Методические рекомендации по выполнению практической работы по дисциплине Экологические основы природопользования для студентов специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
министерство образования и науки рт
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«лениногорский нефтяной техникум»
Методические указания
по выполнению практической работы №2
ЕН.02 для специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
ЕН.03 для специальности 27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
Экологические основы природопользования
программы подготовки специалистов среднего звена
Специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2015 г.
Разработчик: преподаватель ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»
Бубекова А.А.., преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрено:
на заседании нефтепромысловых дисциплин
Протокол №_____ от «____»__________20__ г.
Председатель _______________/ Л.А. Мифтахутдинова /
УТВЕРЖДАЮ:
зам.директора по УР
______________ /И.П. Власова/
«____» ____________ 20 __ г.
Пояснительная записка
Методические указания для выполнения практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ)основной профессиональной образовательной программы ГАОУ СПО «Лениногорский нефтяной техникум» по специальности 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной и заочнойформы обучения.
Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных во ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и образец отчета о проделанной работе.
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указания по ЕН 02 13.02.11(140448) «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
27.02.04 (220417) Автоматические системы управления
для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.
Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по ЕН 02, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую, Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание!Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.
Методические указания
по выполнению практического занятия № 1
Пути сохранения природных ресурсов
Раздел 1.
Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование
Учебная цель: определение основных закономерностей рационального природопользования
Правила безопасности: (в случае проведения лабораторных работ)
Норма времени: 1 час 30 минут
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
У.4. Определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;
формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Ход практической работы:
1. Изучение классификации природных ресурсов.
2. Изучение проблем использования и воспоизведения природных ресурсов.
3. Заполнение таблицы « Направление рационального природопользования»
4.Решение задачи
5. Ответить на контрольные вопросы
Обеспеченность занятия (средства обучения):
- методические указания по выполнению практического занятия
- рабочая тетрадь;
- ручка.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Перечислите классификацию природных ресурсов.
2. Какие проблемы возникают при использовании природных ресурсов.
3. Методы рационального природопользования
4. Сделать вывод по проделанной работе
Общие положения
Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые человек использует для достижения целей, направленных на обеспечение своего существования. К ним относятся: воздух, солнце, ветер, вода, земля, лес, естественные строительные материалы, полезные ископаемые и многое другое. Первым признаком классификации природных ресурсов является их вид. Согласно этому признаку они подразделяются на природные явления (например, солнечная энергия, ветер, приливы и отливы океана), животный мир, растительный мир, природные вещества (вода, воздух, почва) и полезные ископаемые могут быть готовыми к потреблению (уголь, драгоценные и отделочные камни, соль) и требующими переработки, синтеза (нефть, руда, синтетические удобрения). Вторым признаком классификации природных ресурсов является их исчерпаемость. По этому признаку их классифицируют как исчерпаемые и неисчерпаемые.
Неисчерпаемые природные ресурсы – природные физические явления и тела, количество и качество которых практически не меняется или меняется лишь неощутимо в процессе длительного природопользования. Такими ресурсами являются солнечная энергия, ветровая энергия, энергия движущейся воды, энергия земных недр.
Исчерпаемые природные ресурсы – природные физические тела и явления, количество и качество которых существенно изменяются в процессе длительного природопользования.
Третий признак классификации – возобновимость исчерпаемых ресурсов. По этому признаку выделяют следующие исчерпаемые ресурсы:
возобновимые – способные к самопроизводству (растительный и животный мир, мир микроорганизмов);
невозобновимые – образовавшиеся в недрах земли в течении миллионов лет (рудные и нерудные полезные ископаемые, длительное пользование которыми приводит к истощению их запасов, пополнение которых практически невозможно);
относительно возобновимые – способные к воспроизводству в темпах, отстающих от темпов потребления (чернозем, деревья большого возраста – секвойя, баобаб, слоновое дерево и др.).
Природопользование — это использование человеком в целях своего жизнеобеспечения веществ и свойств окружающей среды. Природопользование человека проявляется в четырех формах: жизнеобеспечивающей, хозяйственно-эконо- мической, оздоровительной и культурной.
Рациональное природопользование отличается следующими особенностями:
использование природных ресурсов должно сопровождаться их восстановлением (для возобновляемых природных ресурсов);
комплексное использование природных ресурсов;
вторичное использование природных ресурсов;
проведение природоохранных мероприятий;
внедрение новейших технологий с целью снижения антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
Заполните таблицу
Природные ресурсы
Направления рационального природопользования
Методы восстановления природного ресурса Комплексное использование природного ресурса Вторичное использование природного ресурса Природоохранные мероприятия
Водные ресурсы Земельные ресурсы Полезные ископаемые Растительный мир Животный мир Решите задачу.
Задача 1
В результате аварийного сброса сточных вод, в которых содержалось сурьмы - (Мсурьмы), было загрязнено пастбище площадью - м² (S), глубина проникновения вод составляет - м (H). Можно ли пить молоко коров, которые паслись на этом пастбище, если на каждом звене пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? ПДК сурьмы в молоке 0,05 мг/кг.
Определить массу почвы, которая была загрязнена сточными водами:
М = S × H × p,
где p = 1000 кг/м³;
Определить концентрацию сурьмы в почве:
Сс п = (мг/кг)
Определить концентрацию сурьмы в молоке по пищевой цепи «почва – трава – корова – молоко»:
Сс м = Сс п × 100 (мг/кг)
№ варианта Мсурьмы (гр) S, м² H, (м) № варианта Мсурьмы (гр) S, м² H, (м)
60 1000 0,2 16 135 1750 1,7
65 1050 0,3 17 140 1800 1,8
70 1100 0,4 18 145 1850 1,9
75 1150 0,5 19 150 1900 2,0
80 1200 0,6 20 155 1950 2,1
85 1250 0,7 21 160 2000 2,2
90 1300 0,8 22 165 2050 2,3
95 1350 0,9 23 170 2100 2,4
100 1400 1,0 24 175 2150 2,5
105 1450 1,1 25 180 2200 2,6
110 1500 1,2 26 185 2250 2,7
115 1550 1,3 27 190 2300 2,8
120 1600 1,4 28 195 2350 2,9
125 1650 1,5 29 200 2400 3,0
130 1700 1,6 30 205 2450 3.1
Задача 2
Водоем, в котором разводили товарную рыбу, был загрязнен сточными водами, содержащими - кг фтора (Мф). Можно ли употреблять эту рыбу в пищу, если на каждой ступени пищевой цепи происходит накопление токсичных веществ в 10-кратном размере? Площадь водоема - м² (S), глубина его - м (H), ПДК фтора в рыбе 10 мг/кг, плотность воды 1000 кг/м³ (р).
Указания:
Определите объем водоема: V = S × H
Определите массу загрязненной воды:Мв = V × ρ
Определите концентрацию фтора в воде:Сф в =
Определите концентрацию фтора в рыбе по пищевой цепи «вода – фитопланктон – зоопланктон – рыба»: Сф р = Сф в× 100 (мг/кг)
№ варианта Мф, (кг) S, м² H, (м) № варианта Мф, (кг) S, м² H, (м)
5 100 10 16 20 250 25
6 110 11 17 21 260 26
7 120 12 18 22 270 27
8 130 13 19 23 280 28
9 140 14 20 24 290 28
10 150 15 21 25 300 30
11 160 16 22 26 310 31
12 170 17 23 27 320 32
13 180 18 24 28 330 33
14 190 19 25 29 340 34
15 200 20 26 30 350 35
16 210 21 27 31 360 36
17 220 22 28 32 370 37
18 230 23 29 33 380 38
19 240 24 30 34 390 39