегодня было наше последнее занятие. Я хочу поблагодарить всех. Вы здорово работали. Сейчас хотелось бы, чтобы каждый из вас поделился своими впечатлениями и мыслями о наших занятиях.
На доске:
- Как чувствовали себя во время занятий?
- Изменилось ли что-то в их отношениях с окружающими?
- Считают ли они подобные занятия полезными?
- Хотелось бы им продолжить работу?