Развитие логического мышления учащихся на уроках математики
Тема : «Развитие логического мышления учащихся на уроках математики»
Выступление на заседании кафедры начальных классов
Учитель: Дергачева Наталья Михайловна.
МБУ «Гимназия №48»
В системе обучения наметился перенос акцентов с увеличения объемов информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование у школьников общелогических мыслительных умений, т.к. интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому, уже в начальной школе перед учителем стоит задача научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Логическое мышление лежит в основе решения математических, грамматических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Если развивать логическое мышление в младшем школьном возрасте, то это будет способствовать более уверенному ориентированию учащихся в закономерностях окружающей действительности.
Особые трудности возникают у детей при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Ему легче ответить на вопрос: «Что произойдет ,если растение не поливать?»,чем на вопрос : «Почему засохло растение?»
В своей работе я использую дидактические игры. Они способствуют формированию внимания, наблюдательности ,развитию мышления, памяти, самостоятельности. Игра стимулирует познавательную активность у детей, вызывает положительные эмоции.
Учащиеся охотнее решают примеры, если от этого зависит жизнь героя: «Помоги Золушке перебрать примеры : с ответом «3»-в один мешок, с ответом «4» -в другой мешок, чтобы она быстрее попала на бал. «Если мы не составим примеры, то Карлсон не сможет приземлиться».Постепенно задания усложняются.
Полезно вносить в игры элементы соревнования. Ученики по очереди в командах (3 ряда)выходят к доске и решают пример.
Большую роль в математике отводится решению задач. Оно требует не угадывания ,а размышления, рассуждения. Можно использовать задания, требующие дедуктивного рассуждения : «Правильны ли данные рассуждения?»
1)Пианино- музыкальный инструмент. У Вовы есть дома музыкальный инструмент. Значит ,у него пианино?
2) Классную комнату надо проветривать. Квартира –это не классная комната. Значит, ее не надо проветривать?
Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей.
1)Работа над решенной задачей. Некоторые дети только после повторного анализа осознают план решения задачи.
2)Решение различными способами. Это умение говорит о достаточно высоком математическом развитии.
3)Самостоятельное решение задач.
4)Решение задач с недостающими данными.
5)Изменение вопроса к задаче.
6)Решение обратных задач.
На занятиях «Логические минутки» мы с ребятами выпускаем газету, где есть задания на логическое мышление. Рядом приклеен конверт, куда все желающие могут вложить ответы. К следующему выпуску газеты подводиться итог.
Развитие логического мышления- это важная задача начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения, сопоставлять суждения по определенным правилам -необходимое условие успешного усвоения учебного материала.