Проект по экологии «Формирование экологически целесообразного образа жизни в рамках требований ФГОС и ФГТ» . Озеленение пришкольной территории.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования ГО Богданович
МАОУ-СОШ №2
Межрегиональный конкурс
«Формирование экологически целесообразного образа жизни в рамках требований ФГОС и ФГТ»
Авторы:
Байтимиров А.,ученик 8-А класса
Смирнова В., ученица 8-А класса
Ляпустина А.,ученица 8-А класса
Никишова А., ученица 8-А класса
Руководители : Долгая Л.В., учитель русского языка и литературы
Шаркова Т.А.,учитель химии
ГО Богданович - 2013
1.Обзор проекта.
1.Обоснование проекта.
2.Актуальность проекта.
3.Цель проекта.
4. Формы работы учащихся.
5. Сроки выполнения проекта.
2. Реализация проекта.
Изучение экологической ситуации, связанной с близким расположением федеральной трассы Екатеринбург-Тюмень от здания школы.
Обследование территории школы на предмет произрастающих деревьев и кустарников.
Изучение особенностей деревьев-фильтратов, растущих в данной местности и используемых для озеленения школ и города
Анкетирование учащихся.
Разработка и составление различных предложений по благоустройству и озеленению пришкольной территории.
Практические работы по озеленению пришкольной территории.
3.Выводы и предложения
1.Обзор проекта.
1.1.Обоснование проекта.
Школа №2 в ГО Богданович была построена в 1983 году. Здание школы расположено в 50 метрах от федеральной трассы Екатеринбург-Тюмень. Трасса очень оживлённая, так как по ней проходит большое количество как грузовых, так и легковых автомобилей. Ситуацию усугубляет так же то, что очень часто на дороге возникают автомобильные пробки, всё это осложняет экологическую ситуацию в районе нашей школы. Поэтому мы решили изучить интенсивность движения транспорта на федеральной автомобильной трассе Екатеринбург-Тюмень в районе школы, проверить загазованность воздуха, обследовать территорию школы на предмет произрастающих деревьев и кустарников, изучить особенности деревьев-фильтратов, растущих в данной местности и использовать их для озеленения.
Познакомившись на уроках химии с оксидами углерода, мы решили узнать, какое количество этих газов образуется при горении различных видов бензина, как оксиды углерода влияют на зелёные насаждения нашей школы и какие возможны пути снижения загазованности воздуха.
1.2.Актуальность проекта.
Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что одна из важнейших проблем современности – оздоровление городской среды методом озеленения территорий города. Велико значение зеленых насаждений в пределах жилых территорий. Прежде всего, зеленые насаждения входят составной частью в природный комплекс города и участвуют в оздоровлении городской среды, регулируя тепловой режим, снижая скорость ветра, очищая и увлажняя воздух, снижая уровень зашумленности территорий. Поэтому мы решили озеленить школьный двор, предполагая, что это будет одним из путей снижения загазованности воздуха в районе школы.
1.З. Цель проекта.
Педагогическая цель проекта - формирование экологической культуры у учащихся в процессе изучения деревьев-фильтратов. Практическая цель-проведение трудовых конкретных мероприятий по озеленению пришкольной территории. Экологическая цель - озеленение пришкольной территории и ограждение учащихся от выхлопных газов.
1.4. Сроки выполнения проекта.
С 2012 года. В течение 3 лет.
1.5. Формы работы учащихся.
Работа с научной литературой, лекции, исследование загазованности воздуха в районе школы, практические работы по посадке деревьев и уход за растениями, социологический опрос учащихся.
2. Реализация проекта.
2.1.Исследование загазованности пришкольной территории из-за близкого расположения от федеральной трассы Екатеринбург - Тюмень.
В ходе исследования мы убедились, что автомобильная трасса в непосредственной близости от пришкольной территории оказывает негативное влияние на экологическую среду, а значит, на здоровье учащихся. В ходе наших наблюдений мы выяснили, что за час в среднем по трассе Екатеринбург-Тюмень в районе нашей школы проходит легковых машин 584, грузовых - 324. Поэтому мы пришли к выводу, что требуется увеличить количество зелёных насаждений, чтобы частично исключить влияние таких факторов, как шум и загазованность от проходящей в 50-ти метрах федеральной автомобильной трассы Екатеринбург-Тюмень.
2.2. Обследование территории школы на предмет произрастающих деревьев и кустарников.
Озеленение на территории школы проводилось силами учителей и учащихся поэтапно. Школа построена в 1983 году, именно тогда и были посажены первые деревья. Естественно, не все деревья прижились, часть погибла в процессе роста, а многие деревья требуют замены: зелёный фонд состоит в основном из недолговечных быстрорастущих древесных пород (тополь, клен).
Основной объем работ по сносу деревьев связан именно с тем, что из посадок необходимо удалить погибшие и аварийные деревья, выполнить прореживание кустарниковых растений, обрезку деревьев, т.к. существует опасность обламывания старых веток.
В октябре 2012 года наша школа участвовала в акции «Зелёная волна», в результате которой была частично озеленена пришкольная территория: высажено 40 деревьев.
2.3. Изучение особенностей деревьев-фильтратов, растущих в данной местности и используемых для озеленения школ и города.
В результате изучения мы определились с выбором деревьев-фильтратов, необходимых для озеленения нашей школьной территории. Главным критерием было – наибольшая способность деревьев-фильтратов к поглощению вредных веществ. В ходе изучение местной флоры, мы заметили, что для климата Среднего Урала лучше приспособлены такие деревья и кустарники, как: берёза обыкновенная, ива, тополь, сирень, клён, сирень.
2.4. Проведение социологического опроса среди учащихся школы на понимание важности данной экологической проблем.
Анализ анкет показал, что многие не понимают значимость этой проблемы.
2.5. Выступление лекторской группы на тему: «Важность озеленения пришкольной территории»
В результате бесед с учащимися большинство решили принять участие в озеленении пришкольной территории и тем самым немного улучшить экологическую ситуацию в нашем микрорайоне.
2.6. Разработка и составление различных предложений по благоустройству и озеленению пришкольной территории
2.7. . Мы предлагаем следующие мероприятия по улучшению экологического состояния пришкольной территории:
1. Публикация материалов в некоторых СМИ.
Для решения выше перечисленных проблем необходимо привлечь широкую общественность: учащихся школы, их родителей, учителей – через школьный сайт, школьную газету, электронный дневник школы. Результатом её работы будет выработка конкретных решений и предложений, направленных на улучшение состояния зелёного фонда. Конечной целью организации озеленения пришкольной территории является формирование зелёных насаждений в виде долголетних и устойчивых растительных сообществ
2. Посадка деревьев и кустарников.
3.Усилить пропаганду среди населения по сохранению деревьев, посаженных на пришкольной территории.
4. Продолжить выступления лекторской группы по экологическим проблемам.
5.Активизировать исследовательскую работу учащихся.
З.Что проделано. Предварительное подведение итогов.
1 . Изучили экологическую ситуацию, связанную с близким расположением федеральной трассы Екатеринбург-Тюмень от здания школы на здоровье учащихся (см. приложение №1).
Обследовали территорию школы на предмет произрастающих деревьев и кустарников.
Изучили особенности деревьев-фильтратов, растущих в данной местности и используемых для озеленения школ и города (см. приложение№2).
Анкетировали учащихся школы (см. приложение№3).
Разработали различные предложения по благоустройству и озеленению пришкольной территории.
Провели практические работы по озеленению пришкольной территории (см. приложение№4).
Провели беседы во всех классах на тему «Важность озеленения пришкольной территории».
Осознали социальную значимость участия в посадке деревьев и кустарников.
«Лес – наше богатство» (см. приложение№5)
Список литературы:
Википедия – «Углекислый газ», «Гиперкапния», «Выхлопные газы», «Киотский протокол»
Статья Эмиссия углекислого газа в миреСтатья Деревья – искуственные, кислород – настоящийСтатья Экологическая арифметика: 280 деревьев выделяют кислород для 800 человекНаучная статья Фотосинтез в энциклопедии КругосветОтветы специалистов на форуме «Живой лес»Приложение №1
Исследование частоты движения автотранспорта по федеральной трассе Екатеринбург-Тюмень около школы №2 ГО Богданович.
Номер исследования время Бензиновый автотранспорт (легковые) Дизельный автотранспорт (автобусы, грузовики, джипы)
8.00-9.00 308 168
9.00-10.00 331 206
10.00-11.00 319 259
11.00-12.00 305 304
12.00-13.00 402 311
13.00-14.00 584 324
14.00-15.00 572 296
15.00-16.00 416 301
16.00-17.00 387 288
17.00-18.00 487 245
18.00-19.00 530 236
19.00-20.00 451 173
20.00-21.00 211 80
Приложение №2
Концентрация углекислого газа в атмосфере:
в доиндустриальную эпоху – 1750 г : суммарная масса – 2200 триллионов кг
в настоящее время – 2013 г : суммарная масса – 3500 триллионов кг
Деятельность, сопровождаемая выбросами CO2 (некоторые бытовые примеры):
Езда на автомобиле (20 км) – 5 кг CO2
Просмотр телевизора в течение часа – 0.1 кг CO2
Приготовление пищи в микроволновой печи (5 мин) – 0,043 кг CO2
Кипячение воды объёмом 5 литров-0,114кг СО2.
Экологическая арифметика
В течение одного года обычное дерево выделяет объем кислорода, необходимый для семьи из 3 человек. А автомобиль поглощает это же количество кислорода при сжигании 1 бака бензина 50 л.
1 дерево в среднем в течение 1 года поглощает 120 кг СO2, и примерно столько же выделяет кислорода
1 автомобиль поглощает этот же объем кислорода (120 кг) примерно при сжигании около 50 литров бензина, и вырабатывает различные выхлопные газы (их состав указан в таблице)
Состав выхлопных газов: Бензиновые двигатели
Легковые машины. Дизели
Грузовые машины,
Автобусы, джипы. Евро 3 Евро 4
N2, об.%74—77 76—78 O2, об.%0,3—8,0 2,0—18,0 H2O (пары), об.%3,0—5,5 0,5—4,0 CO2, об.%0,0—16,0 1,0—10,0 CO* (угарный газ), об.%0,1—5,0 0,01—0,5 до 2.3 до 1.0
NOx, Оксиды азота*, об.%0,0—0,8 0,0002—0,5 до 0.15 до 0.08
СH, Углеводороды*, об.%0,2—3,0 0,09—0,5 до 0.2 до 0.1
Альдегиды*, об.%0,0—0,2 0,001—0,009 Сажа**, г/м3 0,0—0,04 0,01—1,10 Бензпирен-3,4**, г/м3 10—20×10−6 10×10−6 * Токсичные компоненты ** Канцерогены
за год в 1 автомобиль заправляют 1500 литров бензина (при пробеге 15000 км и расходе 10л/100км). Это значит, что необходимо 30 деревьев, которые выработают поглощенный объем кислорода.
1 автоцентр в Екатеринбурге продает порядка 2000 автомобилей в год. Т.е. 30 деревьев умножить на 2000 автомобилей в год получается = 60 000 деревьев на 1 автоцентр.
Начнём с малого: 2000 деревьев (1 дерево за 1 автомобиль) – это много или мало? За один час по трассе Екатеринбург-Тюмень мимо нашей школы проходит 908 автомобилей (легковых машин 584, грузовых 324), в среднем за год около 4 млн., то есть для восполнения воздуха кислородом необходимо 27240 деревьев. Картина ужасающая! Какой же выход из данной проблемы возможен?
В результате анкетирования школьникам были предложены следующие пути решения данной проблемы:
Применение менее мощных двигателей, при невысоких промежуточных скоростях.
Использование качественного топлива.
Отслеживать состояние и настройка двигателя (особенно дизельного — выбросы сажи могут увеличиваться до 20 раз и карбюраторного — до 1,5—2 раз изменяются выбросы окислов азота).
Участие в различных экологических акциях, например: Посади дерево — подари Земле кислород!Приложение №3
Деревья фильтраты
Клён пирамидальный.
Обогащает воздух фитонцидами и убивает болезнетворных микробов.Снижает шум, очищает воздух от пыли и газа.
21474207912146378121Сирень обыкновенная.
Имеет важное значение в очистке воздуха.
Берёза обыкновенная.
Наиболее активный источник фитонцидов.
Клён ясенелистный.
Также выделяет много фитонцидов.
Ива белая.
Поглощает некоторые ядовитые вещества.
Вопросы для проведения опроса школьников.
1) Нравится ли вам школьный двор?
2) Что бы вы хотели изменить? 3) Что вы можете предложить для улучшения школьного двора? 4) Какой может быть ваш вклад в улучшение школьного двора?
Приложение №4
Анализ результатов опроса учащихся.
Было опрошено 484 человек, из них:
Учащихся 1-ых классов – 50 человек
Учащихся2-ых классов – 47 человек
Учащихся 3-их классов – 51человек
Учащихся4-ых классов –49 человек
Учащихся5-ых классов – 61 человек
Учащихся6-ых классов – 56 человек
Учащихся7-ых классов –48 человек
Учащихся8-ых классов – 37 человек
Учащихся9-ых классов –43 человека
Учащихся10-ых классов –17 человек
Учащихся11-ых классов – 25 человек
В анкетировании приняли участие 484 человека. Результаты опроса показали, что 339 опрошенных не знают, почему вопросы озеленения города и пришкольной территории важны, 50 -затруднились ответить и только 95 человек понимают важность проблемы озеленения.
После того, как лекторская группа ознакомила учащихся школы с результатами своих исследований по вопросу «Интенсивность движения федеральной трассы Екатеринбург-Тюмень и загазованность воздуха в районе школы», результаты анкетирования резко изменились.
В анкетировании приняло участи 403 человека и 100% опрошенных убеждены, что проблема озеленения актуальны на сегодняшний день.
Приложение №5
-21462511052146378121Освещение проведённой экспедиции:
Статья в муниципальной газете «Народное слово».
Все мероприятия были освещены на родительских собраниях в классах.
Статьи учащихся в школьной газете «Школьные вести»
Школьная интернет-радиостанция school2radio.ru
Школьный сайт www.b2.uralschool.ruФотоотчёт о проведении акции «Посади дерево»
Приложение №6
Выступление лекторской группы.
«Углекислый газ и автомобили»
Задумывались ли Вы, сколько один автомобиль поглощает кислорода и выделяет углекислого газа СО2 и других газов в год?А сколько нужно деревьев, чтобы переработать это количество CO2 обратно в кислород? Давайте подсчитаем в качестве «математического» интереса…
Что мы знаем об углекислом газе CO2?
Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ.
Люди и животные вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ. Это поддерживает постоянное количество кислорода и углекислого газа в воздухе.
Однако, ошибкой будет утверждение, что животные только выделяют углекислый газ, а растения — только поглощают его. Растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза, а без освещения они тоже его выделяют.
Приложение №7
Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода.
В целом, химический баланс фотосинтеза может быть представлен в виде простого уравнения:
6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2
На планете Земля доля углекислого газа в атмосфере с 1960г по 2010г год выросла с 0,0315% до 0,0385%. Т.е. стабильно растёт на +0,007% за 50 лет. В городе концентрация углекислого газа еще выше.
3902716934073