Рабочая программа Волшебная страна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 20
Согласовано Утверждено
Зам. директора по УВР Директор МБОУГ № 20
____________________ ______________________
___________________ ______________________
Программа работы кружка
«Волшебная страна»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА и ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
для учащихся 1-4 классов
Володина М.П.
2014-2015 год
Пояснительная записка к программе
Актуальность
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Гипотеза
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальные комедии, народный балаганный театр).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Структура программы
В программе выделено два типа задач.
Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Организация театральной деятельности в начальных классах школы.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Программные задачи
Развивать чуткость к сценическому искусству.
Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Расширять представления детей об окружающей действительности.
Активизировать ассоциативное и образное мышление.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Учить действовать на сценической площадке естественно.
Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать культуру речевого общения. Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.
Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
Воспитывать зрительскую культуру.
Предполагаемые умения и навыки детей
(планируемые результаты)
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Учебно-тематический план на 2012-2013 уч. год (1 класс)
№
Тема занятий
Количество часов
Сроки
I полугодие
1
Вводное занятие. Что такое театр. Как он возник. Театр Древней Греции. Первый русский театр (балаган). Современный театр. Мультимедийная презентация. Виды театра. Театральные жанры.
1
Культура и техника речи
2
Развитие артикуляционного аппарата. Упражнения для улучшения дикции. Учим скороговорки. Из чего состоит речевой аппарат.
1
3
Играем в рифмы. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Дидактическая игра «Придумай рифму»
1
Ритмопластика
4
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации движений. Совершенствование осанки и походки.
1
5
Отработка первого сценического этюда: «Встреча друзей», «Смешная история». Развитие воображения, умения общаться с другими детьми, выстраивать диалог.
1
Театральная игра
6
Что такое роль и как над ней работают. Что такое перевоплощение, образ. Поход в кукольный театр Спектакль «Иван Царевич и Серый волк»
2
7
Конкурс на лучшую импровизацию к сказке «Репка». Кукольный театр. Как работать с куклой.
1
8
Знакомство со сценарием сказки в стихах: «Кошкин дом» С. Я. Маршака.
1
9
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
1
10
Как передать чувства и эмоции. Мимика лица. Упражнения: «Покажи эмоции»
1
11
О чем говорят наши движения. Пластика движений.
1
12
Отработка сцен, работа в группах.
2
13
Декорации, маски, костюмы. Атрибуты игры.
1
14
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
1
15
Генеральная репетиция в костюмах.
1
16
Выступление со спектаклем перед учениками. Класса.
1
17
Анализ спектакля.
1
Этика и этикет
18
Связь этики с общей культурой человека (уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).
1
19
Поведение в театре. Как одеваются в театр, как проходят в зал, аплодируют, как ведут себя во время спектакля, в антракте и т.д.
1
20
Театрализованный вечер «В мире прекрасного»
1
21
Выпуск газеты: «Этикетка». Рисунки и стихи детей.
1
22
Этюды в парах.
1
II полугодие
Культура т техника речи
1
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
1
2
Составление коротких рассказов или сказок по заданным глаголам.
2
3
Прослушивание аудиозаписи с голосом великих русских актеров Московского театра (как речевого эталона)
1
4
Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата.
1
5
Небылицы, потешки. Конкурс чтецов. Поход в Тульский театр драмы на спектакль «Принцесса на горошине». Анализ.
2
6
Чтение рассказов Л.Н. Толстого. Анализ текста. Основная мысль, идея, язык произведения.
1
7
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
1
Театральная игра
8
Что такое пантомима. Теневой театр. Мимика и жесты вместо слов.Поход в кукольный театр на сказку «Снежная королева»
2
9
Виды театра: теневой, настольный, кукольный, ложковой театр. Теневой театр: «Птицы», ложковой и пальчиковый театр: «Теремок»
2
10
Развитие воображения. Пантомимические этюды на заданную тему: «Прохожий и кошелек», «Упал арбуз».
1
11
Знакомство с нормами орфоэпии (повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; нормы ударения, работа над пословицами и скороговорками).
1
12
Работа над образом. Анализ мимики лица.
1
13
Знакомство со сценарием сказки: «Гуси-лебеди». Анализ и разбор произведения.
1
14
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен.
1
15
Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
1
16
Репетиция пантомимных движений. Индивидуальная работа. Изготовление афиш.
2
17
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
1
18
Выступление перед учащимися.
1
19
Анализ выступления. (Приглашаются воспитатели группы продленного дня).
Этика и этикет
20
Можно ли критиковать и высмеивать товарища. Дружеское общение.
1
21
Познавательный вечер «Как люди придумали правила поведения»
1
22
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния: « Встречают не по одежке!»
1
23
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
1
24
Выпуск газеты: « Так делать нельзя»
2
Театральная игра
25
Индивидуальная пантомима по замыслу товарищей. Пантомима с предметом (зонтом, тростью, шляпой)
1
26
Кукольный театр : «Волк и теленок» .Совершенствовать работу с куклой.
1
27
Творчество Крылова, чтение басни «Лиса и кот» Сценка в паре.
1
28
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.
1
29
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением.
2
30
Работа над образом. Поход в ТЮЗ на спектакль «Волк и цыпленок»
1
31
Выступление (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).
1
32
Подведение итогов.
1
33
Анализ работы за год.
1
Итого: 65 часов
Учебно-тематический план на 2013-2014 уч. год (2 класс)
№
Тема занятий
Количество часов
Сроки
I полугодие
1
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка
1
Культура и техника речи
2
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
1
3
Выпуск газеты «Слово в театре»
1
Ритмопластика
4
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
1
5
Отработка сценического этюда «Обращение», «Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).
2
Театральная игра
6
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра»
1
7
°Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. Презентация.
2
8
Знакомство со сценарием сказки в стихах С. Маршак: «Двенадцать месяцев»).
1
9
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
2
10
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.
2
11
Отработка ролей в 1, 2 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, интонационной выразительностью)
2
12
Отработка ролей в 3, 4, 5, 6, 7 явлениях. (обсуждение образа, костюма, изготовление декораций)
2
13
Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях (диалоги, эмоции, индивидуальная работа)
2
14
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
1
15
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.
1
16
Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями
1
17
Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).
1
Этика и этикет
18
Устное сочинение: «Что такое культурный человек». Поход в Тульский камерный театр на спектакль «Красная шапочка по-новому» .
1
19
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)
1
20
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).
1
21
Привычки дурного тона. (Этикет)
1
22
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Цветы, светское общество)
1
II полугодие
Культура т техника речи2
1
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
1
2
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»
1
3
Кукольный театр. Сказка «Вежливая Маша»
1
Ритмопластика
4
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
1
5
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
1
6
Пальчиковый театр «Веселые человечки»
1
7
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами и ленточкой.
1
Театральная игра
8
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст через пластику).
1
9
Настольный театр «Волк и семеро козлят» Микроориентировка на плоскости.
1
10
Развитие воображения и умения работать со словом. Чтение художественного текста про себя, составление плана, анализ и пересказ.
1
11
Работа над дикцией и знакомство с нормами орфоэпии
1
12
Кукольный театр. Сказка «Домовенок Кузя». Поход в кукольный театр на сказку «Приключения домовенка»
1ё
13
Знакомство со сценарием сказки Оскара Уайльда «Мальчик – звезда» . Нравственное воспитание. Тема детской жестокости, самоуверенности, неуважения к взрослым.
2
14
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, эмоциональный портрет т.п.). репетиция отдельных сцен. Анализ образов, обсуждение характера.
1
15
Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения.
2
16
Репетиция. Изготовление афиш. Составление программки.
1
17
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. Музыка Н. Рыбникова.
1
18
Выступление перед родителями ко Дню Матери.
1
19
Анализ выступления.
1
Этика и этикет
20
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворения Н. Гумилева «шестое чувство»)
2
21
Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор»)
1
22
Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния.
1
23
Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов)
1
24
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (В ресторане, в кафе. Приглашение. Дом, семья)
1
Театральная игра
25
Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака)
1
26
Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.
1
27
Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок».
1
28
Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. Обсуждение костюмов, декораций. Изготовление масок зверей.
1
29
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением
1
30
Поход в кукольный театр на сказку.
1
31
Выступление. (творческий отчет на родительском собрании или выступление перед группой продленного дня).
1
32
Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные).
1
33
Анализ работы за год.
1
Всего 67 часов
Учебно-тематический план 2014-2015 года обучения (3 класс)I полугодие
1
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская»
1
Культура и техника речи
2
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
1
3
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.
1
4
Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).
1
5
Составление небольшого рассказа «Многоликие слова».
1
6
Выпуск газеты «Игры ведут знатоки». (обсуждение, подбор материала, распределение обязанностей).
1
Ритмопластика
7
Испытание пантомимой.
1
8
Тренировка ритмичности движений.
1
9
Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).
1
10
Совершенствование осанки и походки. Поход в камерный театр драмы на сказку «Старик Хоттабыч»
1
11
Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».
1
Театральная игра
12
Теневой театр «Дикие лебеди» Г.Х. Андерсен.
1
13
Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах» (А.С. Пушкин).
1
14
Основа актерского творчества – действие. «Главное - не в самом действии, а в естественном зарождении позывов к нему». (К.С. Станиславский)
1
15
Сценические этюды на воображение.
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
1
16
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
1
17
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).
1
18
Техника грима. Светотень.
1
19
О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого полного и молодого худого лица.
1
20
Анализ мимики своего лица.
1
21
Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды.
1
22
Чтение и обсуждение инсценировки по сказке Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени». Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей.
1
23
Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций.
2
24
Генеральная репетиция. Оформление сцены.
1
25
Премьера. (Перед учащимися начальных классов)
1
26
Анализ выступления.
1
27
Поход в кукольный театр. Гастроли Московского ТЮЗа. Спектакль «Холодное сердце» Гауфа. Анализ.
1
28
Этюды на движение, характерное для заданного образа (7-8 человек одновременно). Настольный театр «Волшебное кольцо»
1
29
Чтение стихотворения С. Есенина в определенном образе. Сценический образ «Походка».
1
II полугодие
Этика и этикет
1
Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов.
1
2
Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.
1
3
Память человека, семьи, народа. Без памяти нет совести. Творческая работа «Святая память». Анализ творческих работ.
1
4
Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).
1
Театральная игра
5
Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума.
1
6
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).
1
7
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.
1
8
Работа над образом. Сказочные гримы.
1
9
Знакомство со сценарием детского спектакля «Экология и охрана окружающей среды». (Обсуждение пьесы, ее темы, идеи, возможных принципов постановки)
1
10
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
1
11
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.
2
12
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок.
2
13
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.
2
14
Подбор музыкального сопровождения к сценарию.
1
15
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).
1
16
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
1
17
Премьера спектакля.
1
18
Анализ выступления.
1
Культура и техника речи
19
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.
1
20
Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина. Ораторское искусство. Литературные нормы.
1
21
Загадки – метаграммы и загадки – логогрифы. «Коварная» викторина при слова (Чувствование слова и умение мыслить нестандартно).
1
22
Беседа «Надежда». Сочинение – рассуждение по выбранной пословице.
1
23
Тестирование «особенности эмоций». Развитие эмоций.
1
24
Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей).
1
Ритмопластика
25
Пантомимический этюд «Тень»Поход в ТЮЗ.
1
26
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.
1
Этика и этикет
27
Круглый стол «Азбука общения»
1
28
Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)
1
29
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической характеристики).
1
30
Анализ работы за год
Итого 65 часов
Учебно-тематический план 2015-2016 года обучения (4 класс)I полугодие
1
Вводная беседа. Впечатления ребят о каникулах в форме маленького публичного рассказа. Детям предлагается создать несколько этюдов на летнюю тематику из реальной или вымышленной жизни.
3
Культура и техника речи
2
Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции.
1
3
Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Дыхательный тренинг. Артикуляционная гимнастика. Работа над скороговорками
1
4
Театральный словарь: бенефис, грим, аншлаг, бутафория и др.
2
5
Составление небольшого рассказа на заданную тему. Развитие связной речи.
1
6
Выразительное чтение стихотворений Б. Заходера. Юмор в произведении.
3
Ритмопластика
7
Испытание пантомимой. Пантомима с предметом (книга, веер, бинокль)
2
8
Тренировка ритмичности движений. Веселый хоровод. Танцы для всех.
1
9
Танцы народов мира. Презентация.
2
10
Совершенствование осанки и походки. Поход в ТЮЗ.
1
11
А как в цирке?! Цирковой артист. Трюки и фокусы.
1
Театральная игра
12
Кукольный театр «Баба -Яга и Витя»
1
13
Поход в ТЮЗ на спектакль «Бременские музыканты». Анализ спектакля.
2
14
Ложковой театр «Маша и Медведь»
1
15
Сценические этюды на воображение.
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).
2
16
Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
1
17
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор («Паровоз»). (Скороговорки, пословицы).
1
18
Чтение по ролям пьесы Е. Шварца «Два клена». Главная мысль, идея сказки. Особенности ПЬЕСЫ.
1
19
Обсуждение характера героев, сюжета.
1
20
Анализ средств выразительности.
1
21
Обсуждение сказки.
1
22
Чтение и обсуждение сказки.
2
23
Распределение ролей.
4
24
Составление сценария. Диалоги.
3
25
Работа в группах. Образ, эмоции, задача актера.
2
26
Репетиции. Постановка голоса, отработка движений, мимики, жестов.
1
27
Изготовление декораций, костюмов, афишы.
4
28
Спектакль по сказке Е. Шварца на сцене школы.
1
29
Анализ.
2
II полугодие
Этика и этикет
1
«Мы взрослеем»
2
2
Нормы общения и поведения: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Сценические этюды.
2
3
Диалоги дома и на работе. Бытовые сценки в парах.
2
4
Выпуск газеты «Волшебное слово украсит жизнь»
3
Театральная игра
5
Этюд как основное средство воспитания актера.
1
6
Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой
2
7
Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.
1
8
Работа над образом. Сказочные гримы.
2
9
Знакомство со сценарием детского спектакля : «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.
1
10
Распределение ролей с учетом пожелания учащихся и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
2
11
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Репетиция отдельных эпизодов.
3
12
Репетиция отдельных эпизодов. Эмоции и чувства.
3
13
Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций.
3
14
Подбор музыкального сопровождения к сценарию.
1
15
Прогонная репетиция. (Выявление тех мест, которые требуют доработки).
2
16
Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.
3
17
Премьера спектакля.
2
18
Анализ выступления.
1
Культура и техника речи
19
Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса.
1
20
Театральный словарь: драма, комедия, трагедия, водевиль.
21
Выразительное чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
1
22
Язык, которым мы гордимся. Сочинение-эссе (рассуждение)
2
23
Анализ сказки Осеевой «Волшебное слово»
1
24
Работа с орфоэпическим словарем. Ударение.
3
Ритмопластика
25
Пантомимический этюд в парах.
1
26
Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.
2
Этика и этикет
27
Круглый стол «Можем ли мы судить другог?!»
2
28
Создание сценических этюдов.
1
29
Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической характеристики).
2
30
Анализ работы за год.
Итого 68 часов
Список используемой литературы:
Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998.
Дорфман Л. Эмоции в искусстве. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. – М.: «ВЛАДОС», 1998.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: АРКТИ, 1995.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
<ђЗаголовок 2<ђЗаголовок 3<ђЗаголовок 415