Внеклассное мероприятие по биологии игра Брейн-ринг
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО БИОЛОГИИ
Подготовила учитель химии и биологии ГБОУ КОШ № 3
Козицка Елена Петровна
Брейн ринг
Тема: Люби природу в себе, а не себя в природе!
Цель: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе, формирование целостного представление о взаимосвязи человека и живой природы.
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему нас миру.
2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе, способствовать созданию творческой обстановки, атмосферы взаимопомощи и сотрудничества;
3. Воспитание заботливого отношения к природе.
Тип занятия: игра
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки-задания, плакаты с высказываниями о природе, презентации.
Плакаты:
1. ...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы. Д. И. Писарев
2. Книга природы есть неисчерпаемый источник знаний для человека.
Вольтер
3. Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить.
Ф. Геблер
Мероприятие открывается « Вальсом цветов» в исполнении детей.
На фоне музыки из передачи «В мире животных» (Поль Мориа)
Слова ведущих и первый блок стихов с презентацией.
Ведущий
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
Федор Иванович Тютчев
Ведущий
Великий русский поэт, посвятивший свое творчество природе, не мог ошибаться. Для одних природа – вечный поставщик сырья: древесины, воды, полезных ископаемых. Для других природа – красивые пейзажи за окном. Но те, кто изучают и любят природу, знают, что природа – это и есть сама жизнь !
1 ученик. На фоне презентации 1
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
2 ученик.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
3 ученик
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
4 ученик
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
5 ученик
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
6 ученик
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
7 ученик
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
8 ученик
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
( окончание музыки и презентации №1)
Ведущий
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава, горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года - это всё вокруг (Природа)
Ведущий
Дорогие ребята! Сегодня мы приглашаем вас в удивительный и неповторимый мир природы. Вы будете отгадывать загадки, вспомните правила поведения в природе, в ходе необычных конкурсов покажете свои знания о животных, растениях, человеке.. В нашей игре примут участие ребята из начальной, средней и старшей школы. В 1 туре будут играть команды начальной школы, во втором – сборные команды 6-8 классов, в 3 туре – сборные команды 9-11 классов. А выявить лучших знатоков природы поможет жюри в составе (представление членов жюри).
Будьте активны и внимательны! Желаем вам успеха!
1 тур - начальная школа презентация №2
1. Самое хитрое животное во всех сказках. (Лиса)
2. Кто хотел жениться на Дюймовочка в конце сказки? (Крот)
3. Куда ползет, туда и дом везет. (Улитка или черепаха)
4. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка).
6. Летом наедается, зимой отсыпается. (Медведь).
7. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).
8. Какие цветы собирала девочка в новогоднюю ночь в сказке С.Маршака «12 месяцев»? (Подснежники)
9. Какие животные шли в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Осел, кот, пес, петух)
10. Как звали мальчика, который жил с волками в джунглях? (Маугли)
Игра «Танграм» или «Геометрический конструктор» - игра на составление плоскостных изображений животных, птиц, из специальных наборов геометрических фигур.
Каждая команда получает лист бумаги (формат А-4) и картонный набор геометрических фигур, из которых нужно собрать изображение________ (например, уточки и кота). (Приложение№ 1)
Игра со зрителями: презентация №3
1. Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей, И однажды бегемота вытащил он из болота. Он известен, знаменит. Это доктор (Айболит)
2. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
3. Белые пятна на шапочке красной, -
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор-
Это же гриб, а точней ... (мухомор).
4. Летом рыжие они,
В стужу - серебристые.
Есть чудесные у них
Хвостики пушистые.
Быстрые, как стрелочки, -
Ну, конечно... (белочки).
5. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нём – миллион. (муравейник)
6. Меньше тигра. Больше кошки,
Над ушами кисти – рожки
С виду кроток. Но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
7. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (бобры)
Номер художественной самодеятельности от уч-ся начальной школы, связанный с темой мероприятия.
Жюри оглашает результаты 1 тура, награждает победившую команду и самого активного зрителя.
2 тур - средняя школа презентация №4
А) Цифровые загадки
1. Сколько усиков у речного рака? (4)
2. Сколько царств живой природы? (5)
3. Сколько яиц откладывает самка пингвина? (1)
4. Сколько ребер у жабы? (0)
Б) Общие вопросы
1. Какое растение растет быстрее всех? (Бамбук)
2. Кто «видит» ушами, а спит вверх ногами? (Летучая мышь)
3. Какое животное ощущает вкус еды ногами? (Муха)
4. Какая птица может летать вперед хвостом? (Колибри)
5. С помощью каких организмов можно определить чистоту воздуха? (Лишайников)
6. Как можно предотвратить образование или «разрастание» оврагов и балок? (Высаживать кустарники и деревья на склонах)
7. Какую воду пьют морские и океанические птицы? (Морскую или океаническую)
8. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволам деревьев, а в дождливое лето – на расстоянии от стволов. Как это можно объяснить? (В сухое лето под кронами деревьев более влажно, особенно у ствола. А в дождливое лето влаги достаточно, но на открытом месте почва прогревается лучше – там теплее, чем под деревом)
9. Шляпочные грибы, съедобные для человека часто бывают червивыми. Бывают ли червивыми ядовитые грибы? (Бывают, т.к. они ядовиты только для человека или определенных видов животных, а не для червей)
10. В переводе название этого животного значит – «речной конь». А как называем мы его? (Бегемот или гиппопотам)
11. Какого цвета цветок у папоротников? (У папоротников нет цветков)
12. Где на Земле грибы бывают выше деревьев? (В тундре.)
13. Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит)
14. .Кто трижды поменяет свое обличье, прежде чем стать взрослым? (Насекомое: из яйца гусеница, куколка, бабочка)
конкурс: «Узнай животное по голосу»
Звучит фонограмма голосов:
1. гусь - звук №1
2. соловей - звук №2
3. мурчание кошки - звук №3
4. курица - звук №4
5. сверчок – звук № 5
Игра со зрителями: презентация №5
1.Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла)
2.Какие грибы растут на пнях? (Опята)
3. Самое прожорливое насекомое. (Стрекоза.)
4. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? ( Потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, и потомство погибнет.)
5. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? ( Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.)
6. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
7. Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).
8. Лысеющий на ветру цветок(одуванчик)
9. От чего больше всего страдают леса на планете? ( От пожаров.)
10. На каком базаре самый большой шум? (на птичьем)
Выступление агитбригады «За здоровый образ жизни»
Жюри оглашает результаты 2 тура, награждает победившую команду и самого активного зрителя.
3 тур - старшая школа презентация № 6
1. Как называется медведь, который питается только листьями эвкалипта и совсем не пьет воду? (Коала)
2. Как называется мышца в организме человека, которая крепится только с одного края? (Язык)
3. Как называется плод картофеля? (Ягода)
4. Что есть у птиц и нет у других животных? (Перья)
5. Какое животное никогда не спит полностью? (Дельфин)
6. Как сказать по - французски «Красиво сложенный пучок цветов»? (Букет)
7. В Варшаве группа этих животных следит за исправностью газовой системы. Ни одно устройство не может обнаружить утечку газа глубоко под землей, а они точно находят поломки газопровода. Кто они? ( Собаки)
8. Император Клавдий, французский король Карл VI, папа римский Климент VII. Что объединяет эти имена? (Их всех отравили грибами)
9. Какое вещество Леонардо да Винчи назвал соком жизни? (Воду)
10. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Одинаковая)
11. Почему в лесу многие травянистые растения цветут ранней весной? (Нет листье на деревьях, получают больше больше солнечного света)
12. Почему под снегом трава не вымерзает? (Воздушная прослойка)
13. Какую страну называют «страной хризантем»? (Японию)
14. Какой металл способен уничтожать микроорганизмы? ( Серебро)
15. Назовите самое большое сооружение, созданное морскими животными. (Большой Барьерный риф)
16. Какую липучую траву с большими листьями привезли во Францию из России в 1814 году? Французы долго звали ее “русской заразой”. (лопух, или репейник)
17. . Каких живых существ К. Линней отнес к классу “хаоса”?(бактерии)
18. Название какой болезни произошло от латинского глагола “душить”?(ангина)
19. Назовите “отца генетики”, провалившегося на экзаменах в Венский университет из-за весьма слабых познаний в зоологии. (Грегор Мендель)
20. Что И. П. Павлов назвал “изумительной пищей, приготовленной самой природой”?(молоко)
21. Служитель зоопарка в американском г. Брюнксе повесил на вольере обыкновенное зеркало и сделал надпись. Что она гласит? (“Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле )
22. Какой породы была собака в повести Д. Лондона “Белый клык”? (смесь волка с собакой)
23. У каких рыб кожа такая шершавая, что из нее можно делать напильники? (акулы)
24. В кого была превращена Арахна, царская дочь из Колофона? Так наказала ее Афина за то, что она дерзнула вызвать на соревнование саму богиню рукоделий? (паука)
25. У кого в животном мире самая непостоянная форма тела? (амеба)
26. Назовите самый большой и тяжелый орган человеческого тела (кожа)
Дополнительные вопросы для 9-11 классов
1. Известно, что перо павлина применяется довольно широко, но как оно употреблялось для сохранения фигуры? (Перо павлина вводили в горло, и оно вызывало рвоту, освобождая организм и не оставляя чувство голода.)
2. Всем известна картина Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека? (У Джоконды отсутствуют брови.)
3. Каких людей на Древнем Востоке в течение целого месяца кормили только вареным мясом, от чего те были явно не в восторге? (Приговоренных к смерти, т.к. организм без клетчатки быстро зашлаковывается и отравляется.)
4. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?
(ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)
5. В черном ящике лежит ветка этого дерева. Многие народы, живущие на территории России, почитали это дерево, как священное. По якутским поверьям, на ветвях этого дерева живет Хозяйка Земли. А вот что поется в русской песне об этом дереве:
Первое дело – мир освещать,Второе дело – скрип утешать,Третье дело – больных исцелять,Четвертое дело – чистоту соблюдать.
Вопрос: Что лежит в черном ящике? Объясните, о чем говорится в песне.
(ответ: ветка березы. Люди освещали дома березовыми лучинками; дегтем из березовой коры смазывали оси колес, чтобы они не скрипели; от болезней почек, печени и легких помогает отвар березовых почек; полы мыли да парились березовыми вениками)
6. Из того, что находится в черном ящике, можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: что находится в черном ящике?
(ответ: желуди)
7. Ткани из этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шло на её изготовление? (Лён).
8. Из какого животного получают слоновую кость самого высокого качества? (Слоновую кость самого высокого качества получают не из бивней слона, а из крупных зубов гиппопотама.)
9. Во все времена люди пытались обезопасить свои жилища от нежелательных гостей, например, заводя собаку, предупреждающую об их появлении. А кого для этого заводили японцы? (Японцы заводили сверчков. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали. От этого хозяева просыпались.)
10. Индусское изречение советует учиться у него 4 добродетелям: сражаться, рано вставать, защищать подругу в минуту опасности и пировать с друзьями. Кто же этот рыцарь? (Петух.)
конкурс: «Узнай животное по голосу»
Звучит фонограмма голосов:
1. синица - звук №1
2. сорока – звук №2
3. чайка – звук №3
4. свинья – звук №4
Игра со зрителями:
Сейчас мы с вами вспомним правила поведения в лесу. Я буду читать стих. А вы мне будете помогать. Если действие правильное – говорите все вместе «да», а если действие не правильное – «нет».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, (да)
Даже очень громко петь! (да)
Испугаются зверушки, (да)
Убегут с лесной опушки. (да)
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать! (да)
Бабочки пускай летают, (да)
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость. (да)
Здесь хозяин – дуб и лось. (да)
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Молодцы ребята!
Жюри оглашает результаты 3 тура, награждает победившую команду и самого активного зрителя.
Ребята, наша игра подошла к концу. Мы все убедились, что вы неплохо знаете биологию, правила поведения в природе, правила сохранения своего здоровья и защиты окружающей среды. Интересуетесь вопросами, выходящими за рамки школьной программы. Надеемся, что ваше увлечение биологией останется на всю жизнь!
1 ученик
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса.
2 ученик
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы лил веселый дождь.
3 ученик
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
Выступление агитбригады «Экологическая этика»
Приложение № 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13PAGE 15
13PAGE 14315
Танграм своими руками