Программа по учебной дисциплине: Экологические основы природопользования для обучающихся по профессии Парикмахер, Продавец, кассир.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Архангельской области
«КОТЛАССКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ
И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
(ГАОУ СПО АО КТТОП)

Утверждаю:
ДИРЕКТОР ГАОУ СПО АО КТТОП
_________________________/ В.П. Гудков /
«______» _____________________20_____Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования

2013г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 260807 «Технология продукции общественного питания»
Организация-разработчик: ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»_______________________________________________
Разработчик:
Подосокорская О.В., преподаватель химии, биологии________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


СОДЕРЖАНИЕ: стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
260807 «Технология продукции общественного питания» Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в математический и естественнонаучных цикл и является естественнонаучной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32
в том числе: практические занятия 9
контрольные работы 7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе: Написание рефератов на темы:
Экологические факторы. Природные богатства Архангельской области. Экологические проблемы нашего города и пути их решения. Влияние размещения производства на экосистемы города. Пути реализации бытовых и промышленных отходов в нашем городе. Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы. Деятельность человека как условие сохранения жизни на планете. Как государство охраняет природу? Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Молочные продукты – в любом возрасте.
Генетически модифицированные продукты.
Добавки в пищевых продуктах.
Соя, и ее польза для здоровья.
Экология и здоровье человека.
Пища Франкенштейна. Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экологические основы природопользования.
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение. Содержание учебного материала 1 1
История взаимодействия человека и природы; актуальность экологических проблем в современном мире. Понятие «экология», структура экологии и содержание этой современной науки; аутэкология и синэкология; законы экологии. Раздел 1: Особенности взаимодействия общества и природы.
Тема 1.1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания. Содержание учебного материала 2 1
Определение среды обитания; четыре основные среды жизни и пути приспособленности организмов к среде обитания; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды. Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и температурный режим – важнейшие факторы наземно-воздушной среды; световые и температурные адаптации; загрязнение наземно-воздушной среды. Практическая работа № 1: «Определение концентрации углекислого газа в аудитории». 2 Самостоятельная работа: реферат «Экологические факторы» 1 Тема 1.2. Принципы и методы рационального природопользования.
Содержание учебного материала 2 2
Природопользование. Типы классификации природных ресурсов: по их использованию, по принадлежности к компоненту природы, по характеру воздействия. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Рациональное природопользование. Три правила определения устойчивости потребления ресурсов. Современное состояние ресурсной базы. Практическая работа № 2: «Экологический мониторинг берега реки Северная Двина». 2 Самостоятельная работа: реферат на тему: «Природные богатства Архангельской области». 2 Тема 1.3.
Загрязнение окружающей среды (ОС). Содержание учебного материала 1 2
Естественные и антропогенные источники загрязнений ОС: атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.
Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения Практическая работа № 3: «Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы городов». 3 Самостоятельная работа: реферат «Экологические проблемы нашего города и пути их решения». 2 Тема 1.4.
Принципы размещения производств различного типа. Содержание учебного материала 2 2
Природные ресурсы и их классификация.
Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства различного типа.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Практическая работа № 4: «Влияние размещения производства на экосистемы города на примере лесопарка». 2 Самостоятельная работа: реферат «Влияние размещения производства на экосистемы города». 2 Контрольная работа № 1 по разделу: «Особенности взаимодействия общества и природы». 2


Раздел 2: Экология питания.
Тема 2.1. Наука о питании, современное состояние, перспективы развития. Содержание учебного материала 2
2
Наука о питании, понятие «питание». Современное состояние науки и её перспективы развития.
Самостоятельная работа: реферат «Пищевые ресурсы человечества».
«Проблемы сохранения человеческих ресурсов». 2 Тема 2.2. Системы питания человека и их влияние на здоровье. Содержание учебного материала 2 2
Системы питания человека и их влияние на здоровье. Диеты и их влияние на здоровье человека. Самостоятельная работа: реферат «Молочные продукты – в любом возрасте».
«Генетически модифицированные продукты».
«Добавки в пищевых продуктах».
«Соя, и ее польза для здоровья».
«Экология и здоровье человека».
«Пища Франкенштейна». 4
Тема 2.3. Загрязнение продовольственного сырья. Показатели безопасной продукции общественного питания. Содержание учебного материала 1 2
Загрязнение продовольственного сырья. Показатели безопасной продукции общественного питания. Контрольная работа № 2 по разделу: «Экология питания» (вопросы). 2 Самостоятельная работа: реферат «Пути реализации бытовых и промышленных отходов в нашем городе». 1
Раздел 3: Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.
Тема 3.1. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. Содержание учебного материала 1 2
История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. Экологический мониторинг. Самостоятельная работа: реферат на тему:
«Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы». 1
Тема 3.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, нарушающих безопасность потребителя услуг предприятий общественного питания.
Содержание учебного материала 2 2



Экологическое право. Предмет, содержание и субъекты экологического права. Экологическое воспитание и образование. Права граждан РФ в рамках экологической политики. Федеральные и целевые программы. Международное сотрудничество в экологическом мониторинге. Принцип совместного развития природы и общества как принцип «устойчивого» (самоподдерживающегося) развития. Самостоятельная работа: реферат «Деятельность человека как условие сохранения жизни на планете». «Как государство охраняет природу?». 1
Контрольная работа № 3 по разделу: «Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности». 1 Итоговый дифференцированный зачёт в устной форме 2 Всего: 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1) Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
2) Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
3) Козачек А.В. Экологические основы природопользования. М.: Феникс,2008.
Дополнительные источники:
1) Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
2) Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Учебник для вузов , М. 1999.
3) Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. М.: Феникс ,2009.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачёта. Для аттестации и текущего контроля образовательным учреждением создаётся фонд оценочных средств (ФОС).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- методы экологического регулирования;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории.
Практические работы. Лабораторные работы.
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний обучающихся по дисциплине (ежемесячно).

Промежуточный контроль:
-Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3.
Реферативная работа обучающихся по предлагаемой тематике;

Итоговый контроль:
- аудиторный дифференцированный зачёт.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальная
90-:-100 5 отлично
80-:-89 4 хорошо
70-:-79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно