Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста
Беседа-практикум
Подготовил:
Горбова Ю.А.
Инструктор ФИЗО
I кв. категория
с. ПерегрёбноеНа современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.
Основная цель нашей работы - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:
Обеспечить условия для физического и психологического благополучия воспитанников;
Формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
Формировать основы безопасности жизнедеятельности;
Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:
Утренняя гимнастика;
Гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
НОД, прогулки;
Совместные досуги с родителями;
Спортивные праздники и развлечения;
Кружок ДО "Олимпийцы";
Коррекционная работа.
Реализация оздоровительной деятельной детского сада - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение санитарно-гигиенического режима, проведение обследования и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний, проведение санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в детском саду, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Таким образом, для становления у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни необходимо:
Развивать у детей навыки личной гигиены;
Формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении НОД обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определённой группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о её влиянии на состояние кожи, зубов и т.д);
Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;
Привлекать родителей к формированию у ребёнка ценностей здорового образа жизни (реализация консультаций, бесед с родителями; обеспечение согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и т.д.).
Деловая игра.
За каждый правильный ответ начисляются баллы (побеждает та команда, которая наберёт больше баллов).
Проблемные вопросы:
Что может означать термин «эстетотерапия»? (лечение красотой).
Как её можно применять в НОД физического воспитания? (воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела).
Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением? (физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ – нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и психическое оздоровление организма).
Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребёнка? (прямая: чем больше упражняем руку – мелкую моторику, тем быстрее развивается речь ребёнка. Философ Кант сказал: «Рука – это выдвинутый вперёд мозг человека»).
Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека и стройного? (сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).
Какие растения могут укреплять организм человека? (овёс, рожь, шиповник, мелиса, золотой корень( женьшень) и т.д.).
Приведите примеры пословиц и поговорок о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.
Будет здоровье – будет всё;
Здоровье за деньги не купишь;
В здоровом теле – здоровый дух;
Здоровье дороже всего на свете;
Здоровье – это движение;
Двигаюсь, значит живу;
Береги природу для красоты и здоровья;
Береги платье с нову, а здоровье смолоду;
Болен – лечись, а здоров, так берегись;
больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень съест;
Здоровому и врач не надобен;
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок;
Здоровью цены нет.
Самое большое открытие современного человека –
Это умение омолодить себя физически и духовно.
П. Брэгг
Берегите здоровье друг друга,
Мы – природы малая часть,
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.
А. Дементьев
Счастливец тот, кто добротой богат,
Кто сам цветёт, чужому счастью рад,
Чужое счастье для людей хороших
Порой дороже собственных наград.
А тем, кто зол, всегда живётся плоше,
Своим же злом они себя казнят.
Злость человека – тягостная ноша,
И наказание его и ад.
Мирза Шафи ВазехПродолжите фразу.
Процесс изменения форм и функций организма человека - …
(физическое развитие)
Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - …
(спорт)
Детский туризм – это…
(прогулки и экскурсии)
Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это…
(основные виды движений)
В чём заключается проявление детского творчества в не регламентируемой и регламентируемой деятельности?
Включение элементов двигательной активности в сюжетно-ролевую игру;
Создание игровых образов в НОД;
Выделение личного времени ребёнку для физической активности.
Проблемные ситуации:
1 команда. Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания.? (использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом).
2 команда. Вы на прогулке с детьми, пошёл дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру или летом использовать как фактор закаливания).
Конкурс рекламы.
Каждой команде сделать рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.