Урок Действительные и страдательные причастия
Урок в 7 классе
проведён 24 октября 2014 г.
Тема: Действительные и страдательные причастия
Цели: дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки, навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: умения определять и различать действительные и страдательные причастия по их грамматическим признакам, работать с тестами.
Ход урока:
Организационный момент.
Лингвистическая разминка
Прочитайте описание внешности одного из литературных героев. Постарайтесь узнать его. (слайд 1)
…волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл,.. тело приземистое, неуклюжее…Малый был неказистый…а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов… на вид было не более двенадцати лет…
(это Павлуша, герой рассказа И.С.тургенева «Бежин луг»)
---Назовите диалектные и просторечные слова. (Замашной – диалектное слово (замашная рубаха – из холстины), неказистый, портов – просторечное )(После того как заданы вопросы, учитель читает описание ещё раз, медленно, чтобы ученики могли найти ответы в тексте на слух).
Проверка домашнего задания.
(Чтение и обсуждение сочинений-описаний).
Работа по теме урока
1.Работа по учебнику . (слайд 2)
(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретического материала, стр.43, 44)
2.Практические задания .
А) ---Определите вид причастия – действительное или страдательное, обоснуйте своё мнение: (слайд 3)
Поднимаемый груз – поднимающий груз; видимый издали корабль – всё видящий человек; построенный дом – строящий дом; надетый костюм – надевающий костюм; обжигающий огонь – обжигаемый в печи; качаемая колыбель – качающая колыбель.Б) --- Запишите в два столбика действительные и страдательные, образованные от глаголов, обозначьте их суффиксы. (слайд 4)
Исполнять (исполняющий, исполняемый); сооружать (сооружающий, сооружаемый); творить (творящий, творимый); облаивать (облаивающий, облаиваемый); изменять (изменяющий, изменяемый); освежать (освежающий, освежаемый). ---Обратите внимание на то, что суффиксы действительных причастий содержат шипящие; суффиксы страдательных причастий их не содержат.
---Составьте словосочетания с этими причастиями, обозначьте определяемые и зависимые слова
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
1.Упр.99 – комментированное письмо, выполнение заданий.
2.Упр.100 – устный разбор, письменное выполнение по вариантам с последующей взаимопроверкой.
3.Упр.102 – обсуждение, письменное выполнение.
Словарная работа
---Запишите слово, данное в рамке на стр 44, в словарики. Составьте с ним предложение
Проверочный тест (слайд 5)
ВариантI1.Какие словосочетания содержат действительные причастия? - крашеный пол – раздающийся вдали - развешанное бельё - остуженный чай
2. Какие словосочетания содержат страдательные причастия? - скрипящий звук - колющее оружие - выбираемый вариант - вручаемый конверт
Рефлексия (слайд 6)
--- Как вы считаете, почему действительные страдательные причастия так называются?
__ Как отличить действительные причастия от страдательных?
Домашнее задание
№16, упр.101