Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Стандарт является основой для разработки образовательной программы. Образовательная программа- определила содержание и организацию образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
социальнокоммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественноэстетическое развитие;
физическое развитие.
Остановимся подробнее на такой образовательной области,как речевое развитие.
В соответствии со стандартом основная цель речевого развития-формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа
Стандарт -это документ условий. В нашем детском саду созданы все условия для речевого развития детей .Очень важен кадровый потенциал: в тесном контакте работают учитель-логопед ,педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатели ,имеется необходимая материально техническая база, созданы психолого-педагогические условия, ну и ,конечно же ,развивающая предметно -пространственная среда ,которой отводится особое место и значение.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития речи детей .Хочу остановиться на этом более подробно.
У нас есть кабинет логопеда. Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
Для коррекции нарушений, пополнения активного и пассивного словаря, развития речи у детей используется разнообразный дидактический инструментарий .Имеются наборы магнитных букв русского алфавита для магнитной доски, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, дидактический материал для развития мелкой моторики рук. Примером могут служить тактильные ящики.
При коррекции и развитии слоговой структуры слова, связной речи, развитии мелкой моторики рук, для улучшение кровоснабжения рук и кистей используем тренажеры Су-Джок.
При коррекции лексико- грамматических категорий, развитии и коррекции связной речи при работе в подгруппах используем детский планшет)-это универсальное устройство, которое позволяет ребёнку полноценно обучаться. На планшете установлено 30 приложений, которые разбиты на категории: "Обучение", "Развитие" и "Развлечение". Они безопасны для психики ребенка и направлены на развитие умственных, творческих способностей, обучению грамоте и развитию речи.
Куда же в детском саду без волшебства и сказки! Театрализованная деятельность способствует развитию мелкой моторики, автоматизации поставленных звуков ,а игра с куклами- это стимул для развития связной речи, чистоты произношения, выразительности, развитие индивидуальных творческих способностей .
Ряд упражнений предназначен для отработки правильного речевого дыхания, силы, плавности, длительности выдоха, коррекции произношения гласных и согласных звуков помогает осуществить логопедический тренажер «Дэльфа».Логопедический тренажер «Дэльфа»- это программа для коррекции и развития речи детей. Имеет в комплекте микрофон для работы над выработкой правильного дыхания в процессе игр.
Коррекция фонематических нарушений, знакомство с понятием «звук», обучение грамоте, автоматизация поставленных звуков,коррекция дисграфИи ,первоначальное обучение чтению ,работа по развитию связной речи, обогащению словаря-с этими задачами помогает справиться «Волшебная ручка». «Волшебная ручка»-это комплект карточек разного уровня сложности с изображением букв, сюжетных картинок; азбука, тетрадь для индивидуальных занятий; ручка, с помощью которой все книги и карточки можно озвучить.
Интерактивная система SMART помогает в работе по коррекции фонетических и фонематических нарушений ,в формировании и коррекции лексико- грамматической стороны речи,в формировании и коррекции звуко-буквенного анализа и синтеза.
Большое значение для развития речи имеет песочная терапия. Она способствует дифференциации звуков , развитию лексики и грамматики ,расширению словарного запаса ,развитию мелкой моторики рук.
Большой потенциал в плане речевого развития дошкольников имеет изба национального быта. При организации образовательной деятельности в ней необходима интеграция разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
"...в пустых стенах ребенок не заговорит..."-заметила Елизавета Ивановна Тихеева. В группах создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Речевые уголки способствуют содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками .С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
"Книжкин дом" знакомит детей с миром книги ,учит бережному отношению к ней.
Выставка портретов писателей и поэтов ,а также художественная галерея расширяют кругозор детей, уводя в мир литературы...
Решая проблемы речедвигательных нарушений, наряду с традиционными, мы так же стараемся использовать современные интерактивные приемы и методы. Таким примером может служить сенсОрная комната.
Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы.
Занятия в сенсорной комнате способствуют:
развитию умения входить в игровую ситуацию, действовать спонтанно и по заранее намеченному плану;
обогащению и совершенствованию словаря по изучаемым лексическим темам;
закреплению навыков грамматически правильной речи;
развитию диалогической формы речи.
Сенсорная комната может помочь ребенку запомнить, систематизировать и закрепить полученные впечатления и знания об окружающем мире.
Реализация образовательной области " Развитие речи" предполагает решение образовательных задач во всех видах детской деятельности, имеющих место в режиме дня дошкольного учреждения: игровой, образовательной, самостоятельной деятельности ,во время экспериментирования и исследования ,при взаимодействии с родителями.
Во время дополнительной образовательной деятельности по развитию речи "Веселый Петрушка" дети раннего возраста учатся говорить и слышать друг друга, учатся понимать звуковую сторону устной речи, развивают артикуляционный аппарат ,совершенствуют выразительность речи, развивают интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.
В процессе ознакомления с разными видами театра, у детей дошкольного возраста формируются простейшие образно-выразительные умения, дети учатся имитировать характерные движения сказочных животных. Знакомятся с элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).У них активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, интонационный строй, диалогическая речь. Результатом работы кружка становятся театрализованные представления для детей младших групп ,гостей детского сада.
Во время дополнительной деятельности по развитию речи "АБВГДЕ-йка" дети старшего дошкольного возраста знакомятся с единицами языка, у нихформируется понятия «слово»,«предложение», «часть слова», «звук»,развивается фонематический слух, формируется языковой анализ.Совершенствуется монологическая и диалогическая речь детей:умение рассуждать и доказывать, слушать собеседника, понимать вопросы, смысл заданий; развивать умение задавать вопросы, отвечать на них, точно выражая мысль,говорить грамматически правильно.
Участие в проектной деятельности имеет большое значение для развития речи ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Так ребятами совместно с педагогами и родителями разработан проект "По сказочным дорожкам" для среднего возраста. Его цель :приобщать детей к сказке через театральное искусство, театрализованную деятельность,расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах , создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых ,формировать в группе художественно-эстетическую развивающую среду .
А с детьми старшего возраста разработан проект "Детские книги -детям".Основными задачами проекта стали приобщение детей и родителей к книжной культуре, воспитание грамотного читателя ,пополнение художественной литературой библиотеки структурного подазделения "Лекотека",способствование поддержанию традиций семейного чтения
Для эффективной работы детским садом организовано межсетевое взаимодействие ,заключены договора с районной и детской библиотеками , районным домом культуры ,детской школой искусств ,воскресной школой ,Свято-Троицким храмом, Россошанской Епархией .Наши дети являются постоянными участниками конкурсов чтецов на районном, областном уровне ,принимают участие в концертах, театрализованных постановках.
В 2015 году воспитанники нашего детского сада участвовали в конкурсе чтецов духовной поэзии ,организованным Свято-Троицким храмом ,ребята из рук отца Константина получили грамоты и сладкие призы.
Доброй традицией нашего детского сада стал ежегодный праздник День православной книги .Дети знакомятся с главными православными книгами, читают стихи, вместе с педагогами и церковным хором исполняют песни. Настоятель дарит ребятам познавательную православную детскую литературу и видеоматериалы.
В январе этого года наши дети участвовали в конкурсе Христославов в рамках межрайонного фестиваля "Свет Христова Рождества" в Россоши. Владыка Андрей вручил нашим ребятам грамоту победителей.
В 2016 году наш воспитанник, Саша Неваленый, участвовал во всероссийском конкурсе поэтической декламации "Лабиринт ,в котором занял призовое место. Мы все за него очень рады ,искренне и от души его поздравляем.
А воспитанница нашего детского сада Даша Резанова участвовала в епархиальном литературном конкурсе, посвящённом Дню семьи ,любви и верности .Написанное Дашей стихотворение заняло второе место в конкурсе .По благословению Владыки Андрея епископа Россошанского и Острогожского участники конкурса побывали в одном из самых древних и красивых мест нашей страны ,в городе Муроме.
Результатом такой обширной кропотливой совместной работы по развитию речи детей ,их речевая культура и компетентность.