Обучение технике лыжных ходов на уроках физической культуры


Методика обучения технике лыжных ходов Основные требования к современному уроку лыжной подготовки укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; усилие тренирующего эффекта (систематическое и комплексное развитие двигательных качеств); достижение образовательного (формирование умений и навыков) и закаливающего эффекта; учет индивидуальных типологических свойств нервной системы учащихся; формирование умений и навыков самостоятельных занятий; воспитание трудолюбия, настойчивости, силы воли; учет индивидуальных сдвигов в физической подготовленности учащихся; достижение высокой моторной плотности и интенсивности занятий, эмоциональности, динамичности в сочетании с образовательной направленностью Рациональный выбор учебной лыжни обеспечивает овладение как отдельными способами перёдвижения на лыжах, так и переходами с одного способа на другой; приобретение знаний и умений использования изучаемых способов передвижения на различном (меняющемся) рельефе местности; укрепление опорно-двигательного аппарата за счет равномерного распределения нагрузки на все основные группы мышц; благоприятное влияние передвижения на лыжах на организм детей, так как создаются условия для последовательной смены кратковременного напряжения (передвижение в подъем) и активного отдыха ( под уклон); повышение функционального состояния зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов вследствие создания соответствующих требований (многократные повороты вокруг флажков, частые спуски под уклон с поворотами и др.); повышение плотности урока; одновременное изучение способов ходов и переходов в одном занятии, что положительно сказывается на последовательном включении в работу различных групп мышц и позволяет предупредить появление утомления; значительное повышение эмоционального состояния детей за счет разнообразия заданий. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Словесные методы:рассказ; описание; объяснение; беседа; разбор; задание; указание. Методы наглядного воздействияПрактические методы-целостного разучивания упражнения;-расчлененного (по частям) разучивания. Классические лыжные ходы Попеременный двухшажный ход Одновременный бесшажный ход ОдновременныйОдношажный ход Техника лыжных ходов Попеременный двухшажный ход Фаза 1 – свободное одноопорное скольжение на левой лыже. Начинается оно с момента отрыва правой лыжи от снега и заканчивается постановкой правой палки на снег. Фаза 2 — скольжение с выпрямлением опорной (левой) ноги в коленном суставе — длится от постановки палки на снег до начала сгибания левой ноги в коленном суставе. Фаза 3— скольжение с подседанием на левой ноге. Начинается она со сгибания опорной (левой) ноги в каленом суставе и заканчивается остановкой левой лыжи. 4 фаза — выпад с подседанием. В этой фазе главное — обеспечить максимальную скорость выпада и завершить подседание для эффективного окончания отталкивания ногой. Фаза 5— отталкивание с выпрямлением толчковой (левой) ноги. Начинается она с разгибания толчковой ноги в коленном суставе и заканчивается отрывом левой лыжи от снега. Одновременный бесшажный ход Фаза 1 —свободное скольжение на двух лыжах. Начинается она с момента отрыва палок от снега и заканчивается постановкой их на опору. Фаза 2— скольжение на двух лыжах с одновременным отталкиванием руками. Начинается она с момента постановки палок на снег и заканчивается отрывом их от опоры по окончании отталкивания руками. Одновременный одношажный ход 1. После окончания толчка руками лыжник скользит на двух лыжах. 2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед. З. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег. 4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах. 5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками. 7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах. Коньковые лыжные ходы Полуконьковый одновременный ходОдновременный двухшажный ходОдновременный одношажный коньковый ход Полуконьковый одновременный ход Одновременный двухшажный ход Одновременный одношажный коньковый ход Упражнения для изучения согласованных движений рук и ног 1. В стойке лыжника поочередные маховые движения рук с фиксацией их в переднем и заднем положении. 2. В стойке лыжника попеременная работа рук – без палок и с палками, удерживая их за середину, на лыжах и без лыж. 3. В стойке лыжника, руки за спиной, передвижение шагом. 4. Ходьба с попеременной работой рук и ног в стойке лыжника. 5. Стоя на лыжах, попеременные отталкивания руками под уклон. 6. Попеременная работа рук и ног. Передвижение на лыжах ступающим шагом с попеременной работой рук. 7. Стоя на одной ноге и держась одновременной рукой за рядом стоящий предмет. Поочередные маховые движения рукой вперед, ногой назад. Упражнения для развития чувства равновесия и изучения одноопорного скольжения 1. Перенос веса тела с одной ноги на другую (касаясь носком свободной ноги опоры) в стойке лыжника. 2. Перенос веса тела с правой ноги на левую (с отрывом свободной ноги от опоры) в стойке лыжника. 3. Перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед в стойке лыжника. 4. Стоя на одной ноге (на низкой и высокой опоре), махи другой с попеременным размахиванием рук 5. В стойке лыжника на одной ноге попеременные махи другой с движением рук 6. В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с шагом вперед и попеременным выносом рук. 7. В стойке лыжника перенос веса тела с правой на левую и наоборот с прыжком вперед, руки за спиной. Зафиксировать одноопорное положение. 8. В стойке лыжника перенос веса тела с правой ноги на левую и наоборот с прыжком вперед и попеременной работой рук. Зафиксировать одноопорное положение. 9. В стойке лыжника шаговая имитация с попеременной работой рук в медленном темпе. 10. Прыжковая имитация на месте. 11. Прыжковая имитация в движении. Упражнения для разучивания подседания и отталкивания ногой 1. В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже, многократное отталкивание другой ногой.2. В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой.3. В стойке лыжника, руки за спиной, скольжение на одной лыже с отталкиванием 2-3 раза другой ногой и попеременной работой рук.4. В стойке лыжника, руки за спиной, попеременное скольжение на лыжах.5. Попеременный двухшажный ход без палок и с палками. Упражнения для изучения постановки палки и отталкивания рукой 1. В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед и движением вниз отвести ее назад.2. В стойке лыжника вынести руку с палкой вперед, активно вкалывающим движением поставить палку у каблука ботинка.3. В стойке лыжника, делая шаг вперед, с силой поставить палку сзади опорной ноги.4.Скольжение на двух лыжах с попеременным отталкиванием руками.5. В стойке лыжника одновременно вынести руки с палками вперед, активно вкалывающим движением поставить палки у каблука ботинка, выполнить толчок, помогая спиной.6. Делая шаг вперед с одновременным выносом рук, выполнить толчок руками при этом маховую ногу подводим к опорной ноге. Специальные упражнения на лыжах 1. Передвижение одновременным бесшажным ходом половина круга с максимальной скоростью, остальная часть круга в средней интенсивности попеременная работа руками. Выполняли по 2-3 подхода. 2. Передвижение одновременно одношажным ходом первую часть круга, а вторую часть одновременным бесшажным ходом в среднем темпе. 3. Передвижение в выше средней интенсивности на отрезках 500 метров, 1000 метров командами в составе по 5, 3, и 2 человека. 4.Передвижение на лыжах в средней интенсивности для развития выносливости от 3-5 км по большому кругу. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию. 2. Одежда учащихся подбирается в зависимости от температуры воздуха. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими. 3. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (пластиковые лыжи короче). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника (при коньковом ходе длиннее). 4. Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках. 5. При выборе трассы для тренировок, проведения соревнований, приема контрольных нормативов необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замершие водоемы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги.6. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и не удобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассах спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению. 7. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону. 8. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах: — одежда лыжника должна соответствовать погоде; — при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть пораженное место сухой мягкой шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения; — при появлении признаков обморожения ног (пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения; — нельзя допускать растирание обмороженных участков снегом на улице.