Программа кружковой деятельности Волшебная страна Оригами
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 147
общеразвивающего вида
г. Владивостока»
_______________ С.В. Лабзина
Программа
кружковой деятельности
«Волшебная страна Оригами»
Составитель:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Сологуб Людмила Владимировна
г. Владивосток
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям
Актуальность
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Складывание из бумаги - это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму. Дети осваивают начальные термины геометрии: точку, угол, квадрат, прямоугольник, диагональ. Незаменимо оригами после переломов рук, оно восстанавливает мелкую моторику пальцев и повышает жизненный тонус.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
знакомить с искусством изготовления бумажных фигурок путём складывания квадратного листа бумаги без применения ножниц и клея;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
знакомить различным приемам работы с бумагой;
знакомить с различными техниками оригами для изготовления различных игрушек в и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
формировать коммуникативные умения;
воспитать любовь к искусству складывания квадратного листа, воспитание интереса к удивительным фокусам, художественному труду;
расширять знания об окружающем мире, природе;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
показать способ экономного и разумного использования бумаги;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать мелкую моторику рук;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
воспитывать интерес к искусству оригами.
Методы, используемые на занятиях кружка:
игры-занятия
беседа
рассматривание иллюстраций
показ образца выполнения последовательности работы
пальчиковая гимнастика
конструирование из бумаги
обыгрывание сделанных поделок
выставки детских работ.
Организационно-методическое обеспечение программы
Программа кружка рассчитана на год обучения, с детьми старшей группы 6-го года жизни.
Занятия детей в кружке включают в себя приобретение навыков ручной работы, новых умений и знаний в данной области, а также обогащение навыков общения в процессе совместной деятельности, обучение способам декоративной обработки бумаги и созданию сюжетно-тематических композиций из поделок в технике оригами, украшению поделок аппликацией.
Курс занятий длится с сентября по май включительно. Продолжительность занятий 25 минут. Работа проводится вне занятий во вторую половину дня 1 раз в неделю.
Количество занятий
Количество детей в группе
В месяц В год 4 30 10
Принципы работы с детьми:
принцип доступности отбираемого материала;
принцип постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
принцип индивидуального подхода к детям;
принцип интегративности;
принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Ожидаемые результаты:
дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
дети знакомятся с искусством оригами;
дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности);
дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок;
дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали);
дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний.
Способы диагностики:
Основным методом диагностики усвоения программы является наблюдение. По результатам наблюдения проводится анализ готовых работ воспитанников.
Список детей:
Список используемой методической литературы:
«Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В., 2010
Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. - М. РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2011.
С.В. Соколова «Оригами для старших дошкольников», Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2009
С.В. Соколова « Театр оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2007
С.В. Соколова « Сказка оригами: Игрушки из бумаги». – Москва: Издательство Эксмо: СПб.; Валери СПД, 2004
Сборник «100 игрушек из бумаги», рекомендованный специалистами в качестве пособия по развитию и совершенствованию тонкой ручной моторики у детей.
Список используемых интернет – ресурсов:
Сайт «Уроки оригами» http://urokiorigami.ru/
Сайт «Планета оригами» http://planetaorigami.ru/
Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.orgСайт «Оригами для детей и начинающих» http://www.zonar.info/node/31Сетевые образовательные сообщества «Открытый урок» http://www.openclass.ru
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskii-sadИздательский дом «1 сентября» http://1september.ru/ЭХО журнала «ОРИГАМИ» http://jorigami.narod.ru/ Сайт «Детские оригами» http://podelki-samodelki.ruПриложение № 1
Материалы для работы в технике Оригами:
Белая и цветная бумага. Цвет ее должен соответствовать поделке. Например, изготовляя жирафа, можно предварительно на жёлтую бумагу наносится характерные коричневые пятна. А для зебры или тигрёнка готовится бумага с нарисованными полосками на серой или жёлтой основе.
Ножницы. Перед каждым занятием нужно напоминать о правилах пользования ножницами.
Клей. Части некоторых поделок необходимо склеивать. Лучше использовать клей – «карандаш».
Салфетки. Салфетки нужны, чтобы убирать с поделки остатки клея.
Цветные карандаши, фломастеры или маркеры. В некоторых поделках приходится рисовать отдельные элементы, например: глаза, нос, уши и др.
Приложение № 2
Правила работы в технике Оригами:
Перед началом работы нужно застелить стол клеенкой, а по окончании - убрать рабочее место.
Нельзя разбрасывать инструменты.
Ножницы нужно передавать только за сомкнутые лезвия.
Листы бумаги нужно хранить в развернутом виде.
При склеивании нужно использовать салфетку.
Кисточку нужно класть на специальную подставку. После работы кисточку нужно обязательно вымыть и хорошо просушить, поставив ворсом вверх.
Для материалов, инструментов и обрезков бумаги у каждого ребенка должны быть специальные подносы.