Презентация урока по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»


Повторительно-обобщающий урок по теме:«Изменение агрегатных состояний вещества»8 классРазработала: учитель физики, МБОУ СОШ №38 им. Е.А. БолховитиноваА.И. Барсукова Цель урока: формирование учебно - познавательных, предметных, информационно-коммуникационных компетенцийЗакрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации; Задачи:а) образовательные: проверить усвоение учащимися физических формул; выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи на тепловые процессы графически, находить табличные данные в справочной литературе, давать ответы на качественные вопросы по теме.б) развивающие: продолжать развивать умение: - анализировать условия заданий, - обобщать изученный материал при решении задач на несколько тепловых процессов, - проводить анализ и оценку работы одноклассников - продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминовв) воспитательные: приучать учащихся к - аккуратности при оформлении решений задач, как в тетрадях, так и на доске; - точности оформления и чтения графиков; - доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке и самооценке.Тип урока: урок обобщения и систематизации.Технологии обучения: информационно-коммуникационные технологии, технология интенсификации обучения на основе применения опорных конспектов.Методы обучения: диалогическое изложение; объяснительно- иллюстративный; продуктивно-практический.Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, учебное пособие, тест, слайды. Ход урока:1.Этап организации урока Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся, выявление отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала Дидактическая задача:организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.Содержание:Мы живем в мире полей и веществ. В природе существует три агрегатных состояния вещества. Какие? (учащиеся отвечают). Агрегатное состояние вещества может изменяться. Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества. Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании, конденсации. Знания, которые вы получили при изучении темы, будете применять при решении задач, работе с таблицами, при объяснении явлений, происходящих в природе.  3. Этап повторения и обобщения знаний. Дидактическая задача:закрепить понятия, связанные с изменением агрегатных состояний вещества (плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация). Повторить формулы для расчета количества теплоты при нагревании, охлаждении, плавлении, кристаллизации, парообразовании и конденсации. Содержание этапа:На этом этапе учащиеся выполняют несколько заданий. Ребята, откройте тетради, запишите число и тему урока. ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА ЖИДКОСТЬ ГАЗ ТВЕРДОЕ ТЕЛО Задание 1. Работа со словарем физических терминовПеречислите процессы, при которых вещество переходит из одного агрегатного состояния в другое (учащиеся перечисляют).При какой температуре происходят эти переходы? Задание 2. Графики и формулыА) Учитель показывает буквы, а учащиеся называют физическую величину и ее единицу измерения (Q, m, c, t, L, λ). Б) На экране показан график процессов. Учащимся необходимо назвать процесс и подобрать соответствующую этому процессу формулу. t1 t, ˚C t,мин t2 t, ˚C t, мин tпл t, ˚C t, мин tпл Задание 3. Механизмы процессов Учащиеся подробно раскрывают механизмы плавления, испарения и парообразования. Отмечают факторы от которых зависят эти процессы. Задание 4. Работа с комбинированными графиками На доске представлен график процессов. Учащимся необходимо назвать процесс, агрегатное состояние вещества и ответить на вопросы к графику. Проанализируйте график и ответьте на следующие вопросы: 1.В какие промежутки времени температура вещества изменялась и как? 2.В какие промежутки времени она оставалась постоянной и почему? 3.Какой из участков графика соответствует отвердеванию вещества? 4. Какой из участков графика соответствует плавлению? 5. Какой из участков графика соответствует нагреванию после плавления? t,oC 440 420 400 048121624 t, мин A B C D E Задание 5. Учащиеся отвечают на вопросы учителяКАЧЕСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 1. Почему бегущая собака высовывает язык?2. Подсчитано, что если для заправки бензином использовать ведро, то в год потери горючего (на одну автомашину) составят 200 кг. Каковы причины этих потерь? 3. Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от нее. Почему? 4. Почему в болотистых местах сильная жара переносится труднее? Пользуясь таблицей «Температура плавления некоторых веществ» , ответьте на вопросы:1. Какой из двух металлов (алюминий или медь) вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для расплавления в ней второго металла?2. Какой из кусков (стальной или вольфрамовый) останется твердым, если он будет брошен в расплавленное железо?3. Можно ли расплавить золото, держа его в оловянной ложке? Задание 6. Выполнение теста (10 мин.) ТЕСТ.docПосле выполнения теста разбираются правильные ответы  4. Этап подведения итогов урока. Дидактическая задача: дать анализ успешности овладения знаниями на уроке (анализ результатов самостоятельной работы проводится на следующем уроке).5.Этап информации о домашнем задании.Дидактическая задача:дать домашнее задание, направленное на дальнейшееразвитие знаний по теме Д.З.- Подготовить вопросы зачета по данной теме.