Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы психологии ПД
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное Бюджетное Профессиональное
Образовательное Учреждение
«Колледж полиции»
(ГБПОУ «Колледж полиции»)
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине Основы психологии
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 031001 Правоохранительная деятельность
Москва
2014
ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой)
комиссией_____________________
______________________________
______________________________
______________________________
наименование комиссии
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 031001 Правоохранительная деятельность
код, наименование рофессии/специальности
Протокол № _______
от «__» _________ 20___ г. Председатель предметной (цикловой) комиссии
___________/____________/
подпись Ф.И.О. Заместитель директора по учебной работе
___________________/__________________/
подпись Ф.И.О.
Составитель (автор): ____Лебедева Е.В. преподаватель ГБПОУ «Колледж полиции»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензент:____________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Основы психологии разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы психологии».
Дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла и направлена на формирование общих компетенций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы психологии» предусматривает формирование у учащихся представлений об основных понятиях и категориях психологической науки, ее ключевых проблемах, принципах и методах, механизмах и закономерностях функционирования психики. Данная программа содержательно связана с другими психологическими дисциплинами: «Психология социально-правовой деятельности», «Юридическая психология» и «Психология общения».
В результате освоения учебной дисциплины «Основы психологии» обучающийся должен знать:
предмет изучения психологии, ее задачи, отрасли психологии;
основные методы психологии; этапы становление предмета психологии; современные подходы и направления в зарубежной психологии; возникновения и развития психики;
психические процессы: виды, значение, специфику и динамику;
психические состояния: понятие, виды, классификация, факторы их возникновения;
психические свойства: понятия темперамента, характера, личность, способности; их структуру, виды, специфику и динамику.В результате освоения учебной дисциплины «Основы психологии» обучающийся должен уметь:
подбирать адекватные проблеме, целям и задачам исследования методы психологического исследования;
применять на практике технологии опосредованного запоминания и активизации внимания аудитории;
применять на практике технологию активизация мыслительной деятельности «мозговой штурм».
Практическое занятие №1
Тема 1.2. Основные методы психологических исследований
Цель: формирование навыка у учащихся подбирать адекватные проблеме, целям и задачам исследования методы психологического исследования.
Задача: индивидуальная работа. Заполнение таблицы (не менее 5 методов).
№ Метод исследования Цели, задачи
1 Биографический метод Отслеживание динамики становления личности
Контрольные вопросы
Какие методы психологического исследования можно отнести к группе основных методов? Почему?
Какие методы психологического исследования позволяет исследовать жизненный путь человека, процесс становления его личности?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013 (с. 13-23)
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/ HYPERLINK "http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotsk" http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotsk
Практическое занятие №2
Тема 1.4. Современные подходы и направления в зарубежной психологии.
Цель: формирование навыка актуализации теоретического материала в практической деятельности.
Задание: работа в подгруппах. Составление кроссворда: основные направления, понятия, персоналии отечественной и зарубежной психологии. Использование минимум 20 понятий, персоналий, которые были рассмотрены на лекционных занятиях.
Контрольные вопросы
Какие современные направления в зарубежной психологии Вам известны?
Оказывают ли зарубежная и отечественная психология взаимное влияние друг на друга? Аргументируйте свою позицию.
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013, с. 76-95
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotskПрактическое занятие №3
Тема 1.6. Человек как субъект деятельности.
Цель: формирование навыка психологического анализа различных видов деятельности.
Задание: работа в подгруппах. Составление структурных схем различных видов деятельностей
Вид деятельности Схема деятельности с обозначением структурных элементов
Например, учебная деятельность Контрольный вопрос
Какие элементы в структуре деятельности зависят в большей степени от условий протекания деятельности?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013 (с. 86-95).
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotskПрактическое занятие №4
Тема 2.2. Индивидуальные различия в восприятии.
Цели:
формирование навыка самодиагностики основных свойств восприятия;
формирование навыка психологической диагностики собеседника - его доминирующей репрезентативной системы.
Практическая часть
Задание №1: работа в парах. Определите репрезентативную систему восприятия собеседника, используя данные таблицы:
Поведенческие характеристики
Поведенческие характеристики ВизуалистКинестетикАудиалистЛогик
Употребляемые слова Смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю Звучать, слышать, тон, громкий Понимать, знать, анализировать, интересно, логично
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные Средние Однообразные
Жесты На уровне головы, шеи На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыханье всей грудью Неглубокое
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, негромкая, низкий грудной голос Выразительная, мелодичный голос Монотонный голос
Взгляд Поверх других Вниз, ниже других Часто в одну сторону и вниз Через головы других
Правила слушания «Видеть, чтобы слышать» Приблизится поближе. «Чувствовать, чтобы слышать» «Не видеть, чтобы слышать» Никакого контакта глазами
Движения глаз (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, прямо Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, по горизонтали, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Цвет лица Бледнеет во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога Нормальный во время монолога
Отметьте знаком «+» поведенческие предпочтения собеседника.
Определите репрезентативную систему восприятия собеседника по результатам исследования, сложив показатели каждого столбца. Сделайте вывод.
В –
А –
К –
Л –
Задание №2: индивидуальная работа: Определите личную репрезентативную систему восприятия, выполнив тест.
Тест «Ведущая репрезентативная система»
Инструкция. Прочитайте утверждение и четыре варианта ответов к нему. Подготовьте чистый бланк для ответов (табл. 3). Заполните бланк, оценив варианты ответов следующим образом: 1-й ранг присваивается наиболее подходящему для вас ответу, 2-й ранг – ответу, подходящему в меньшей степени, 3-й ранг – ответу, который в еще меньшей степени нравится вам и т. д.
1. Я, скорее всего, скажу:
а) важные решения – это дело чувств;
б) важные решения зависят от моего настроения;
в) важные решения зависят от моей точки зрения;
г) важные решения – это дело логики и ума.
2. На меня, скорее, окажет влияние тот:
а) у кого приятный голос;
б) кто хорошо выглядит;
в) кто высказывает разумные мысли;
г) кто оставляет у меня хорошее чувство.
3. Если я хочу узнать, как вы поживаете:
а) я посмотрю на вашу внешность;
б) я проверю, что вы чувствуете;
в) я прислушаюсь к звукам вашего голоса;
г) я обращу внимание на то, что вы говорите.
4. Для меня легко:
а) модулировать полноту звуков в стереосистеме;
б) сделать выводы по интересующей меня проблеме;
в) выбрать комфортабельную мебель;
г) найти богатые комбинации красок.
5. Оцените варианты ответов:
а) мне очень легко понять смысл новых фактов и данных;
б) мои уши всегда настроены на окружающие звуки;
в) я хорошо чувствую себя в одежде, облегчающей мое тело;
г) когда я смотрю на предмет, могу рассказать о нем в ярких красках.
6. Если люди хотят узнать, как я поживаю:
а) им следует узнать о моих чувствах;
б) им следует посмотреть, как я одет;
в) им следует послушать, что я говорю;
г) им следует прислушаться к интонации моего голоса.
7. Я предпочитаю:
а) услышать факты, о которых вы знаете;
б) увидеть картины, которые вы нарисовали;
в) узнать о ваших чувствах;
г) послушать интонацию вашего голоса.
8. Оцените варианты ответов:
а) когда я вижу что-то, верю этому;
б) когда я слышу сообщение, я ему верю;
в) я верю себе, когда чувствую что-то;
г) в зависимости от того, что я слышу, я верю этому или нет.
9. Оцените варианты ответов:
а) обычно я хорошо чувствую настроение своей семьи;
б) я могу нарисовать лицо, одежду членов моей семьи, отобразив мельчайшие подробности внешнего облика;
в) я знаю, что именно думают члены моей семьи по поводу наиболее важных вопросов;
г) я хорошо различаю интонацию голосов членов моей семьи.
10. Оцените варианты ответов:
а) я учусь понимать какие-то новые факты;
б) я учусь делать какие-то вещи;
в) я учусь слушать новое;
г) я учусь видеть новые возможности.
11. Когда думаю о принятии важного решения, то я:
а) чувствую правильный выбор;
б) прислушаюсь к внутреннему голосу;
в) остановлюсь на видимом результате;
г) проанализирую несколько вариантов решения.
12. Оцените варианты ответов:
а) мне легко вспомнить, как звучит голос моего друга;
б) мне легко вспомнить, как выглядит мой друг;
в) хорошая мысль – вспомнить, что говорил мой друг;
г) мне легко вспоминать свои чувства по поводу переживаний своего друга.
Обработайте результаты. В заполненный цифрами бланк ответов перенесите из таблиы соответствующие буквы (А, В, К, Л).
Бланк ответов и оценок
Вариант
ответа Вопрос
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
а
б
в
г К
А
В
Л А
В
Л
К В
К
А
Л А
Л
К
В Л
А
К
В К
В
Л
А Л
В
К
А В
Л
К
А К
В
Л
А Л
К
А
В К
А
В
Л А
В
Л
К
Примечание. А – аудиальная репрезентативная система; В – визуальная репрезентативная система; К – кинестетическая репрезентативная система; Л – «думающий, анализирующий, логический, компьютерный тип».Подсчитайте количество баллов по каждой из букв, сложив цифры, соответствующие данным буквам. Та репрезентативная система, которая наберет наименьшую сумму, будет наиболее важной, значимой системой для человека. Та, которая наберет наибольшую сумму (на 3-м, 4-м месте по значимости), является слабо выраженной у человека. Сделайте выводы.
Задание №3: работа в парах. Учащиеся сравнивают результаты визуальных наблюдений и результаты теста партнера. Делают выводы о степени совпадения результатов наблюдения и объективных данных диагностики.
Задание №4: индивидуальная работа. учащиеся формулируют просьбу для аудиалиста, визуалиста, кинестетика, логика, используя лексические особенности соответствующей репрезентативной системы восприятия.
Контрольные вопросы
1. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: слышать, стук, смех, громкий, шелестящий, мелодичный?
2. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: смотреть, алеет, взгляд, красный, светлый, зоркий?
3. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: чувствовать, холод, шероховатый, гранитный, жаркий?
4. Для какой репрезентативной системы восприятия характерны слова: думать, рассуждать, анализ, логичный, рациональный?
5. Какие системы имеют общие поведенческие проявления?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013 (с. 100-126)
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotskИнтернет-ресурсы
Практическое занятие №5
Тема 2.4. Управление внимание аудитории. Приемы рационального заучивания
Цели:
формирование навыков опосредованного запоминания;
активизации внимания аудитории с последующим анализом результатов.
Задание №1: прохождение методики опосредованного запоминания Лурия.
Задание №2: работа в подгруппах: применении технологий активизации внимания аудитории. Учащиеся в подгруппах готовят выступление продолжительностью 2-5 минут и организуют выступление перед учащимися, используя технологии активизации внимания аудитории.
Контрольные вопросы
Какие приемы активизации внимания аудитории Вам известны?
Зависит ли выбор приемов активизации внимания от социально-психологических особенностей аудитории? Аргументируйте свою позицию.
Чем обусловлено более высокое качество запоминания при использовании технологии опосредованного запоминания?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013 (с. 100-130).
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
Практическое занятие №6
Тема 2.5. Мышление и его формирование. Мышление и речь.
Цель: формирование представления у учащихся об уровне сформированности некоторых основных мыслительных операций.
Задание №1: самодиагностика уровня сформированности такой мыслительной операции, как обобщение;
Задание №2: самодиагностика уровня сформированности такой мыслительной операции, установление аналогий.
Контрольные вопросы
Какие выделяют основные мыслительные операции?
Какие стадии развития мышления Вам известны?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013 (с. 132-144)
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotskПрактическое занятие №7
Тема 2.6. Способы активизации мышления
Цель: формирование навыка применения на практике технологии «мозговой штурм.
Задание: работа в подгруппах. Учащимся предлагается проблемная ситуация, загадка, которую нужно разрешить согласно технологии «мозговой штурм» (см. приложение).
Контрольные вопросы
Какие дополнительные возможности при решении задач дает использование технологии «мозговой штурм»?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotskПрактическое занятие №8
Тема 3.2. Понятие характера. Структура, типология характера.
Цель: формирование представления у учащихся относительно собственных личностных особенностей.
Задача: индивидуальная работа. Осуществление самодиагностики по методике «Характерологический опросник К. Леонгарда», с последующей обработкой и интерпретацией результатов.
Контрольные вопросы
Какие существуют социально-психологические критерии при формировании такого понятия, как психологический тип?
Какие типы личности выделяются согласно типологии К. Леонгарда?
Рекомендованная литература
Основная
Основы общей психологии, Н.С. Ефимова Форум, 2013 (с. 232-240)
Дополнительная
Основы психологии, Л.Д. Столяренко, Феникс, 2010
Психология: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений, И.В.Дубровина, Академия, 2010
Психология общая Т.А.Ратанова Флинта, 2007
Атлас по психологии, Гамезо М.В., Домашенко И.А., Педагогическое общество России, 2004
Интернет-ресурсы
http://www.ethology.ru/lection/?id=28http://flogiston.ru/articles/general/concept_memoryhttp://www.ethology.ru/http://practicalthinking.narod.ru/http://flogiston.ru/bloghttp://engineer.bmstu.ru/res/kultura/christ/christ5.htmhttp://www.psy.msu.ru/illusion/http://community.livejournal.com/psy_pro/676388.htmlhttp://webrelax.com/optical/http://www.ethology.ru/news/?id=439http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/http://www.ethology.ru/library/?id=304http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/vygotsk