Экологический проект Озеленение школы



МБОУ СОШ № 5 г.Лермонтова












Автор: Корнеева Алина
Руководитель: Масло Е.В.
учитель биологии.




Лермонтов 2016 – 2017 гг.



Социально-экологический проект:


Тема: «Озеленение школы»

Автор: Корнеева Алина




Руководитель проекта: Масло Евгения Валерьевна –
учитель биологии МБОУ СОШ № 5


Директор школы: Чиркова Маргарита Анатольевна


Название учреждения: МБОУ СОШ № 5


Адрес: г. Лермонтов, ул. Гагарина, 12






-1-

ОГЛАВЛЕНИЕ


Актуальность проблемы 4 стр.
Обоснование необходимости проекта . 5 стр.
Цели и задачи проекта ... 6 стр.
Описание проекта ... 7 стр.
Реализация проекта 9 стр.
Краткие выводы .. 12 стр.
Литература .. 13 стр.
Приложение 14 стр.










-2-
Актуальность проекта.

Обычай украшать своё жилище живыми растениями существует очень давно. Он возник в странах с ярко выраженной сменой времён года. И в нашем регионе холодное время года преобладает над теплым. Когда много месяцев подряд перед глазами серая и унылая картина природы, поневоле хочется весны, зелени и ярких красок.
Удовлетворяя эстетические потребности человека, комнатные растения также выполняют санитарную роль – очищают воздух, насыщают его кислородом. Многие комнатные растения являются фитонцидами.
Кроме того, комнатные растения в нашей школе могут служить пособием при изучении ботаники, вопросов наследственности и изменчивости, физиологических и биологических процессов у растений.




-3-
Обоснование необходимости проекта.

Где бы мы ни жили – в центре огромного города или в сельской глубинке, - комнатные растения украсят нашу жизнь.
Растения необыкновенно украшают интерьер помещения, делают его теплее и уютнее.
В нашем регионе лето, увы, недолгое. В долгие зимние, холодные дни возникает потребность общения с природой. Такую связь с природой, хотя в чём-то условную, и создаёт уход за комнатными растениями.
О необходимости этого проекта говорят и результаты анкетирования учащихся нашей школы.
В анкетировании принимали участие ребята 5х-11х классов.
(в количестве 170 человек.)
Было немало интересных предложений в ответах на 4-ый вопрос. Здесь ребята предлагали сочетать комнатные цветы с пейзажами, использовать природный материал для оформления композиций. Некоторым хочется видеть в нашей школе живой уголок с попугаями, рыбами, и даже фонтаны.
Разведение школьного сада потребует много знаний и времени. Ведь нужно научиться правильно ухаживать за питомцами, это значит создать им условия, в которых они привыкли жить в природе, на своей родине, или по крайней мере по возможности приблизиться к ним. А для этого надо знать, откуда родом растение, которое мы хотим вырастить. Надо знать, какие главные условия требуются всем комнатным растениям, как их размножать, куда их ставить, как поливать и как выбирать для них землю, какими болезнями болеют растения, какие на них нападают насекомые вредители.
Некоторые комнатные растения являются лекарственными и фитонцидами – необходимо изучить и пронаблюдать, какую роль они играют в сохранении здоровья учащихся.
Комнатные растения играют важную роль в воспитании учащихся, а некоторые из них являются здоровьесберегающим фактором например: алое, герань, каллизия
душистая - «золотой ус» См. приложение.
-4-
Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Создание условий для сохранения здоровья
учащихся и формирование эстетического
вкуса.


Задачи:

Изучить проблему.
Выбрать группу активистов.
Распределить обязанности.
Изучить специальную литературу о комнатных растениях.
Составить план мероприятий.
Организовать сбор материала для реализации проекта.
Вовлечь в реализацию проекта детскую организацию школы, родительский комитет, местное население администрацию школы .
Пронаблюдать влияние комнатных растений на здоровье учащихся, и этические нормы поведения.
Подвести итоги исследования.

-5-
Описание проекта.
Их любили в древности.
Их любят сейчас.
Их будут любить всегда.
Безмолвные и прекрасные, часто беззащитные и зависимые от человека, цветы способны покорять сердца, сводить с ума, они оставляют следы в истории и вдохновляют поэтов.
Разведение школьного комнатного сада потребует много знаний и времени. Необходимо изучить специальную литературу по уходу за комнатными растениями:
Какая освещённость и температура нужна тому или иному растению;
Как и сколько их надо поливать и опрыскивать;
Какой должна быть земля;
Какими удобрения бывают и как их использовать, чтобы не навредить растениям,
В каких горшках их выращивать.
Специальные знания нужны и для того, чтобы правильно размножить, пересадить, произвести формирующую обрезку.
Особо тщательно надо изучить, как и почему болеют растения и как бороться с болезнями и вредными насекомыми.
Важно изучить ассортимент комнатных растений, их внешние признаки и особенности их побегов, листьев, цветов и соцветий, плодов. (см. приложение)
Изучить основные жизненные формы комнатных растений:
Травянистые – растения тропических районов земного шара, которые приспособились к комнатной среде (аспидистра, бегония, зебрина,камнеломка, кислица, пеперомия и др.)
Суккуленты – растения, имеющие свойство накапливать в своих органах запасы воды (кактусы, седумы, эхеверии, эхинопсисы, опунции, мамиллярии и др.)
Ампельные – или висячие растения. Название происходит от немецкого слова ампель» - висячая ваза (хлорофитум, традесканция
Лианы – растения с длинными, обычно гибкими побегами (аспарагус тончайший, хойя, циссус, монстера и др.)
Древесные – небольшие красивоцветущие и лиственные деревца, кустарники, кустарнички (аббутилон, фикус, кодиэум, олеандр, фуксии и др.)
Луковичные – эти растения применяются реже, хотя гипеаструм, гемантус встречаются в комнатах довольно часто.
Создать картотеку комнатных растений нашей школы с указанием русского и латинского названий и родины данного растения.
Выбрать группы цветоводов в каждом классе.
Распределить обязанности по разведению и уходу за цветами.
Организовать сбор черенков, семян, растений, цветочных горшков.
Вести статистику заболеваемости в классе для учёта влияния комнатных растений на здоровье учащихся.
Собирать интересную информацию о комнатных растениях (легенды, истории, цветы-символы, язык цветов – их значение, гороскоп цветовода и т.п.)
Накапливать и систематизировать знания о комнатных растениях для исследовательской работы.
Проект рассчитан на 3 года.
Для реализации проекта были созданы группы активистов и распределены обязанности:

Ботаники
Агротехники
Литературоведы
Медики
Дизайнеры




-6-
Реализация проекта.


Мероприятие
Сроки
Ответственные
Ожидаемый
результат

1.
Изучить проблему.
Сентябрь
Администрация школы, учителя биологии, экологии.
Определить актуальность проблемы.

2.
Выбрать группу активистов.
Сентябрь
Актив класса
(5-11 класс)
Создание группы цветоводов. Определение с названием группы.

3.
Распределить обязанности.
Сентябрь-
октябрь
Группа
цветоводов.
Распределение обязанностей по поливу и уходу за цветами, их разведению. Например, эту работу выполняет каждую неделю группа цветоводов дежурного класса. Создание активных групп.

4.
Изучить специальную литературу о комнатных растениях.
Октябрь
Группа цветоводов.
5-11 класс
Приобретение знаний о видах комнатных растений, условиях ухода за ними, способах размножения, принципах размещения цветов в помещении, о болезнях и вредителях цветов, о цветочных композициях.

5.
Составить план мероприятий.
Октябрь
Группа цветоводов.
Планирование мероприятий по озеленению школы в каждом классе.
Совет экологов-цветоводов всех классов составляет общий план мероприятий.


6.
Организовать сбор материала для реализации проекта.
Сентябрь-
октябрь
9 б класс
9 а класс
Ответственные организовывают сбор цветочных горшков (например, пластмассовые баночки из под майонеза), заготовка почвы, черенков комнатных растений, отростков.


7.
Вовлечь в реализацию проекта детскую организацию, родительский комитет, местное население администрацию школы и Розовского сельского поселения

В течение года
Лидеры отрядов «Искры»

Родительский комитет каждого класса.



Администрация школы и Розовского сельского поселения.

Учителя школы.
Соревнования по сбору семян цветов для пришкольного участка.
Конкурс «Самый озеленённый и экологически чистый класс».
Благотворительные осеннее-весенние ярмарки для всего населения с.Боло –
гое по продаже семян, рассады, комнатных и садовых цветов на территории школьного двора. (Часть выручки с продажи каждого садовода, цветовода – любителя определяется в фонд озеленения школы)
Участие педагогов школы в организации и контроле учащихся в этом виде деятельности.


8.
Пронаблюдать влияние комнатных растений на здоровье учащихся, и этические нормы поведения.
В течение года
Учителя биологии, экологии, администрация школы, медики.
Сбор материала и анализ медицинских и поведенческих данных для подведения итогов и подготовки к исследовательской работе.

9.
Подвести итоги проекта.
2017г.
Участники проекта.
Подведение итогов.
Выступление на общешкольном собрании с докладом о проделанной работе и её результатах.
Разработка перспективных планов продолжения проекта.








- 7 -
Краткие выводы.

Цветы – нечто загадочное, мистическое, божественное: так воспринимали их наши предки. Цветы становились символами человеческих чувств, качеств, судеб. Монархи и рыцари украшали их изображениями родовые г6ербы, и в наш век цветы иногда появляются в символике партий и общественных организаций. А сколько названий цветов ассоциируется с определёнными странами? (Голландия – тюльпаны, Франция – лилия,). А сколько их ненавязчиво притаилось в названиях городов?
Цветы достойны того внимания, которое мы им уделяем. Но не только наше восхищение нужно цветам. Как и всем живым существам, им нужно «пить» и «есть», о них надо заботиться, что требует от человека определённых усилий и знаний.
Что может быть прекраснее комнаты , роскошно убранной цветами? Какие искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Особенно хороши комнатные цветы зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, а ледяные узоры покрывают стёкла окон. Можно с уверенностью сказать: цветы и их красота всегда действуют на нас целительно как прекрасная, жизнерадостная музыка!!!




ГОРОСКОП ЦВЕТОВОДА

Стрелец
Хорошо себя чувствуют: азалия, фуксии.
Нежелательны: ацидантера, ирис, нарцисс и тюльпаны.

Козерог
Хорошо себя чувствуют: гладиолусы, комнатные розы, примула, сенполия.
Нежелательны: пеларгония, кактусы.

Водолей
Хорошо себя чувствуют: гвоздика, жасмин, кактусы, молочайные, орхидеи и пеларгония.
Нежелательны: лилии, розы, папоротники.

Рыбы
Хорошо себя чувствуют: практически все цветы, особенно кактусы.
Нежелательны: алоэ и плющ.

Овен
Хорошо себя чувствуют: азалия, аспарагус, бальзамин, жасмин, пеларгония, кактусы и листовые суккуленты.
Нежелательны: фиалка, розы и лилии.

Телец
Хорошо себя чувствуют: амариллис, гипеаструм, гиацинты, лилии, нарциссы, папоротники, плющи, примулы и розы.
Нежелательны: геснериевые, кальцеолярии и орхидеи.

Близнецы
Хорошо себя чувствуют: декоратиноцветущие бегонии, геснерия, жасмин, фиалки, глоксинии.
Нежелательны: амараллис, гиацинт, кливия, крин Мури, нарцисс и санаевьера.

Рак
Хорошо себя чувствуют: почти все комнатные растения, особенно листовые суккуленты: алоэ, гастерия, очиток и толстянки.
Нежелательны: только пеларгония.

Лев
Хорошо себя чувствуют: алоэ, декоративнолиственные бегонии, калкндула, молочаи, пеларгония, хризантемы, а также все хвойные и почти все крупные кадочные кустарники.
Нежелательны: амариллис, гиацинт, лилии, нарциссы, орхидеи.

Дева
Хорошо себя чувствуют: амариллис, гемантус, гименокалис, гиацинт, кливия, лилии, нарциссы, а также многие ампельные растения и лианы.
Нежелательны: бегонии и фуксии.

Весы
Хорошо себя чувствуют: Различные душистые цветы: азалия, гиацинты, душистая пеларгония, розы, фиалки (кроме сенполии и фиалки трёхцветной), а также ирис, ипомея, примулы, цикламен.
Нежелательны: бромелевые, кактусы, сенполии.

Скорпионы
Хорошо себя чувствуют: жасмин, нарцисс, пролеска, различные молочайные.
Нежелательны: астра, каллистефус, пион, розы и хризантема.







ЯЗЫК ЦВЕТОВ
Акация белая – платоническая любовь
Акация жёлтая – ушла любовь
Акация розовая - элегантность
Акант (медвежья лапа) - искусство
Алоэ - горечь
Амброзия – возвращение чувств
Ананас - совершенство
Анемон – хрупкость, беспомощность, болезнь
Анютины глазки – думай обо мне
Апельсин - благородство
Амарант - бессмертие
Астра – уходящая красота, печаль
Базилик – ненависть, отвращение
Барбарис - скорбь
Барвинок – сладостное воспоминание
Берёза - грациозность
Бессмертник – помню навеки
Боярышник - надежда
Василёк – деликатность, изящество
Вербена - чувствительность
Вереск - одиночество
Вишня – чистота помыслов
Водяная лилия – чистота сердца
Вьюнок полевой – смирение, покорность
Вьюнок трёхцветный - кокетство
Гвоздика белая – непорочность, печаль
Гвоздика жёлтая - презрение
Гвоздика красная – пылкая любовь, страсть
Гвоздика пестрая – холодность в любви
Георгин – достоинство, признательность
Герань жёлтая – трезвый рассудок
Герань розовая - предпочтение
Гиацинт – забава, шутка, игра
Гортензия - холодность
Гранат - глупость
Жасмин - любезность
Жасмин белый - дружелюбие
Зверобой - враждебность
Земляника – совершенное превосходство
Ирис – послание для вас
Кипарис - скорбь
Колокольчик – постоянство, горе, болтливость
Крапива - клевета
Кукуруза - изобилие
Куриная слепота (лютик) – приглашение на свидание
Лаванда – недоверие, признание
Ландыш – возвращение счастья
Левкой – поспешность, вспыльчивость
Лён - доброта
Лесной орех - примирение
Лилия - скромность
Лилия белая - юность
Лопух – назойливость
Лотос - ушедшая любовь
Лютик - расположение
Мак – найди утешение во сне
Маргаритка - невинность
Мимоза – стыдливость, застенчивость, чувствительность
Мята - целомудрие
Нарцисс – эгоизм, обманчивая надежда
Незабудка – истинная любовь
Ноготки – скорбь, беспокойство
Одуванчик - истина
Оливковая ветвь - мир
Орхидея - красавица
Пальма - победа
Папоротник - искренность
Петрушка - веселье
Пион – стыд, хвастовство
Плющ - дружба
Подснежник - утешение
Пшеница - богатство
Репейник - признательность
Роза дамасская – застенчивая любовь
Роза белая (бутон) – сердце, ещё не знавшее любви
Роза белая (цветок) – печаль, молчание
Роза красная – с большой любовью, страдания от любви
Роза жёлтая – неверность, измена
Розмарин – ваше присутствие мне приятно
Сирень – первые волнения любви
Слива – держи своё обещание
Тюльпан – объяснение в любви
Фиалка синяя - скромность
Фиалка белая - искренность
Хризантема - приветливость
Шиповник - поэтичность
Яблоня - великолепие
Ясень - величие


- 8 –
Литература.

1. ГерасимовС.О. и др. Редкие комнатные растения.
М. Росагропромиздат, 1990.

2. Голов Е. Вся правда о «золотом усе».
М., Олма-Пресс, 2005.

3. Каретова Г. Комнатные растения. Для девочек. М.,
Изд. «Премьера», 2000г.

4. Кудрявцев Д.Б. Как вырастить цветы.
М., Просвещение, 1993 год.

5. Левданская П.И., Мерло А.С. Комнатные цветочные
растения. Изд. «Ураджай», 1978.

6. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе.
Изд. «Колос», 1982.

7. Цветкова М.В. Азбука цветовода. Изд. «Феникс», 2002.

8. http://flowers.tut.by/apteka.shtml

9. http://www.mag.org.ua/rast/rsttxt/trava140.html












ЛЕКАРСТВЕННЫЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Растение
Описание растения
Целебные свойства

Каллизия душистая
«Золотой ус»
Callisia fragrans Woodson
Многолетнее травянистое растение, отличается крупными размерами (до 2 м. высотой, в культуре достигает 1 м) и побегами двух типов. Листья крупные, очерёдные, продолговато-ланцетные, 20-30 см. длиной и 5-6 см. шириной, сверху глянцеватые, тёмно-зелёные. От прямостоячих побегов отходят горизонтальные побеги другого типа (усы).
Родина растения – Мексика.
Укрепляет сосуды.
Помогает сердцу (стимулирует сокращения сердца, расширяет внутрисердечные сосуды, оказывает противоаритмическое действие)
Снимает спазмы
Понижает кровяное давление
Оказывает мочегонное действие
Защищает печень, оказывает желчегонное действие
Кровоостанавливающее свойство
Противовоспалительное действие
Обезболивающее действие.


Алоэ древовидное
Aloё arborescens Mill
Суккулент. Естественные климатические условия: пустыни Америки и Африки.
В комнатных условиях это кустарник; стебель ветвящийся;
Листья сочные, голубовато-зелёные, по краям зубчатые с шипами;
Все виды алоэ нетребовательны к условиям произрастания. Они выдерживают сухость воздуха, яркое солнечное освещение. Особого ухода не требуется. Растение знаменито своими лекарственными свойствами.

Противовоспалительное действие
Ранозаживляющее действие
Используют в косметических целях.
Бактерицидное (убивает ряд микробов)
Показан также при гастрите с пониженной кислотностью, при хронических запорах. Пьют его при туберкулезе и общей слабости. Используют для лечения ожогов, фурункулов, ран, при местных воспалениях кожи, мокрой себорее.
Если на коже нарыв или ранка, хорошо накладывать на них промытые свежие листья алоэ, разрезанные вдоль, или кашицу из них, предварительно удалив шипы.
Особенно ценны тонизирующие
свойства алоэ.



Бриофиллюм Дайгремонта
(каланхое Дайгремонта) –
«живородка»
Семейство толстянковые. Род бриофиллюм. Естественные условия: субтропики. Полукустарник до 1 м. высотой; листья крупные , до 12 см в длину, напоминают формой листья крапивы или колеуса, но не редко бывают более узкими; они мясистые, почки расположены на зубчиках.
Довольно неприхотливое растение.
В соке растения, выращенного на подоконнике, содержатся флавоноиды, незначительное количество дубильных веществ, витамин С, микро- и макроэлементы: алюминий, магний, железо, кальций, кремний, марганец, медь. В листьях каланхоэ обнаружены полисахариды, органические кислоты: яблочная, щавелевая, уксусная, а также ферменты, из которых получают активные препараты.

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения трофических язв голени, пролежней, свищей, а также при пересадке кожи.
Сок каланхоэ широко применяется в комплексном лечении больных с трофическими варикозными, посттромбофлебитическими, посттравматическими язвами. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4-5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.
Для лечения гнойной инфекции (фурункулы, панариции, флегмоны, абсцессы, инфицированные раны) полезна мазь каланхоэ в сочетании с маслом зверобоя.
Сок каланхоэ используется при лечении парадонтоза. Аэрозольная ингаляция соком снижает кровоточивость десен, снимает зуд.


Пеларгония

Гераниевое масло обладает противовоспалительным и противогнилостным действием при абсцессе и гангрене легких. Назначается при бронхиальной астме.
В народной медицине настой травы применяют при поносах, дизентерии, болезнях почек, ревматизме, подагре, как хорошее кровоостанавливающее средство, а также растворяющее камни в почках. 2 чайные ложки травы настаивают 8 часов в 2 стаканах охлажденной кипяченой воды. Пьют по нескольку глотков 3-4 раза в день.
Распаренной измельченной травой сводят сухие мозоли.



Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: _______________________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: _______________________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: ______________________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: _______________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: _______________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: _______________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: _______________________________________________________________________________________

Нравится ли вам, что школьные коридоры и классы украшены комнатными цветами? ________
Принимаете ли вы лично участие в озеленении школы? _______________________
Как вы считаете, какую роль играют комнатные растения в жизни школьников и школы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по улучшению и продолжению проекта «Озеленение школы»: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13Социально-экологический
проектArial BlackОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЫ15