Рабочая тетрадь по дисциплине Экологические основы природопользования


Министерство образования Республики Башкортостан
ГБПОУ Дуванский многопрофильный колледж
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
математических и общих
естественнонаучных дисциплин
Протокол № ____ от ___________
Председатель ЦК______________
Дуван, 2016
Аннотация к «Рабочей тетради по дисциплине «Экологические основы природопользования».
Преподаватель: Гаянова И.Н.
В методической разработке приведены варианты заданий для внеаудиторной самостоятельной работы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
Аннотация
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников.
Данное методическое пособие может быть использовано на аудиторных занятиях для закрепления и контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов.

Содержание
Введение. 6
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Тема 1.1. Природный потенциал. 9
Тема 1.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование. 14
Тема 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными отходами. 22
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования. Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природный надзор. 27
Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. 31
Список литературы. 35

Введение
Рабочая тетрадь разработана для студентов, изучающих дисциплину «Экологические основы природопользования». Рабочая тетрадь предназначена для оптимизации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Она содержит задания различного вида: вопросы, таблицы, ситуационные задачи, выполнение которых позволит студентам не только проверить свои знания и умения, но и расширить их.
Рабочая тетрадь поможет преподавателю организовать занятие, а студентам усвоить материал программы.
Для подготовки к занятиям рекомендуется изучить соответствующий учебный материал.
Критерии оценивания:
- задания сделаны на 50% - удовлетворительно;
- задания сделаны на 75% - хорошо;
- задания сделаны на 90% - 100 % - отлично.

lefttop
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Дуванский многопрофильный колледж

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
основной профессиональной образовательной программы
по специальности ________________________
Студентки (та) __________ курса группы_______
Фамилия
Имя

Дуван, 2016
left-148590Введение.
4168140211455
Содержание учебного материала.
Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.
Цель работы: познакомиться с учеными и их вкладом в развитие экологии.
Задание 1. Заполните таблицу «Развитие экологии как науки»
Ф.И. ученого Годы жизни Вклад в науку
Оценка:_________________
Домашнее задание
Тема: Определение концентрации углекислого газа в учебном кабинете.
Цель работы: закрепить теоретические знания по теме и научиться определять концентрацию углекислого газа в помещении.
Методические указания
Углекислый газ - (CO2) - бесцветный, без запаха, не воспламеняется. Это результат процессов горения (в том числе обмена веществ). Избыток углекислого газа в организме может привести к смерти. Молекулярный вес 44,01. Плотность (0Cо, 1013гПа) 1,977 г/дм3.
Углекислый газ намного тяжелее воздуха (1,52 раза).
Как правило, концентрация СО2 в воздухе составляет 0,03% (по объему) и для нормального функционирования организма человека не должна быть больше. Тело человека имеет определенную приспособляемость, и с течением времени может привыкнуть к концентрации 0,15%. В общем, надо сказать, что углекислый газ в высокой концентрации вреден:
при концентрации выше 5% в течение длительного времени постепенно увеличивает  уровень СО2 в организме, приводит к гипоксии и после 30 минут к затрудненному дыханию депрессии на уровне сознания, судорогам,
при концентрации 8-10% появляется углубление дыхания, одышка, тахикардия, головная боль, возбуждение, головокружение, слабость, судороги и потеря сознания в конце концов,
при концентрации около 15% - головная боль, головокружение, стеснение в груди, психомоторное возбуждение, бессознательное состояние. Пульс и дыхание ослаблены, затрудненное дыхание, судороги и смерть,
при концентрации 30-40% - немедленная смерть из-за паралича центральной нервной системы и остановки дыхания.
Ход работы:
1. Определить объем аудитории. Например: длина аудитории — 10 м, ширина — 5 м, высота — 3,5 м. Объем — 10 м х 5 м х 3,5 м = 175 м3.
2. Известно, что в покое человек выделяет в среднем 20 л С02 в час, а при активной деятельности — 40 л в час. Возьмите среднее значение — 30 л в час.
3. В аудитории занимаются 25 человек 1,5 часа. Определить объем воздуха, который выдохнули 25 человек за 1,5 часа занятий: 30 л/час х 1,5 час х 25 чел. = 1125 л.
4. Пересчитать объем образовавшегося С02 из литров в м3. Известно, что 1 л составляет 0,001 м3. 1125 л х 0,001 м3 = 1,125 м3.
5. Концентрацию С02 рассчитать так: объем образовавшегося С02 поделить на объем аудитории и результат умножить на 100% — 1,125 м3: 175 м3 х 100% = - 0,64%.
6. Предельно допустимая концентрация для С02 составляет 1%, но уже 0,1% при кратковременном вдыхании может вызвать у человека временное нарушение дыхания и кровообращения, повлиять на функциональное состояние коры головного мозга.
7. Сделать вывод о санитарно-гигиенических нормах ПДК С02 в аудиториях во время занятий и мерах по профилактике этого явления.
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
310832552705Оценка:_________________
-3810-72390Тема 1.1. Природный потенциал.
Содержание учебного материала
Экологические факторы. Экосистемы – совокупность взаимодействующих организмов и условий среды. Среды обитания. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Глобальные экологические проблемы. Анализ и оценка экологических проблем Республики Башкортостан и Дуванского района.
Экология организмов.
Задание 1. В три колонки написать слова согласно среде обитания: корень моркови, лиса, медуза, водоросли, ель, гриб, акула, крот, медведь, пингвин, червяк, морская звезда, личинка майского жука.Наземно-воздушная Водная Почвенная
Задание 2. А теперь распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.
Абиотические Биотические Антропогенные
310832552705Оценка:_________________
262890-205740 Экология сообществ и экосистем.
Вопрос 1. Общее понятие об экосистеме и биогеоценозе.
Дайте определение: экосистема – это________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите примеры экосистем_____________________________________
Дайте определение: биогеоценоз – это_______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды биогеоценозов: 1. Естественные ______________________________
2. Искусственные_____________________________
Критерий Естественный БГЦ Искусственный БГЦ
Источник энергии Круговорот веществ Биологическое разнообразие Устойчивость Вмешательство человека Вопрос 2. Структура экосистемы.
Экосистема состоит:
Продуценты__________________________________________________________________________________________________________
Примеры__________________________________________________
Консументы__________________________________________________________________________________________________________
А) консументы 1 порядка_____________________________________
Б) консументы 2 порядка_____________________________________
В) консументы 3 порядка_____________________________________
Редуценты____________________________________________________________________________________________________________
Примеры__________________________________________________
Ответьте на вопросы:
Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?
А) дубраваБ) плодовый сад
В) хвойный лесГ) пойменный луг
Грибы в экосистеме леса относятся к редуцентам, так как они
А) разлагают органические вещества до минеральныхБ) потребляют готовые органические вещества
В) синтезируют органические вещества из минеральныхГ) осуществляют круговорот веществ
Почему водоросли в экосистеме пруда относят к организмам-производителям?
А) потребляют готовые органические вещества
Б) участвуют в круговороте веществ
В) разлагают органические вещества
Г) создают органические вещества из неорганическихКакой организм в цепях питания экосистемы елового леса относят к производителям?
А) гриб опенокБ) ель
В) белкуГ) землеройку
Вопрос 3. Пищевые цепи.
Дайте определение: пищевая цепь – это________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды: 1. Цепь выедания______________________________________________
2. Цепь разложения____________________________________________
Выполните задания:
Составление цепей питания с указанием компонентов экосистемы, трофических уровней
1). Составьте пищевую цепь из предложенных организмов и укажите   консумент второго порядка: гусеницы, синицы, сосны, коршуны. 
2). Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами могут являться какие-либо их предложенных организмов: ястреб, бабочка, лягушка, стрекоза, уж, растение, муха. 3). Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к    продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь?   Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
4). Приведите пример пищевой цепи детритного типа (не менее 3-х звеньев)
5) К каким трофическим уровням относятся следующие организмы:   заяц-беляк, лисица обыкновенная, лось, лесные травы?
Решение экологических ситуаций
1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь  цели? Ответ объясните.
2. Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет к их неспособности переварить поедаемую траву?
3. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).
1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.
2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.
3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.
4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.
5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.
6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.
7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.
8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.
9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.
Дайте развернутый ответ на вопросы:
1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трех примеров.
2. Почему растения (продуценты) считаются начальным звеном круговорота веществ и превращения энергии в экосистеме?
3. Какой способ питания типичен для продуцентов любой системы?
310832552705Оценка:_________________
Анализ и оценка экологических проблем Республики Башкортостан и Дуванского района.
241554099060
Задание 1. Проанализируйте экологическую обстановку в Республике Башкортостан и заполните таблицу.
Наиболее «грязные» города РБ Источники загрязнения
310832552705Оценка:_________________
-661035-72390

-60960-234315 Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производств.
Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
Проблема сохранения человеческих ресурсов.
24384024130Анализ природных ресурсов Республики Башкортостан и составление диаграммы.
Методические указания.
Минерально-сырьевые ресурсы.
Республика является рудной базой цветной металлургии России - в её недрах содержится медь, золото, цинк, хром, алюминий, марганец и другие полезные ископаемые. Добыча нефти, по масштабам которой республика занимает первое место в пределах Урала, сосредоточена на Арланском и Шкаповском месторождениях. В последние годы выявлены новые для республики виды полезных ископаемых: плавиковый шпат, магнезит, фосфорит, цеолит, пирофиллит, глауконит. Применение современной техники, новых методов поисковых работ создаёт благоприятные геологические предпосылки к открытию нефте- и газоносных площадей в Предуральской и горных частях Башкортостана, новых рудных полей в Зауралье, выявлению и разведке дефицитных для Российской Федерации видов полезных ископаемых (хромитов, марганца, алмазов, платиноидов, стронция и др.). В целом по республике минерально-сырьевая база твёрдых полезных ископаемых характеризуется большим разнообразием. На государственном балансе значатся 900 месторождений (из них стройматериалов 403, подземных вод 72). Основу сырьевой базы цветных металлов составляют медноколчеданные месторождения, характеризующиеся комплексным составом руд. Кроме основных полезных компонентов - меди и цинка, в них содержатся свинец, золото, серебро, кадмий, селен, теллур, индий, галлий, германий и др. Разведано 14 месторождений, из них 4 относятся к числу крупнейших на Урале и уступают по своим запасам лишь Гайскому месторождению в Оренбургской области. Запасы меди и цинка составляют соответственно 30 и 47,7% общеуральских запасов. Запасы золота исчисляются десятками тонн при содержании в среднем 1,3 г/т. Месторождения алюминиевых руд представлены группой бокситовых месторождений, мощностью 1 - 3,5 м и с содержанием глинозёма 50 - 55%, кремнезёма 5 - 10%. Подсчитанные и прогнозные ресурсы бокситов составляют около 25 млн.т Золотодобыча - одна из старейших отраслей промышленности республики, за последние два века здесь добыто более 100 т золота из россыпных и собственно золоторудных месторождений, около 50 т из комплексных медноцинковых и полиметаллических золотосодержащих руд. На государственном балансе числятся 19 железно-рудных месторождений с запасами более 70 млн. т. Прогнозные ресурсы железных руд превышают разведанные в 8 раз. Разведанные в 40-е годы запасы окисленных рыхлых руд Улу-Телякского месторождения составляют 11,3 млн. т со средним содержанием марганца 8,52%. Прогнозные ресурсы их оцениваются в десятки миллионов тонн. Общие запасы бурых углей составляют более 250 млн. т (12,2% уральских запасов углей). Горнорудное сырьё представлено кварцем, асбестом, тальком, магнезитом, яшмами и другими поделочными камнями. Нерудное сырьё для чёрной металлургии - огнеупорные и тугоплавкие глины, формовочные пески, кварциты, магнезит. Весьма значимы в промышленном отношении месторождения каменной соли, известняков, фосфоритов, баритов, самородной серы, серного колчедана. Строительными нерудными материалами практически полностью обеспечиваются потребности местной строительной индустрии. Они представлены цементными карбонатными породами, стекольными песками, глинами, ангидритами, кирпичными и черепичными глинами, песками, строительным камнем, гравием и др. Из других перспективных видов сырья следует отметить: стронций, представленный целестиновой минерализацией в Предуральском краевом прогибе среди сульфидно-карбонатных отложений кунгурского яруса (среднее содержание стронция 17%, прогнозные ресурсы 40 тыс. т); глаукониты (калиевое удобрение); цеолиты (добавка в корм скоту и птице); пирофиллиты (керамика, огнеупоры, наполнители). Известно повышенное содержание йода, брома, лития и стронция в промышленных подземных водах, извлекаемых попутно при добыче нефти. Имеются значительные количества месторождений торфа и сапропеля, минерализированных вод с температурой 50-600 град.С, лечебных грязей, питьевых подземных вод. Геологические памятники природы. Красный ключ (гидрогеологического типа федерального ранга) - на территории Нуримановского района. Один из самых крупных в мире по дебиту карстовых родников. Вода - гидрокарбонатно-кальциевая. Характер возникновения родника и режим его действия исключительно ценны для изучения специфики проявления карста. Бурцевка (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - обнажения правого берега р. Юрюзани у дер. Бурцевки Дуванского района. Вскрывается стратотипический разрез бурцевского горизонта артинского яруса нижнего отдела пермской системы. Камышенка-Дюртюли (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - на правом берегу р. Белой обнажаются отложения соликамского и шешминского горизонтов уфимского яруса верхнего отдела пермской системы. Источник Кургазак (гидрогеологического типа федерального ранга) - в Салаватском районе, на левом берегу р. Юрюзани. Не замерзающий зимой минеральный источник с водой гидрокарбонатно-кальциево-магниевого состава, со слабой радиоактивностью. Вода источника Кургазак широко используется для лечения. Гора Янган-Тау (геологического типа федерального ранга) - в Салаватском районе известна своими неординарными термическими явлениями: из её недр беспрерывно выделяются горячий пар и газы, хотя этот район находится на большом удалении от областей проявления современного и относительно недавнего вулканизма. У подножия горы на поверхность выходят пресные и солоноватые родники. Аскынская ледяная пещера (геоморфологического типа федерального ранга) - в верховьях р. Аскын у дер. Солонцы Архангельского района. Карстовая полость в нижнепермских доломитах интересна своим микроклиматом, есть предположения, что лёд пещеры является реликтом четвертичного периода. Разрез по р. Лаклы (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - характеризуется присутствием отложений усть-сарбайского горизонта серпуховского яруса нижнего отдела каменноугольной системы и выпадением из разреза отложений верхнебашкирского подъяруса и московского яруса. Гора Шах-Тау (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - гора - одиночка на правом берегу р. Белой у г. Стерлитамака является раннепермским рифовым массивом. Пещера Победа (Киндерлинская) (геоморфологического типа федерального ранга) - карстовая полость на р. Киндерль в Гафурийском районе. Пещера разнообразна по размерам и форме полостей, обилием ледяных покровных сталактитов и сталагмитов, скоплением костей животных - медведей, волков, лисиц и т.д., возраст которых определяется как плиоцен-четвертичный (20 тыс. лет). Ассинские минеральные источники (гидрогеологического типа федерального ранга) - у дер. Асса Белорецкого района на поверхность выходит 17 родников, в 14 из которых вода минерализована. Родники карстовые. Вода - хлоридно-натриево-кальциевого типа. Гора Тра-Тау (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - шихан у г. Стерлитамака образован биогемными постройками раннепермского возраста. Отложения шиханского горизонта ассельского яруса представлены массивными известняками и обильными остатками фауны. Разрез по реке Залим (стратиграфического типа мирового ранга с заказным режимом охраны) - является разрезом башкирского яруса среднего отдела каменноугольной системы. Кутукская пещера (геоморфологического типа федерального уровня) - одна из крупнейших и глубочайших лабиринтовых пещер Урала, выработана в массиве известняково-доломитовых образований девона-карбона карстовыми процессами. Капова пещера (геоморфологического типа федерального значения) - в Бурзянском районе у дер. Шульганово на правом берегу р. Белой. Это карстовая пещера, выработанная подземными водами в известняках массива Шульган-Таш. В некоторых залах сохранилась уникальная для России палеолитическая живопись, доказывающая существование Уральского очага палеолитической культуры.
Водные ресурсы
Поверхностные воды. Территория республики покрыта разветвлённой сетью поверхностных водоёмов: 1120 рек общей протяжённостью более 20 тыс. км и 2720 озёр. Большинство рек, в том числе Урал и Белая, принадлежат бассейну Каспийского моря. Основная река – Белая с притоками Нугуш, Уфа, Дёма, Сим. Другие крупные реки – Урал, Юрюзань, Ик, Сак-Мар, Таналык, Уй, Миасс. В среднем ежегодно возобновляемые водные ресурсы республики составляют 35 км3, в том числе формирующиеся только на территории Башкирии - 25,5 км3. Обеспеченность водой одного жителя - 6,6 тыс. м3 в год. Ресурсы поверхностных вод распространяются по территории республики неравномерно. Наибольшей удельной водностью обладают реки горно-лесной зоны, маловодны левобережные притоки р. Белой. Самая низкая обеспеченность водными ресурсами отмечается в бассейне рек Урал, Янгелька, Большой Кизил, Худолаз, Таналык. В бассейне р. Белой, на отдельных её участках, из-за большого водоотбора в меженный период отмечается отрицательный баланс (города Белорецк, Салават, Стерлитамак), а по Белорецкому водохранилищу отмечается постоянный дефицит, кроме апреля и мая. Экологическую угрозу для рек Зауралья представляют пруды-накопители горнорудных предприятий.
Подземные воды. Пресные подземные воды распространены почти на всей территории республики: природные запасы составляют 6,5 км3/год, утвержденные запасы - 0,92 км3/год. На территории, относящейся, в основном к Зауралью, пресные воды ограничены, либо отсутствуют. Зона пресных гидрокарбонатных подземных вод занимает верхнюю часть геологического разреза. Мощность водоносных горизонтов изменяется от 10 м в долинах рек до 200 м на водоразделах, достигая 400 м в нижнепермских отложениях Башкирского свода и 600 м в верхнепермских мульдах Бельской впадины. Потребности республики по воде в целом обеспечены, за исключением 4% территории (центр, запад, северо-запад и юго-восток республики), где затруднена организация водоснабжения из-за ограниченности ресурсов подземных вод или их плохого качества. Подземные воды составляют около 47% в общем водопотреблении пресной воды в республике.
Лесные ресурсы
left0Лесной фонд составляет 56,3 млн. га или (38% территории республики); покрытая лесом площадь, соответственно - 4898 тыс. га. Общий запас древесины - 708 млн. м3., доля вырубок от общей площади лесов - 1,92%, доля гарей - 0,107%. Общий запас древесины - 675 млн. м3. В среднем на одного человека приходится почти 1,5 га леса. Леса размещены неравномерно, лесистость колеблется от 6-10% в юго-западных районах до 60-90% в восточных и северо-восточных районах. Более одной трети территории покрывают леса, в которых сосредоточены самые обширные в стране площади липы - медоносной растительности. По видовому составу леса распределены следующим образом: насаждения с преобладанием берёзы составляют 1285 тыс. га, липы занимают 1020 тыс. га; осины - 773 тыс. га, из хвойных наибольшее распространение получили леса с преобладанием сосны, их площадь составляет 714 тыс. га. По возрастному составу наблюдается тенденция к старению лесов: молодняки занимают 17,7% лесопокрытой площади, средневозрастные составляют 27,2%, приспевающие - 15,1%, спелые и перестойные - 40%. Высокая степень пожарной опасности характерна для хвойных лесов Урала, Зауралья и Уфимского плато республики (около 22% лесного фонда), в которых наиболее уязвимы лишайниковые, вересковые, вейниковые и другие типы вырубок по суходолам. К первому классу пожарной опасности относится большая часть лесных массивов в районах, расположенных в труднодоступных для пожаротушения местностях. Основными факторами, оказывающими негативное воздействие на состояние лесов, являются рубка, выпас скота, сенокошение, а также промышленное и сельскохозяйственное загрязнение. Многие лесные массивы пересекаются большим количеством трубопроводных магистралей, аварии на которых приводят к загрязнению нефтепродуктами больших площадей. Особую тревогу вызывает состояние лесов в ведении колхозов и совхозов. Наблюдаются массовые самовольные рубки этих лесов, нерегулируемый выпас скота, использование лесов под хозяйственные нужды.
Биологические ресурсы суши и водные биологические ресурсы
left0Растительность. Растительность республики представлена: лесной растительностью, занимающей около 38%, луговой - около 11%, водной и болотной - около 0,3%. Флора высших растений включает не менее 1700 видов, из которых к категории редких и исчезающих отнесены 223 вида, что составляет около 13%. Возросшая антропогенная нагрузка на растительный покров привела к утрате его биологической устойчивости, снижению продуктивности, обеднению видового состава и запасов растительных ресурсов. Из-за бессистемного выпаса скота и других антропогенных факторов идёт процесс деградации луговой растительности, естественных кормовых угодий, что вызывает необходимость консервации наиболее поврежденной части лугов. Естественная травянистая растительность занимает площадь более 2,2 млн. га и сохранилась по оврагам, балкам, по горным каменистым россыпям и заболоченным местам. Насчитывается более 120 лекарственных растений, из которых 12 являются редкими и нуждаются в особой охране. В наиболее угрожающем положении находится флора солончаков Башкирского Зауралья (17 видов), большинство из которых не охраняются. В неудовлетворительном состоянии находятся редкие виды растений, произрастающих в прибрежной зоне водоёмов и на болотах Предуралья и Зауралья, а также в широколиственных, темнохвойно-широколиственных и темнохвойных лесах. Несколько лучше охвачена охраной степная, луговостепная и наскальная флора, главным образом на территории 3 заповедников и национального парка "Башкирия». Республика обладает значительными водными ресурсами, имеющими рыбохозяйственное значение. Однако, несмотря на это, ихтиофауна республики изучена крайне слабо. В водоёмах республики обитает 42 вида рыб, в том числе 12 видов внесены в Красную книгу республики. Рыбохозяйственный фонд включает 1042 реки, основные из которых: Белая, Уфа, Дёма, Юрюзань, 380 озёр, а также 5 водохранилищ, из которых наиболее известные: Павловскоеright0 (площадь 120 км2) и Кармановское (площадь 35 км2. Основные промысловые виды рыб: плотва, густера, линь, белоглазка, карась, подуст, лещ, жерех, судак, язь.Диаграмма — это средство наглядного представления введенных на рабочем листе чисел, называемых данными.
Диаграммы, правила построения
Диаграммы Msx Excel дают возможность графического представления различных числовых данных. Построение графического изображения производится на основе ряда данных (группа ячеек с данными в пределах строки или столбца). На одной диаграмме можно изобразить несколько рядов данных. Для построения диаграмм используют Мастер диаграмм, который вызывается через меню Вставка – Диаграмма (либо кнопкой на панели инструментов).
Для построения диаграмм необходимо придерживаться следующей методики:
− подготовить диапазон изменений и диапазон значений для диаграммы;
− выделить подготовленный диапазон и воспользоваться мастером построения диаграмм;
− отформатировать полученную диаграмму.
Этапы построения диаграмм:
Шаг 1. Выбор типа диаграммы. Существует два типа: Стандартные и Нестандартные. Они содержат набор видов диаграмм.
Шаг 2. Выбор диапазона данных, т.е. ряда с данными, по которому строят график (столбец или строка). Определяют имя ряда данных (имя кривой на графике) и подпись оси Х (т.е. определяют те значения по оси X, для которых строится график).
Шаг 3. Оформление диаграммы. Здесь определяют название диаграммы, подписи осей, отображение и маркировка осей координат, отображение сетки линий, параллельных осям координат, расположение легенды, размещение таблицы данных, подписи данных (значения на графике).
Шаг 4. Размещение диаграммы. Указывается, где будет размещаться диаграмма, либо на этом же листе рабочей книги, где находятся исходные данные для построения, либо на отдельном новом листе.
310197534925Оценка:_________________
15240635Домашнее задание
Задание 1. Проанализируйте данные сайтов сети Интернет и заполните таблицу «Использование генетически модифицированных продуктов».
«За» «Против»
Выводы________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
310197534925Оценка:_________________
-480060215900
ТЕМА 1.3 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.
Содержание учебного материала
Антропогенное и естественное загрязнение. Основные загрязнители их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленые» революции и их последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
Задание 1. Составление таблицы «Последствия человеческой деятельности в природе»
Загрязнение окружающей среды  – это привнесение новых, не характерных для нее физических, химических и биологических агентов или превышение их естественного уровня.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Физическое(тепловое, шумовое, электромагнитное, световое, радиоактивное) Химическое(тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и др. химические вещества) Биологическое(биогенное, микробиологическое, генетическое) Шумовое и электромагнитное
Основные источники загрязнения Последствия Меры борьбы
Атмосфера
Гидросфера
Литосфера
310197534925Оценка:_________________
317754030480Урбанизация. Проблема отходов.
ТБО – это_________________
_________________________________
По агрегатному состоянию и классу опасности отходы делятся__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
Виды отходов Срок разложения
Пищевые отходы Пластмасса Консервные банки Стекло Макулатура Металлолом Выберите верный ответ
Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
Пластмассы 
стекло
металл
Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:
Москвы
Лондона
Нью-Йорка
Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей:
Производство упаковочных материалов
Переработка мусора
Производство автомобилей
Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
Рассортировать
Собрать в одно место
Раскрошить
Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:
Компостировать
Сжечь при специальных условиях
Переплавить
Первоочередная забота при выборе места свалки:
Защита поверхности земли и грунтовых вод
Ограждение места свалки
Укомплектование соответствующей техникой
Появление “партизанских” свалок влечет за собой:
Загрязнение почвы
Уродство ландшафта
Изменение климатических условий (температура, влажность)
Вредные выбросы оказывают влияние:
Только на те регионы, где появилось загрязнение
На близлежащие регионы
Даже на территории, удаленные от места, где загрязнение “увидело свет”
Самая страшная “добавка” к воде:
Бытовой мусор
Пестициды
Минеральные удобрения
. Какую страну называют “мусорным ящиком Европы”:
Британию
Россию
Польшу
Более половины общего количества отходов в странах Европейского экономического сообщества приходится:
На тяжелую промышленность
На легкую промышленность
На сельское хозяйство
Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду:
Газы
Жидкости
Твердые вещества
Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
Их захоронение
Разработка правовых механизмов регулирования процесса
Повторное использование отходов (рециркуляция)
Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
Теплоэнергетика
Нефте- и газопереработкаАвтотранспорт
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
10 лет
50 лет
100 лет и более
Выброшенную бумагу “съедят невидимки-микробы за:
1-2 года
5-8 лет
20 и более лет
5. Проанализируйте достоинства и недостатки существующих способов утилизации:
А) складирование___________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) сжигание мусора_______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
В) захоронение отходов___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) сливание отходов в водоем_______________________________________
__________________________________________________________________
6. Что означает маркировка на пластике:
ПЭТ____________________________________________________________
_______________________________________________________________
ПВХ___________________________________________________________
________________________________________________________________
ПП______________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПНД_____________________________________________________________
________________________________________________________________
310197534925Оценка:_________________
ТЕМА 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природный надзор.
Содержание учебного материала
История Российского природоохранного законодательства. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры.
Красные книги. Особо охраняемые природные территории.
Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.
-222885106680
Мониторинг окружающей среды.
Домашнее задание.
Оценка экологического состояния природы своей местности и прогнозирование возможного его изменения.
Цель работы: - Определить основные экологические изменения природы своей местности, составить прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем.
Методические указания
Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды.
Ход работы:
Выберите определённую территорию в своей местности и оцените экологическое состояние природы по примерному плану:
Название __ Географическое положение.
Общая характеристика природных условий.
Определить влияние природных условий своей местности на материальную, культурную и духовную жизнь населения.
Установите особенности между взаимодействием общества и природы.
Охарактеризуйте основные направления хозяйственного использования территории.
Выявите факторы антропогенного воздействия.
7. Опишите экономическое положение, проанализируйте причины, опишите изменения, и обоснуйте нерациональное природопользование на данной территории.
8. Составьте прогноз возможного состояния природы своей местности, сделав вывод по необходимости рационального использования данного региона.
Заполните отчет:
1.Название территории _____________________________________________
2.Географическое положение________________________________________
3.Характеристика природных условий________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Влияние природных условий на:
- материальную культуру и жизнь населения___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- культурную жизнь населения_______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- духовная жизнь населения_________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Хозяйственное использование территорий:___________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Антропогенное воздействие на территорию _________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экономическое положение территории_________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Прогнозы и выводы:________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Заполнить таблицу «Международные экологические организации»
Наименование организации Цель создания
ЮНЭП ЮНЕСКО
Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF) Римский клуб
ГРИНПИС «Зеленый мир»
«Беллона»
344868553975Оценка:_________________
-3810-635 Тема 2.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду.
Выберите верный ответ:
1. Основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды
1) Конституция Российской Федерации
2) Экологическая доктрина Российской Федерации от 31 августа 2002г.
3) ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды"
4) Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29.101982г. № 37/7 "Всемирная хартия природы"
2. «Основная единица» водопользования в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации
1)водные ресурсы
2)водный объект
3)водохозяйственный участок
4)речной бассейн
3. Источник экологического права
1) нормативные правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности2) нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой
3) правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой акт и договор нормативного содержания
4)совокупность правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей
4. В соответствии с федеральным законом от 10 января 2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под нормированием в области охраны окружающей среды понимается ...
1) установление нормативов на эксплуатацию природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот
2) установление нормативов качества окружающей среды
3) установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
4) разработка нормативных правовых документов в области охраны окружающей среды
Государственными природными заказниками являются территории ...
1) сохранения и изучения естественного хода природных процессов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем
2)относящиеся к уникальным природным объектам и природным комплексам, имеющим реликтовое, научное, историческое, экологическое значение3)имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса
4)включающие природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, эстетическую и историческую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях.
Решите экологическую задачу
Задача 1.
Гоголевский персонаж Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле этого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где – нибудь поставь какой – нибудь памятник или просто забор, черт их знает откуда и нанесут всякой дряни». Нет ли у вас впечатления, что традиции живучи? Аргументируйте свое мнение. Можно ли назвать подобное поведение граждан экологическим правонарушением?
Ответ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2.
Геннадий Х. отправился в лес за грибами, прихватив охотничье ружье. На берегу небольшой речки он увидел жилище бобров. Пара красивых животных резвилась на мелководье. Геннадий зарядил ружье, приблизился и выстрелами из двух стволов убил бобров. Не успел браконьер вытащить добычу на берег, как его задержал инспектор охотнадзора. Составили протокол, выяснилось, что ранее Геннадий не был замечен в браконьерстве. Решением органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты, к браконьеру применили следующие наказания……Какие? Какой вид юридической ответственности был применен к браконьеру?
Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение
Выполнение заданий рабочей тетради позволяет студентам лучше усвоить содержание учебного материала, систематизировать и закрепить полученные на уроках знания. Учит работать как с текстом учебника, так и с дополнительной литературой, что позволяет расширить кругозор обучающихся.
.

Список использованной литературы
Акимова Т.А. Экология. – М.: Юнити, 2008 г.
Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии.- М, 1997 г.
Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 г.
Колесников С.И. Экологические основы природопользования. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2013 г.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2001 г.
Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО "МДС", 1995 г.
Путилов А. В. Охрана окружающей среды. - М.: Химия,1991 г.
Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение,1993 г.
Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.; Академия, 2002 г.