Конспект Большая и малая Родина. Геральдика и атрибутика Республики Крым
Конспект урока по крымоведению в 5 классе
Подготовила Османова Леся Петровна
Тема урока: « Большая и малая Родина. Геральдика и атрибутика Республики Крым».
Цель: воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.Задачи:1. Обучающая. Дать представления о понятиях Родина, малая Родина. Расширить знания учащихся о своём крае.2. Развивающая. Развивать творческие способности школьников в разнообразных видах деятельности (развитие речи, рисование, фотографирование).3. Воспитательная. Воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
Воспитательная:
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма4. воспитывать чувство любви к своей малой Родине.
5 возбуждать мысль и интерес к предмету
Оборудование:
Настенные карты РФ и Крыма. Символика Крыма :плакаты герба и флага Крыма .Рисунки и рассказы, мини-сочинения учащихся.
На уроке могут присутствовать гости: это могут быть почётные жители посёлка, родители, и другие приглашённые жители.
Тип урока: урок- беседа
Ход урока:
(Звучит песня «С чего начинается Родина?» Можно просто прочитать стихи)В это время на экране, установленном на доске, проецируются слайды о природе России и Крыма (каждая строка песни иллюстрируется отдельным слайдом)
Учитель: Именно о Родине, ребята, будет наш сегодняшний урок.
«За светло светлую и украсно укращену» Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на доске написано слово «Родина»)
Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина
Ответы детей:
родник, родня, природа
рождение, род, народ,
родной, урожай
Учитель:
Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
Ребята! У вас на столах лежат карточки со словами Константина Дмитриевича Ушинского. Что же он пишет о Родине? Давайте причитаем.
Текст № 1.
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Учитель:
А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?
Как называется наша страна?
Где она расположена?
Какие моря омывают нашу страну?
Ответы детей:
Учитель:
И именно об этом говорит Константин Симонов.
Ученик или учитель читает стихотворение :Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов
Непобедима, широка, горда…
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли…
Учитель:
Когда слушаешь это стихотворение, кажется, что оно построено на контрасте: Родина на географической карте, огромная, могучая, раскинувшаяся до трех великих океанов, и крошечный клочок земли, где ты родился и где живешь.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а как называется тот небольшой клочок земли, где мы все сейчас живем?
Ответы детей: Учащиеся зачитывают свои рассказы или мини-сочинения о Крыме.
Учитель:
Покажите на карте Росссии наш полуостров
А на карте полушарий…
Ответы детей:
-Кто из вас родился здесь,
А откуда сюда приехали ваши родители?
Из каких мест?
Учитель:
Красива и неповторима природа, окружающая нас
Скажите, пожалуйста, а за что мы любим свой город, свой край?
Учитель:
Давайте прочитаем слова Василия Пескова и я думаю, что эти слова имеют очень глубокий смысл.
Текст № 2.
«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? Родина – это очень много. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер».
Учитель:
Итак, так можешь ли ты считать Крым своей Малой Родиной? Почему?
Ответы детей:
Учитель:
А как можно назвать человека, преданного своему народу, любящего свою Родину, совершающего ради ее интересов трудовые и героические военные подвиги? Назовите одним словом…
Ответы детей:
(патриот)
На доске patria - родина, отечество, слово латинское
.Где же совершаются подвиги?
Учитель:
Подвиги совершаются и воинами, и шахтерами, и врачами, и плавильщиками на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.
Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами нашей Родины независимо от того, куда вас забросит судьба. Вы должны помнить наш город, свой дом, свою школу, как это делают наши выпускники. Они приходят в школу на встречи, поют школьный гимн, вспоминают с учителями школьные будни и праздники. Большинство из них учатся в ВУЗах.
Сегодня мы ещё поговорим с вами о большом и важном событии в истории Крыма .В марте 2014 года Крымский полуостров вошёл в состав Российской Федерации. При этом Республика Крым получила статус отдельного федерального округа РФ, а город-герой Севастополь стал городом федерального подчинения. Это очень важное историческое событие в жизни нашего народа и нашего Крыма.
Слово предоставляется нашим гостям.
Выступление гостей .беседа , интересный рассказ, вопросы учащихся.
Учитель: Очень важная информация о своей стране (большой Родине) и родном крае(малой Родине) содержится в государственных символах: флаге, гербе и гимне.
Давайте посмотрим на эти плакаты. Что вы можете рассказать о государственных символах?
Рассказ учащихся. Это может быть и заранее подготовленное выступление и объяснение учителя.
Флаг Крыма
Таковым признано «полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, составляющей 1/6 ширины флага, средней — белого цвета, составляющей 4/6 ширины флага; нижней — красного цвета, составляющей 1/6 ширины флага».
В основу разработки флага были положены традиционные для вексикологии Юго-Востока Европы цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.
Авторы флага: А.В.Мальгин и В.А.Трусов.
Герб Крыма
Герб Автономной Республики Крым представляет собой в червленом варяжном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба положено традиционное для Крыма с эпохи античности изображение грифона, который, являясь объединяющим символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и природного и культурного разнообразия Крыма. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики. Варяжский щит герба — напоминание о торговых путях, проходивших и проходящих через Крым, колонны — символы прошлых цивилизаций, оставивших свои следы на полуострове.
Авторы герба: Г.Б.Ефетов, А.В.Мальгин, В.А.Трусов, В.А.Ягупов.
Гимн Крыма
Нивы и горы твои волшебны, Родина.Солнце и море твои целебны, Родина.Эту землю мы сохранимИ внукам оставим цветущий, как сад, Крым,Цветущий, как сад, Крым!
Зори свободы твои сияют, Родина.Братья-народы твои шагают, Родина.Эту дружбу мы сохранимИ вместе, крымчане, прославим в веках Крым,Прославим в веках Крым!Славься, Крым!
Можно включить музыку , но обязптельно всем встать.
Автором музыки Гимна является крымский композитор А.Караманов, а автором слов — О.Голубева.
Впервые на официальном уровне гимн прозвучал 20.10.2000 г. по случаю второй годовщины Конституции АРК в исполнении народного артиста СССР Юрия Богатикова.
Запомни!
Герб- эмблема государства, изображаемая на печатях, денежных знаках.
Флаг- символ государства, олицетворяющий суверинитет (независимость).
Закрепление.
1 Что нового вы узнали на уроке?
2 Что вам больше всего запомнилось?
3 А что понравилось?
4 Кто такой патриот?
5 Что значит для вас слово «Родина»?
Домашнее задание:
Самостоятельно выполнить задание 1,2,34,5 в печатной тетради на стр 5-6.