Использование ИКТ в преподавании математики в условиях введения ФГОС


Учитель математики МБОУ «Зубаировская ООШ» Гильфанова Назиба Мирзануровна 2015 Актуальность Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. В современных условиях главная задача образования –формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Конкретными результатами освоения данных умений, как указано в ФГОС является «активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры.» Мониторинг познавательной активности (октябрь, 2013) (диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению, основанный на опроснике Ч. Д. Спилберга Высокая познавательная активность 25 % Средняя познавательная активность 54 % Низкая познавательная активность 21 %. Противоречиямежду непрерывным ростом объёма знаний и трудностью его усвоения в сжатые сроки обучения и и едиными программными требованиями к изучению математики разным уровнем учебных возможностей школьников социальным заказом общества недостаточной мотивацией учебной деятельности обучающихся и ПРОБЛЕМА Повышение эффективности образовательной деятельности ГИПОТЕЗА Применение ИКТ при обучении математике способствует формированию у учащихся положительных мотивов учения и активизирует познавательные интересы в ходе учебной деятельности Цель педагогического проекта Повышение эффективности обучения математике в условиях общеобразовательной школы через использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий Задачи Повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихсяПовышение качества знаний по математикеФормирование ИКТ - компетентностиРазвитие коммуникативных способностей учеников Развитие творческих  способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности Этапы реализации проекта: 2010-2011 уч.год – изучение научно-методической и психолого –педагогической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности; по вопросам использования на уроках ИК технологий2011-2012 уч.год –внедрение проекта в образовательный процесс, разработка методического обеспечения проекта2012-2013,2013-2014 уч.год – обобщение и распространение опыта работы, анализ результативности проекта План реализации проекта Задачи проекта Подзадачи Сроки 1. Изучить передовой опыт учителей, внедряющих ИКТ a учебный процесс 1.Изучить методическое обеспечение ИКТ, используемое учителями математики.2.Познакомиться с методическими задачами, которые решают учителя, внедряя ИКТ в процесс преподавания математики.3.Изучить методические приёмы использования ИКТ на уроках математики. сентябрь-декабрь 2011года 2. Провести анализ методической базы по внедрению ИКТ в образовательный процесс по математике. 1.Изучить ресурсы ИКТ.2.Выявить наиболее приемлемые и соответствующие образовательному комплексу. январь-май 2012 года 3. Ввести ИКТ в учебный процесс и выявить условия эффективного использования их на уроках математики, способствующие развитию учебной деятельности учащихся. 1.Описать приёмы использования ИКТ на уроке математики, способствующие развитию учебной деятельности.2.Выявить условия использования ИКТ в нашей школе в классах с разной подготовкой и способностями учащимися. 2012-2013 уч. год 4. Организовать и провести педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования. 1.Провести анализ компьютерной грамотности учащихся2. Изучить динамику развития мотивации учебной деятельности на уроках.3.Провести диагностику изменения качества обучения учащихся на момент внедрения ИКТ на уроках и на момент окончания исследования. сентябрь 2013 г.апрель 2013 г. май 2014 года Использование Икт На уроках при изложении нового материала для самостоятельной работы учащихся при повторении при подготовке к ГИА Во внеклассной работе для контроля знаний При выполнении домашней работы при закреплении Практическая значимость - обучение для учащихся становится более привлекательным, повышается интерес к предмету - положительная динамика качества знаний учащихся; - повышается плотность урока, продвижение вперёд происходит быстрыми темпами; - происходит систематическая работа над общим развитием учащихся; - подход учащихся к процессу учения становится осознанным 2011 Целевые группы: УчащиесяРодителиУчитель ИКТ повышают интерес к изучению предмета, делают процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей, повышает уровень общения и культуры, развивает речь. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, проектах ИКТ дают уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышают уважение к учительскому труду. Изменяют взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей Результативность: I. II. Возросло качество знаний с 50% до 60,3% III. 1.Умеют работать в М.Оf. Word, PowerPoint, Publisher, Exсel 2.Умеют работать с программными средствами обучения по математике 3.Умеют работать с информацией: форматировать, сканировать, копировать на различные носители, архивировать 4.Работают в сети Интернет IV. Наблюдается : повышение  интереса  к предмету; развитие творческих  способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности Уровень учебной мотивации 2011 2012 2013 2012 2013 Высокий 25% 33% 79% Средний 53% 58% 60% Низкий 22% 9% 5% Формы распространения педагогического опыта 2011-2014 годы. Выступление на заседаниях методического объединения учителей физико-математического цикла2013 год. Выступление на районном практическом семинаре «Использование ИКТ в преподавании математики в условиях ФГОС»2013 год. Выступление на педсовете «Значение профессионального роста учителя в условиях введения новых ФГОС» 2014 год. Обобщение опыта работы на уровне ОУПубликации материалов из опыта работы на школьном сайте Вывод:   Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению  эффективности обучения и самообучения,  повышению качества образования  2011 Используемые медиаресурсы Наименование ЦОР «Математика 5-11 классы. Практикум»«Курс математики XXI века»«Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы» «Интерактивная математика 5-9 классы». «Математика 5-11 классы. Практикум», «Сдаем единый экзамен»«Живая геометрия» «Открытая математика. Планиметрия» (7 – 9 кл.)«Открытая математика. Стереометрия» (10 – 11 кл.)«Открытая математика. Графики и функции» (7 – 9 кл.)«Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) «Тригонометрия не для отличников»«Алгебра не для отличников» http://mat.1september.ru Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»http://www.mathematics.ru Математика в Открытом колледжеhttp://www.math.ru Математика и образованиеhttp://www.allmath.ru Вся математика в одном местеhttp://www.bymath.net Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школаhttp://tasks.ceemat.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математикеhttp://www.math-on-line.com Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачиhttp://methmath.chat.ru Методика преподавания математикиhttp://www.neive.by.ru Геометрический порталhttp://zadachi.mccme.ru Задачи по геометрии: информационно-поисковая системаhttp://www.etudes.ru Математические этюдыhttp://graphfunk.narod.ru Графики функцийhttp://www.mathnet.spb.ru Сайт элементарной математики Дмитрия Гущинаhttp://math.ournet.md Виртуальная школа юного математикаhttp://school-collection.edu.ru/collection/matematika/ Материалы по математике в Единой коллекции ЦОРhttp://www. exponenta.ru Образовательный математический сайт http://www.alleng.ru/edu/math.htm http://olympiads.mccme.ru/mmo/ Московская математическая олимпиада школьниковhttp://www.problems.ru Интернет-проект «Задачи»http:// www.school.еdu.ru Российский образовательный портал http:// www.matematica.agava.ru -Сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями http:// www.school.msu.ru Учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ