Музыка линий и цвета» — в декоративном натюрморте — мастер-класс


Городской художественный лицей г. Актобе
Разработка
мастер-класса
по живописи

Тема: ««Музыка линий и цвета» -
в декоративном натюрморте».

Разработала: учитель ИЗО и черчения Малышева Е.Н.
Ақтөбе қаласы, 2017ж.
Разработка
мастер-класса
Учитель ИЗО и черчения: Малышева Е.Н.
Предмет: живопись
Тема: « «Музыка линий и цвета» в декоративном натюрморте»
Вид занятий: урок-творчество
Цель мастер-класса: знакомство с основными этапами изображения декоративного натюрморта. Практическое создание образной, уравновешенной композиции. Определение единого декоративного и пластического стиля в изображении.
Задачи мастер-класса:
1. Обучающая – научить выполнять последовательно и поэтапно декоративный натюрморт, с учетом основных средств композиции.
2. Развивающая – развитие изобразительной творческой активности, развитие умения заполнить как форму, так и фон декоративными элементами, объединенными одним стилем.
3. Воспитывающая – воспитание эстетических чувств, волевых качеств, творческих способностей, воображения, способствует познанию окружающего мира и становлению гармонически развитой личности.
Необходимые материалы:
Для преподавателя:
1) репродукции картин художников;
2) работы учащихся Городского художественного лицея;
3) предметы натюрморта;
4) слайды на тему: « «Музыка линий и цвета в декоративном натюрморте»;
Для слушателей: гуашь, кисти белка № 2,4,6,
бумага - формат А3(или А4) – 3-4 листа,
баночка для воды, палитра, простые карандаши – Т,ТМ,М, ластик,
губка, тряпочка и др.
План мастер-класса:
Организационный момент – 2-3 минуты
Сообщение цели и задач – 5 минут
Объяснение материала – 15 минут
Практическая работа – 2 ч. 15 мин.
Индивидуальная работа во время занятия
Завершение, подведение итогов – 15-20 минут
Ход мастер-класса:
1. Приветствие, создание творческой атмосферы в аудитории, проверка правильной организации рабочего места художника и проверка принадлежностей к уроку;
2. Знакомство с аудиторией слушателей и объявление темы мастер-класса.
3. Подготовка к активному, сознательному усвоению материала.
а) беседа о декоративной живописи;
б) знакомство с основными изобразительно-выразительными средствами композиции;
4. Изложение темы с показом слайдов. Знакомство с основными материалами, необходимыми для данного мастер-класса;
5. Практическое выполнение декоративного натюрморта на основе натурного материала:
а) Замысел. Отбор предметов. Поиск стиля, пластики.
Выполнение эскиза композиции в черной гуаши.
б) Построение композиции. Детальная прорисовка с учетом стилизации форм.
в) Работа в цвете. Цветовая гармония.
г) Равновесие пятен. Цельность решения.
6. Подведение итогов.
(коллективный просмотр, самоанализ работ и отзывы о проведенном мастер - классе).
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте, уважаемые слушатели, коллеги!
Давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся!
С каким настроением вы сегодня пришли на мастер-класс?
Давайте займемся творчеством, и пусть наше настроение будет прекрасным.
Подготовка к активному, сознательному усвоению материала.
Не для кого, не секрет, что классические уроки вызывают у учеников скуку или, того хуже, творческую апатию. Нужно устроить праздник! Возьмем обычный натюрморт. Пусть преобразятся предметы, заиграют краски и случится чудо творчества! Для реализации этой задачи есть множество способов. Один из них это – декоративный натюрморт.
Линию в художественном произведении можно сравнить с музыкальными звуками, и «звучать» линии должны разнообразно и красочно. Только в этом случае рисунок становится живым и трепетным. Вот и тема мастер-класса, звучит так: ««Музыка линий и цвета» в декоративном натюрморте».
Главной целью преподавания живописи в Городском художественном лицее является развитие художественных способностей детей, умение творчески мыслить и воплощать свои замыслы, используя законы живописи, различные технически средства и приемы.

Декоративность в композиционной живописи помогает учащимся познать мир декоративного искусства не только на уроках композиции, но и на уроках живописи. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающей среды, в которой живет человек, красоту повседневных предметов быта, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной.
Объяснение материала, показ слайдов:
Сравните живописные натюрморты. Оба они выполнены с натуры.

Один из них реалистичный, другой декоративный.
Декоративный натюрморт явление появившееся в конце XIX начале XX века. Отличительные черты – цвет, форма, фактура.
Декоративная живопись означает украшенная, нарядная.
Декор – значит украшение.
Декоративность:
- особое качество художественной формы, повышающее, ее эмоциональную выразительность.
- как форма выражения красоты.
Стилизация -декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, а опустив малозначимые детали, подчеркнуть самые выразительные качества предмета. При декоративном изображении цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с его помощью создавался художественный образ.
Стилизация – важная роль отводится линии, контуру, их движению и взаимодействию с пятном.

Принципы стилизации – плоскостное решение, когда происходит обобщение линейной перспективы. Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.
Условность формы предмета: фронтальные изображения, как в чертеже.
Линия – одно из художественно выразительных средств изображения. Линия активно используется в набросках, эскизах, живописи, в декоративном рисовании. Она служит границей, определяющей изображаемую форму, а также служит не только изображению, но и выражению каких-либо чувств. Плавность линии, ее повороты, изгибы, динамическая направленность, тональность, гармония цветовых сочетаний, структурное соотношение и взаимодействие с другими линиями воспринимается нами как музыка, как певучесть.
У могущественных народов уже самые ранние периоды истории существовали изображения разнообразных линейных фигур из животного и растительного мира. С течением времени формы работы линий усложнялись, видоизменялись. К ней прибавляется тон, цвет. Техник работы линией много, и каждые художник использовал их по-своему.
Контрастный ореол – средство художественного выражения; линия, очерчивающая форму предмета; очертание предмета.
Пластика – выразительность формы, живописных приемов, артистичность, свобода и легкость в работе.
Утрировка и гиперболизация (преувеличение) натурных форм.
Абстракция – сильный отход от натуры, преобразованный до геометрических форм.
Прямая линейная перспектива
Обратная перспектива – образует пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.
Утрировка и гиперболизация(преувеличение) натурных форм.
018669000
Светотень – силуэтные пятна ,с четкой границей между ними
Градации тональных переходов
от света к тени через полутень
Формы падающих теней, отражения, блики как дополнительные
декоративные элементы
Светотень – силуэтные пятна ,с четкой границей между ними
Градации тональных переходов
от света к тени через полутень
Формы падающих теней, отражения, блики как дополнительные
декоративные элементы

Пространственные свойства цвета – чем ближе, тем: теплее, ярче, контрастнее. Чем дальше, тем: холоднее, бледнее, более размыто.
Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его место нахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости.
Приемы усиливающие декоративность композиции:
- оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую.
- членение плоскости на части
- использование орнаментальных мотивов с целью достижения декоративности
- дробление изображения на мелкие участки
- введение модуля
Использование модуля в композиции. МОДУЛЬ – единица измерения(величина мазка, штриха, кусочка изображения)
ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Родственные цвета – располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, желтый, оранжевый и желто-красный.
Существуют четыре группы родственных цветов:
Желто – красные
Красно – синие
Сине – зеленые
Зелено – желтые
При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.
Цветовой контраст – цвета, расположенные на концах диаметра, являются контрастными. Основные и дополнительные цвета становятся ярче.
Гармония родственно-контрастных цветов с помощью равностороннего треугольника по системе В. Козлова.

Работая, кажется, с незыблемым – с натюрмортом «мертвой натурой» - начинаем импровизировать. Но для того, чтобы пробудить желание идти нестандартными путями нужно вооружиться «инструментом», то есть знаниями, которыми можно воспользоваться во время работы.
Перед нами натюрморт, состоящий из предметов быта – кувшин с букетом цветов, блюдо с фруктами, драпировки ярких контрастных цветов.
Станковый натюрморт – это произведение вполне самостоятельное, в котором имеет значение и среда, в которой ему жить: в жилом, промышленном интерьере, офисе или экспонироваться на вернисаже. И совсем другое – это декоративный натюрморт: он отличается от станкового своей несамостоятельностью. Уже при работе над ним художник мысленно или практически закладывает среду, интерьер, в котором он будет находиться. Поэтому в декоративной работе и, в частности, в декоративном натюрморте, особое внимание уделяется цветовому строю работы. Импровизируя на тему натюрморта, цветовой строй в предложенной постановке может быть изменен или дополнен. Да и сам натюрморт является только темой для творческой работы. Предметы могут в декоративной работе перемещаться, дополняться или убираться совсем, соответственно творческому замыслу. Условием создания декоративной работы является стилизация форм предметов натюрморта.
Главное создать самостоятельное, стилистически целостное произведение.
Этапы выполнения декоративной композиции натюрморта:
1. Замысел. Отбор предметов. Поиск стиля, пластики.
Выполнение эскиза композиции в черной гуаши.

Построение композиции.
Внимательно посмотрим на этот натюрморт. Проанализируем форму всех предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами. Определим правильное композиционное размещение предметов натюрморта на плоскости листа бумаги (вертикальное или горизонтальное). Выполним детальную прорисовку всех форм с учетом стилизации.

3. Работа в цвете. Цветовая гармония.
Градация тональных переходов от света к тени через полутень. Формы падающих теней, отражения, блики как дополнительные декоративные элементы. Плановость (1, 2, 3, 4 планы).

4. Равновесие пятен. Цельность решения.

Практическая работа.
Переходим к практической части работы.
Натюрморт состоит из предметов быта простых по форме. Это весенний натюрморт. Ваза с цветами и блюдо с фруктами. Внимательно посмотрим на их Фому и проанализируем ее.
Выполним небольшой эскиз будущей композиции декоративного натюрморта, глядя на натурную постановку. Как говорилось ранее можно изменить форму предметов, цвет, менять предметы местами. При изображении формы предметов их можно упрощать до простых геометрических фигур. Так, скажем, ведем композиционные поиски. Вот здесь очень пригодится импровизация и творческое мышление.
После выполнения эскиза переносим его на формат листа и переходим к выполнению эскиза оригинала. Постоянно думаем о цельности и уравновешенности в листе. Декоративность достигается за счет членения плоскости, усложнения форму и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это звучно основной идее построения композиции. В работе нужно вычленить главное, сделать акцент, утрировать его пластику, подчинить этому основному объекту все остальные в композиции, например: вертикально доминирующего кувшина, выразительность декоративного задника, своеобразие красоты букета цветов.
Переходим к работе в цвете. Работа должна быть максимально живой, эмоционально воздействовать на зрителя через цветовой строй и динамику движения линий. При работе с натуры предлагаем максимально проявить свою индивидуальность. Опираясь на знания о гармонии цвета и другие теории цветовидения, приведенные ранее выполним работу с учетом всех элементов декоративности.
Подведение итогов.
- проведем коллективный просмотр;
- отметим лучшие работы, обратим внимание на ошибки менее удачных;
- самоанализ работ и отзывы о проведенном мастер – классе;
Литература
1. Алексеев С.С. Цветоведение. Искусство, 1976.
2. Власов В.Г. Стили в искусстве. СПб., 1996.
3. Голованова М. Главное – не изображать, а выражать. Художественная школа. Москва, №5 (20), 2007.
4. Калинина . Образ в декоративном натюрморте. Юный художник, 11-12, 1995.
5. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий, Москва, Легкая промышленность, 1981.
6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция, Москва, ВЛАДОС, 2005.
7. Матюшин М.В. Закономерности изменяемости цветовых сочетаний. М., 1932.
8. Миронова Л.Н. Язык пространства и цвета. Техническая эстетика. 1988, №3.
9. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М., 1968.
10. Сокольникова Н.М. Основы живописи, Обнинск, 1996.
При разработке матер-класс были использованы декоративные натюрморты: мастеров натюрморта XX века, images. Яндекс. ru. интернет ресурсов, а также из методического фонда Городского художественного лицея г. АктобеАвтор – составитель учитель ИЗО и черчения Городского художественного лицея г. Актобе Малышева Елена Николаевна