внеклассное мероприятие по математике Математический КВН 4-6 кл
МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»
Курская область Курский район.
Подготовила и провела: учитель математики
Чаплыгина В. В.
Цель: 1) Развивать интерес учащихся к математике, гибкость мышления, способность переходить от одного вида работы к другому.
2) Воспитывать коллективизм и взаимовыручку.
3) Формировать творческие способности учащихся, учить логически рассуждать.
4) Привить любовь к школе.
Ведущий 1: В самые отдаленные времена люди в своей практической деятельности не могли обходиться без математики.
Когда-то была объявлена большая премия за книгу на тему: «Как человек без математики жил». Премия осталась невыданной. По-видимому, ни один писатель не сумел изобразить жизнь человека, лишенного всяких математических понятий.
Математические сведения накапливались в результате практической деятельности народов в течение тысячелетий.
В настоящее время мы хорошо знакомы с математическими знаниями древнего Египта, Индии, Греции, но сегодня мы хотим рассказать вам, друзья, о развитии математики в России.
(Выступление учащихся).
Ведущий 2: Как видите, наши предки почитали математику, как науку. Сегодня в школе это один из основных предметов. Но не прав тот, кто считает математику очень строгой, сухой наукой. То, что математики – веселые и находчивые люди подтвердят сегодня наши юные друзья.
Ведущий 1: Итак, дорогие друзья, мы начинаем наш математический КВН. Сегодня свою смекалку, находчивость, сообразительность, внимательность, и, конечно, навыки счета продемонстрируют две команды: «Треугольнички» и «Кружочки».
Ведущий 2: Болельщики, расположившиеся в зале, будут активно поддерживать участников игры. У них также появится возможность показать свое знание математики в специальном конкурсе.
Ведущий 1: А итоги нашего веселого состязания подведет уважаемое компетентное жюри в составе:
Ведущий 2: И так, начнем мы, как всегда, с традиционного приветствия команд. Слово вам, милые «нолики»! (выступление).
Ведущий 1: А теперь послушаем ответное слово команды крестиков. (Выступление)
Ведущий 2: Видим, команды готовы к соревнованию: собраны, сосредоточены, внимательны. Думаем конкурс «Разминка» будет тому подтверждением.
Ведущий 1: Командам мы предложим по пять шуточных задач. Правильно ответить на вопросы вам поможет смекалка, находчивость, чувство юмора. Каждой команде будет задано по 5 вопросов. Мы начинаем. Команде «нолики».
2. «Разминка»
Ведущий 2: Как видите, сегодняшняя встреча необычна тем, что в каждой команде 2 капитана. Что ж, тем лучше, мы приготовили конкурсы для каждой пары.
Ведущий 1: первый конкурс капитанов - на внимательность. Просим выйти первую пару. (Выходят). Итак, каждому из вас будет показано пять предметов, на которые вы посмотрите 3 секунды. Затем вы должны будете перечислить все, что лежало на столе. Начинает капитан «ноликов».
3. 1-й конкурс капитанов
Ведущий 2: Думаем, команды довольны своими избранниками и готовы продолжать игру.
Ведущий 2: Пришло время домашнего задания. Всем присутствующим будет интересно узнать о существовании такой науки, как нумерология, в которой каждое имя имело свое число. И если имя сочетается с характером – это хорошо. Вам интересно будет услышать сообщения команды «кружочков» о числах с одного до четырех. (4. Д/з «крестиков»)
Ведущий 1: А теперь нам хочется проверить навыки устного счета и умение работать собранно, сосредоточенно у всех участников команд.
Ведущий 2: Каждой команде будет предложен необычный рисунок: изображение белочки, выполненное с помощью различных цифр, обращаем ваше внимание: цифр, а не чисел. Их сумму вы и должны быстро и точно подсчитать, а результат сообщить жюри. Пожалуйста, приступайте.
5. конкурс «сосчитай-ка»
Ведущий 1: У каждого математика должен быть хороший глазомер. Так ли это, поможет выяснить наш следующий конкурс «Глаз – алмаз». Просим выйти к нам по одному человеку из команды.
Ведущий 2: Вы должны на глаз определить длину отрезка и свой ответ сообщить жюри. Оценивается точность, а подумать вы можете 10 секунд.
6. Конкурс «Глаз-алмаз»
Ведущий 1: Пришло время услышать продолжение рассказа о числах.
7. Домашнее задание «ноликов»
Ведущий 2: О важности счета знают даже дошкольники. И пусть во многих семьях есть калькуляторы, компьютеры, тем не менее, каждый человек должен уметь умножать, складывать, делить и вычитать.
Ведущий 1: Эти умения и продемонстрируют нам сейчас команды. Каждой из них придется выполнить все известные арифметические действия с разными числами, но если все участники команды будут сосредоточены и внимательны, ответы у обеих команд получатся одинаковые.
8. Конкурс «Выполни действия»
Ведущий 2: А пока ребята заняты делом, у жюри есть возможность подвести итоги первой части нашей игры и сообщат их нам чуть позже. (После конкурса итоги жюри)
Ведущий 1: Что ж, послушаем каков предварительный итог нашей встречи. (Итоги жюри)
Ведущий 2: Если вы не забыли, у нас в запасе еще один конкурс для наших славных капитанов, просим выйти к нам вторую пару.
Ведущий 1: Итак, этот конкурс называется «Цепочка слов» От вас зависит, насколько длинной она получится. Капитан команды «кружочков» называет какое-либо слово, связанное с математикой, его соперник повторяет его и называет свое, первый капитан повторяет эти два слова и добавляет третье, и так далее. Вам понятны условия игры? Тогда начнем. Капитан «крестиков» - ваше слово.
9. «Цепочка слов»
Ведущий 2: Думаем, пришло время немного отдохнуть. Еще свежи в памяти впечатления от новогодних праздников: елка, подарки и, конечно же, веселые песенки.
Ведущий 1: Но так как у нас турнир математический. Обе команды исполнят их на языке чисел. Свое домашнее задание поет команда «ноликов»
Песня: «Маленькой елочке холодно зимой»
Песню «В лесу родилась елочка» исполнит команда «крестиков»
10. Конкурс «Новогодняя песня»
Ведущий 2: Сегодня было немало конкурсов на внимательность. Но еще один, уверены, не помешает. Сейчас мы попросим представителей каждой команды просчитать до 20. Думаете, так просто?
Ведущий 1: Каждое число вам придется отыскивать на плакате. А жюри внимательно следить за временем. Итак, считает представитель команды «крестиков»
11. Конкурс «Отыщи числа»
Ведущий 2: А теперь «ноликов»
Ведущий 1: Как гласит предание, несколько тысяч лет тому назад китайский ученый очень остроумно разрезал квадрат на 7 частей. Из этих частей квадрата можно составить множество фигурок-силуэтов самой разной формы: зверюшек, птиц, домики, употребляя для составления каждой фигуры все семь частей квадрата.
Ведущий 2: Создалась даже игра-головоломка «танграм», получившая широкое распространение в Китае. Устраиваются даже специальные состязания на составление наибольшего количества фигур с наименьшей затратой времени. Предлагаем и вам организовать подобное состязание.
Ведущий 1: Соберите свою фигурку и наклейте кусочки на лист бумаги. Жюри и болельщики оценят вашу работу.
12. «Танграм»
Ведущий 2: А пока наши юные любители математики заняты интересным и ответственным делом, мы проведем конкурс болельщиков, заключительный конкурс в нашей сегодняшней игре.
Ведущий 1: Уважаемые болельщики, будьте внимательны, ведь и от вас зависит итоговый результат КВН.
Ведущий 2: Первый вопрос мы предлагаем болельщикам команды «ноликов».
Какое число делится на все числа без остатка? (Ноль)
В клетке сидят три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Просьба девочек была удовлетворена, каждой из них дали одного кролика. И все же в клетке остался кролик. Как могло так случиться?
Два землекопа за 2 часа выкопают 2 м канавы. Сколько нужно землекопов, чтобы они за 100 часов работы выкопали 100 м такой же канавы? (Два)
Две колхозницы шли в город и встретили по дороге еще пять колхозниц. Сколько всего колхозниц шло в город? (Две)
В семье 7 братьев, у каждого брата по сестре. Сколько всего детей в семье? (8 детей)
Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий? (перевернуть)
Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому досталось по апельсину. Как это могло случиться?
Яйцо варится всмятку три минуты. Сколько времени надо, чтобы сварить всмятку 5 яиц?
В каком числе столько цифр, сколько букв в его названии? (сто)
Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый? (четыре)
Мы к цифре по букве
С конца и с начала прибавим
Чтоб слово святое, любимое наше
И нет его ближе и нет его краше.
Р-один-а
12. Предлог стоит в моем начале,
В конце же – загородный дом,
А целое – вы все решали
И у доски, и за столом
За-дача
Ведущий 1: Итак, конкурс болельщиков завершен, приближается самая волнующая минута, жюри готовится подвести итоги нашей сегодняшней встречи.
Ведущий 2: Думаем всем будет интересно узнать результат математического состязания, но каким бы ни оказался счет нашего шуточного турнира, все равно, победит дружба, взаимопомощь, доброжелательность и, конечно же, большая любовь к такой славной науке, как математика.
Ведущий 1: Итак, уважаемое жюри, вам слово для подведения итогов.
(подведение итогов, вручение медалей)
Ведущий 2: Мы благодарим жюри за такую ответственную работу, болельщиков – за поддержку и доброжелательность, а участников доблестных команд «крестики» и «нолики» за прекрасную игру!
1.Рано возник на Руси интерес к науке в отдельных слоях населения. Сохранились сведения о школах при Владимире Святославовиче, при Ярославе Мудром (начало и середина 2-го века) Основной предпосылкой для всех математических знаний служит нумерация, которая у разных древних народов имела различный вид. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Такой способ записей долговых обязательств или налогов применялся малограмотным населением разных стран.
2.Наши предки писали числа при помощи букв славянского алфавита, над которыми ставился особый значок – титло. В хозяйственной жизни далекого прошлого люди довольствовались сравнительно небольшими числами – так называемым «малым счетом» наших предков. Он доходил до числа 10 000, которое в самых старых памятниках называется тьма, т. е. темное число, которое нельзя ясно представить.
3. В дальнейшем граница малого счета была отодвинута до 1013 EMBED Equation.3 1415, до числа «тьма тём». Старинная рукопись по этому случаю заявляет, что «больше сего числа несть человеческому уму разумети». Но наряду с этим употреблялась вторая система, называвшаяся «великим числом словенским».
4. В нем употреблялись более высокие разряды: тысяча - 1013 EMBED Equation.3 1415, тьма - 1013 EMBED Equation.3 1415, легеон - 1013 EMBED Equation.3 1415, леодр - 1013 EMBED Equation.3 1415, ворон - 1013 EMBED Equation.3 1415. Для обозначения этих больших чисел наши предки употребляли оригинальный способ, не встречающийся ни у одного из известных нам народов: число единиц любого из перечисленных выше разрядов обозначалось той же буквой, что и простые единицы, но окруженной для каждого числа соответственным бордюром. Величайшие греческие математики не додумались до этого способа письма чисел.
5. С принятием индусской нумерации славянская нумерация потеряла свое значение. Русский народ изобрел идеальный прибор – счеты – для облегчения счисления по десятичной системе. Эти счеты по справедливости называются русскими. В книгах можно встретить указание, что счеты были изобретены китайцами, что они от китайцев перешли к сибирским народам и что известные в русской истории Строгановы привезли их в Россию. Но эти рассказы лишены основания. Китайцы, правда, имеют счетный прибор, соответствующий нашим счетам, но он основан на другой идее.
6. К русским счетам мы не должны относиться с пренебрежением, как к примитивному счетному аппарату. Этот прибор так долго и с такой честью служил русскому народу, что заслуживает нашей благодарности и уважения.
Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему энергитичность и независимость. А что ждет ребят с именами Вова, Валя, Нина, Марина, Сережа? Слушайте внимательно. Эти люди больше всего любят путешествия и приключения. Не исключено, что из вас получатся крупные ученые, философы.
Пифагор считал 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится 1+2+3=6 и 1*2*3=6. Хотите узнать, что означает 6 как число имени?
Гали, Игори, Юли, Тани, слушайте и запоминайте. 6 предвещает успех в делах. Вас ожидает большая известность в обществе при условии, что слова будут совпадать с делами.
Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки с семеркой. Число 7 использовалось в сказках. У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников. Люди с этим числом имени становятся лидерами. А это Иваны, Максимы, Людмилы.
Число 8 древние считали воплощением надежности. Люди с числом имени8, а это Оли, Гены, Жени, Лены, Андрюши – умеют управлять коллективом, увлекать за собой. Они достигнут успехов на военном поприще, в политике, в деловом мире.
Таинственную силу приписывали числу 9. У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз.
В нумерологии девятка стала символом материального успеха Нади и Саши! Природа щедро одарила вас талантом. Вы пользуетесь авторитетом, можете стать лидером. Нужно только отказаться от излишней гордости и эгоизма.
математический
КВН (4 - 6 класс)