“Я маму мою обидел”
Эмма Эфраимовна Мошковская
“Я маму мою обидел”
2 класс
Цели:
формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;
развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета;
учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Задачи:
Личностные:
определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия.
Метапредметные:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с пословицами;
учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
познакомить с биографией Э. Мошковской, её произведением “Я маму мою обидел”;
работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение.
Предполагаемые результаты достижения на уроке:
надо научиться видеть, понимать и ценить красоту человеческих отношений, особенно в семье;
уметь давать оценку своим поступкам и поступкам других людей.
I Организация класса.
Введение в урок.
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро! -
Солнцу и птицам:
- Доброе утро! -
Улыбчивым лицам.
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» наизусть.
Почему девочка отказалась от своих желаний?
Изучение нового материала
Постановка цели урока:
Вступительное слово учителя. – Как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (Любовь; семья; мир; Родина; самое лучше слово на свете – мама.)
– Первое слово, которое произносит человек, – «мама». Любовь к матери заложена в нас самой природой. Это чувство живет в человеке до конца его дней. Как можно не любить маму, если ты обязан ей своим появлением на свет?
Место мамы в нашей жизни совершенно особенное, исключительное. Мы всегда несем ей свою боль и радость. И находим понимание.
Бывает ли так, что вы огорчаете маму?
Актуализация знаний:
-Сегодня мы продолжаем говорить о маме. Произведение, с которым мы познакомимся на уроке ,принадлежит Э. Мошковской и посвящено маме.
Эмма Эфраимовна Мошковская (1926 – 1981)
« Я утром встаю – и сразу пою» – признается мальчик в одном из стихотворений этой поэтессы. И это не удивительно, так как сама Мошковская – профессиональный музыкант. В 1954 году она окончила знаменитое училище им. Гнесиных, где получила диплом по специальности: «оперная певица». В Москве Эмма пела в оперном хоре-студии при Московской консерватории.
В это время все сильнее стал проявляться еще один ее талант: она сочиняла стихи. Ее ранние стихи высоко оценили К. Чуковский и С. Маршак. «Эмма Мошковская – один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту, подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». – писал С. Маршак о новом таланте. Ее стихи, написанные в 60 – 70-е гг. до сих пор радуют многих детей младшего возраста.
Однако детство героев Мошковской не всегда только веселое, беспроблемное и легкое – иногда им приходится самостоятельно решать и сложные жизненные задачи, трудные психологические прблемы. С одним из таких произведений мы сегодня познакомимся. Тонкий психолог, Эмма Мошковская явно сочувствует своему герою, но предоставляет ему самому право сделать трудный выбор и самому рассказать об этом. Мальчик оказался в трудной ситуации – он обидел маму. Он решил сам себя наказать разлукой с мамой и уйти из дома: «Найду я палку покрепче, уйду я, уйду в тайгу». Он думает об обиженной им маме, и жалеет себя в роли воображаемого отверженного таежника. Мальчик явно надеется на то, что когда он станет начальником, всегда грустным и печальным то разлуки, то всепрощающая мама сама прилетит к такому несчастному сыночку.
По многочисленным сборникам ее стихов разных лет, сложно подытожить все сделанное ею. Поэтому права была сама поэтесса, говоря о своих забытых песнях: «Не надо ставить точки!»
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Понравилось ли вам стихотворение?
Какие иллюстрации вы бы нарисовали к этому произведению?
Чтение стихотворения детьми
Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найди эти строки и прочитай.
Переживал ли малыш, что поссорился с мамой?
Кем он себя представлял?
Почему он видел всегда себя печальным и молчаливым?
Подготовка к выразительному чтению
1) - Как прочитаем начало стихотворения? Чувствует ли мальчик свою вину? Прочитайте первые 2 четверостишия с чувством вины.
- Почему мальчик хочет скрыться, уйти в тайгу? Прочитайте следующее четверостишие с чувством стыда и злобы на себя.
-О чем мечтает мальчик? Продолжите читать стихотворение мечтательно, а закончите – радостно.
2) Составление речевой партитуры, чтение за лидером (учителем)
Выразительное чтение учащимися вслух
Работа с пословицами:
Как вы понимаете пословицы ( стр. 121)
Какие еще пословицы о маме вы знаете?
(Сердце матери греет лучше солнышка. Птица рада весне, а мать родным деткам. Материнский гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает. У сына пальчик заболит, у матери – сердце)
Работа со словарем эмоциональных терминов.
грусть отчаянье
скука надежда
обида огорчение
- Какие из слов лучше выражают настроение героя, обидевшего маму?
Зачитайте, какое настроение у мальчика?
Каким путем мальчик хочет искупить свою вину?
Что бы вы сделали на месте мальчика?
Дети: помирились с мамой.
Да, ребята, вы правы. Важно уметь это сделать во время, найти “дорожку”, “мостик” взаимопонимания, добра, прощения к душе другого человека, оставаясь при этом самим собой.
Представьте, что у каждого из вас в груди есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце.
Физминутка.
Итог урока
Чему хотела научить нас Э. Мошковская?
Что вы можете сделать, чтобы родители могли вами гордиться?
- Хочу прочитать вам стихотворение Н. Лифшица «Разговор»
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать.
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметен,
Что лежа на диване
Читает книжку он
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А он ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
«Ты, мама, про Тимура
мешаешь мне читать»!
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар –
Прославленный писатель
И храбрый комиссар,
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее мог сказать):
В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренек!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог!
Хочу, чтобы вы запомнили это стихотворение и вспоминали его каждый вечер, перед приходом мамы с работы.
Домашняя работа
Стихотворение Э. Мошковской читать выразительно.
15