Круглый столЧто лучше горькая правда или сладкая ложь.По теме пословицы и поговорки в 5 классе.
Круглый стол «Что лучше сладкая ложь или горькая правда?»
(По теме пословицы и поговорки)
Участники: учащиеся 5 класса, учитель литературы.
Цели:
Создать условия для равного взаимодействия между всеми членами класса через рассмотрение, обсуждение, анализ определенной темы круглого стола и принятия общего решения.
Закрепить понятия о правде и лжи.
Способствовать воспитанию желания быть человеком честным, не совершающим безнравственные поступки.
Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся.
Способствовать расширению кругозора.
Оборудование:
Карточки для записи пословиц. Листики для дерева Добра. Дерево, на ветках которого нет листочков.
Ход проведения.
Учитель: Дорогие ребята! Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга. Ваши умные пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. Мне хотелось, чтобы у нас сегодня не было равнодушных. От ваших решений, мнений и рассуждений будет зависеть, как пройдет наш круглый стол.
Давайте выберем председателя нашего круглого стола и секретаря.
(Ребята предлагают быть председателем классному руководителю, а старосту выбирают секретарем).
Учитель: Я благодарна вам за оказанное доверие. Чтобы узнать тему нашего мероприятия, я предлагаю вам восстановить пословицу, которая оформлена на доске и часть слов закрыта листочками:
лучше ложь или правда?
Совершенно верно, вы правильно восстановили пословицу: Что лучше сладкая ложь или горькая правда? Это и есть тема нашего круглого стола.
А что это за слова: правда – ложь, сладкая – горькая.
Дети: Это слова с противоположным значением, слова антонимы.
Учитель: А какие синонимы можно подобрать к слову правда?
Дети: Честность, порядочность.
Учитель: А как вы понимаете, что такое честность, порядочность?
Дети: Честность – это умение всегда говорить только правду. Порядочность – выполнение своих обещаний.
Учитель: Значит, правдивый человек должен быть честен и порядочен. Я предлагаю нам всем сегодня выработать правила порядочного поведения, вырастить Дерево правды в процессе обсуждения заданной темы. Я хочу прочитать вам рассказ:
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошел в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Витя справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидев шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал – вся задача была решена»
Учитель: Выскажите свое мнение по поводу того, что же произойдет дальше. Выслушав мнение ребят, продолжить дальше:
« Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», - сказала учитель и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка – это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все. Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, как будто он получил «5», а не «2».
Учитель предлагает учащимся вопросы:
Как вы оцениваете поступок Гены?
Почему Гена решился на нечестный поступок?
Можно ли оправдать его поступок болезнью матери?
Как вы оцениваете признание в своей ошибке?
Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?
Почему? (Ответы учеников)
Учитель: Ребята, а вам встречались в жизни подобные ситуации, когда необходимо сделать выбор между правдой и ложью? Может быть, вы встречались с подобными ситуациями в произведениях, кино, повседневной жизни, пословицах? Приведите примеры пословиц о правде и лжи, объясните, что означают эти пословицы.
Дети приводят пословицы и объясняют их значение:
Правда, светлее солнца.
Правда глаза колет.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Кривдою весь свет пройдешь, да назад не воротишься.
Правда лежит, а кривда по земле бежит.
Праведная денежка век кормит.
Правду схоронишь, да сам из ямы не вылезешь.
Засыпь правду золотом, а она всплывет.
Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
Нет большего позора, как не выполнить уговора.
Дружба крепится не лестью, а правдой.
Учитель: Приведите примеры из жизни, произведений, кино.
Первый ученик: Мальчик играл и разбил нечаянно дорогу чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я» Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал» (Л.Н. Толстой «Правда, дороже всего»).
Почему папа не наказал мальчика?
Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше?
Как можно озаглавить этот рассказ?
Дети отвечают на вопросы и на листочке для Дерева правды записывают «О себе говори только правду». Листок прикрепляют к дереву правды.
Второй ученик: Однажды Люда не выполнила домашнее задание. Когда на уроке учительница спросила её, Люда соврала, что не сделала домашнее задание, потому что болела голова. Учительница простила её. Теперь Люда знала, что сказать в таких случаях.
Какой вред принесет Люде её ложь?
Как нужно поступать, если не выполнено домашнее задание?
На листочке для Дерева правды записывают: «Порядочный человек должен быть честен». Листочек крепят на дерево.
Третий ученик: Вера и Наташа возвращались из школы. Вера жила в центре города, а Наташа – на окраине.
- Наташа, ты не могла бы набрать для меня каштанов? В окрестностях моего дома нет ни одного дерева.
- Я наберу для тебя целый мешок.
На другой день Вера спросила Наташу о каштанах, но Наташа сказала, что забыла это сделать.
Как вы оцениваете поступок Наташи?
Ребята обсуждают вопрос и для Дерева правды записывают: «Не можешь обещанное выполнить своевременно, извинись».
Четвертый ученик: У Юры плохо идут дела по математике. Родители вместе с Юрой обещали учителю, что он будет посещать дополнительные занятия по математике, но обещание не выполнено. Дома Юра говорит, что посещает дополнительные уроки, а в школе говорит, что его не пускает мама.
Что же теперь делать?
Для Дерева правды дети записывают: «Обещанное всегда исполняй».
Пятый ученик: войдя в столовую, Лариса увидела на столе пирожное. Вокруг никого не было. Ларисе очень захотелось его взять, но она его все – таки не взяла.
А как бы вы поступили на месте Ларисы? Почему?
Может ли порядочный человек быть нечестным?
Что нужно сделать, что бы стать порядочным человеком?
Для Дерева правды ученики записывают на листике: «Будь правдив, честен и порядочен всегда.
Шестой ученик: Маша – очень болтливая девочка. Она может долго разговаривать с подругами. Особенно нравится Маше обсуждать поведение других детей, когда их нет рядом. Дети говорили Маше, что так поступать нечестно, но Маша не может никак отказаться от своей привычки.
Что нужно сделать, чтобы Маша изменила свое поведение.
На листке для Дерева правды дети записывают: «Нельзя говорить о человеке, когда его нет рядом».
Седьмой ученик: Саша – человек прямой и честный. Если ему что – то не нравится в поведении других, он говорит об этом при всех. Однако, дети почему – то неохотно играют и общаются с ним.
Как вы думаете, почему?
На листочке для Дерева правды записывают: «Своё мнение о человеке нужно высказывать лишь ему одному».
Учитель: Я предлагаю посмотреть вам фильм из «Ералаша» «Обман» и обсудить его.
После просмотра и обсуждения дети записывают на листке для Дерева правды: «Тайное всегда становится явным».
Учитель: Ребята, посмотрите какое красивое дерево получилось у нас с вами, и каждый лепесток учит нас быть честными и правдивыми.
А как вы думаете, люди уже рождаются честными или становятся такими в течение жизни?
Что такое честность?
Как воспитывается честность у ребенка? Что для этого должны делать родители?
Как вы считаете, кому легче живется, честному человеку или лжецу? Почему?
Зависит ли честность от национальности, религиозности, образования?
Что нужно сделать, чтобы стать честным?
Учитель: Давайте подведем итог нашей деятельности.
Какова была цель нашего круглого стола?
Как вы считает, мы ее достигли?
В чем же смысл поговорки «Что лучше сладкая ложь или горькая правда?»
Всегда ли вы следуете этой поговорке в своей жизни?
Как нужно поступить человеку в ситуации, когда он солгать не может, но и правду сказать – обидеть близкого человека?
Придите к единому мнению и запишите общую точку зрения по всем вопросам.
Зачитав мнения ребят, приходим к выводу, записываем его в протокол:
Человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное слово, выполнять обещанное. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек – человек слова, чаще всего уважаем в обществе. Редко прощают тех, кто прибегает ко лжи. Правда дороже всего. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Учитель: Ребята, я думаю, что все мы хорошо поработали и сохранили отличное настроение. Я надеюсь, что этот разговор даст толчок вашим дальнейшим размышлениям по данному вопросу. Самая большая победа – это победа над самим собой, своими поступками, чтобы мы стали лучше, честнее, порядочнее. И завершить наш сегодняшний круглый стол я хочу стихотворением Л. Измайлова «Монолог о дружбе»
Учитель: Спасибо вам, ребята, за плодотворную интересную работу. До свидания.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
15