Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального обазования
«ПОДОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МО
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
для специальности
120714 Земельно-имущественные отношения
Очная форма обучения
углубленный уровень
2014 г.
Одобрена комиссией Составлена в соответствии с Государственными требованиями
профессионального цикла к минимуму содержания и уровню
спец.120714 подготовки выпускника
по всем специальностям
Председатель________ В.Д.Чикина Зам. директора по УМР
__________ Н.Н.ОльховаОрганизация-разработчик: ГБОУ СПО МО «Подольский колледж»
Разработчик:
Михайлова Л.В - преподаватель спец.дисциплин _______________
Рецензенты
Чернова Г.Г., преподаватель _____________________
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120714 Земельно-имущественные отношения (углубленная подготовка).
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
10
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 Земельно-имущественные отношения (углубленная подготовка), входящей в укрупненную группу специальностей 120000 Геодезия и землеустройство, по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в математический и общий естественно-научный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать представления о взаимосвязи организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей
среды;
- экологические принципы рационального природопользования
. В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать компетенциями
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
эффективность и качество.
ОК-5. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК-6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями.
ОК-7.Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 49 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 33 часа;
в том числе на практические работы – 2 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
для спец. 120714 Земельно-имущественные отношенияОчная форма обучения
Вид учебной работы Объем
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 49
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 33
в том числе: практические занятия 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы 16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Введение в экологию 3 Тема 1.1. Введение в экологию
Содержание учебного материала 2 1
1. Экология, общие понятия. Проблемы экологии. Законы, принципы и правила экологии. Цель и задачи экологии.
Самостоятельная работа обучающихсяпроработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка докладов по вопросам темы 1с Раздел 2. Экология окружающей среды 15 Тема 2.1. Понятие и содержание экологии окружающей среды
Содержание учебного материала 6 1
1. Факторы влияний среды: качество и объем солнечной радиации, температура и влажность воздуха, движение воздушных и водных масс
. Факторы внутренней среды: численность и структура популяций, наличие и концентрация биогенных элементов, объем и качество пищи.
Абиотические и биотические факторы среды. Самостоятельная работа обучающихся:
проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка докладов. 3с Тема 2.2. Экосистема
Содержание учебного материала 1
2. Три типа экосистемы: микроэкосистема, мезоэкосистема, макроэкоситема. Глобальная экосистема – биосфера земли. Три группы природных экосистем по Ю. Одуму: наземные, пресноводные и морские. Биологическая продуктивность экосистем, фотосинтез растений. Организмы: продуценты, консументы и редуценты. Компоненты экосистем: климатоп, субстрат, живое вещество, биоинформация. Биосфера – среда обитания. Почвы в биосфере. Биоинформация. Экологическая ниша. Ноосфера
Практическая работа. Изучение экосистем 2
2 1-2
Самостоятельная работа обучающихся:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам темы);
-оформление отчета по практической работ ,решение задач.
1с
1с Раздел 3. Экология использования природных ресурсов 6 Тема 3.1. Экология природных ресурсов.
Содержание учебного материала 1
1. Экология природных ресурсов.
Классификация естественных ресурсов. Энергетические ресурсы. Газо-атмосферные ресурсы. Водные ресурсы. Почвенно-геологические ресурсы. 2 Самостоятельная работа обучающихся:
- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам темы);
1с Тема 3.2. Экологические последствия использования природных ресурсов.
Содержание учебного материала 1
1. Экологические последствия в атмосфере. Экологические последствия в гидросфере. Экологические последствия в литосфере. 2 Самостоятельная работа обучающихсясистематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка рефератов, докладов 1с Раздел 4. Деградация окружающей среды 8 Тема 4.1. Природные и техногенные явления и факторы, формирующие деградационные процессы
Содержание учебного материала 6 1
1. Природные и техногенные явления и факторы, формирующие деградационные процессы
Деградация климата земли (парниковый эффект). Геофизические процессы возникновения парникового эффекта. Показатели парникового эффекта и динамика их изменения. Причины и следствия парникового эффекта. Два пути снижения парникового эффекта. Деградация защитных свойств атмосферы земли (уменьшение озонового слоя). Озоновый слой земли его защитные свойства. Озоно-разрушающие процессы, причины и следствия. Деградация почв, причины и следствия. Деградация ландшафта, обезлесение, опустынивание Самостоятельная работа обучающихсясистематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка докладов по вопросам темы 2с
1с Раздел 5. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды 3 Тема 5.1. Экологическое право как регулятор экологических общественных отношений.
Содержание учебного материала 3 1. Экологически общественные отношения. Объекты экологических общественных отношений. Источники экологического права: законы, подзаконные акты, конституция, кодексы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2 1
Самостоятельная работа обучающихсяпроработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка рефератов, докладов 1с Раздел 6. Экологический мониторинг 6 Тема 6.1. Экологический мониторинг – комплексная система регулярных наблюдений.
Содержание учебного материала 2 1
1. Цель и задачи экологического мониторинга. Глобальный экологический мониторинг. Региональный экологический мониторинг. Контактный экологический мониторинг. Самостоятельная работа обучающихсяпроработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка рефератов, докладов 1с Тема 6.2. Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
Содержание учебного материала 2 1
1. Координатные возможности ЕГСЭМ. Составные части ЕГСЭМ. Структура ЕГСЭМ. Самостоятельная работа обучающихсясистематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка докладов 1с Раздел 7. Международные аспекты экологии природопользования 6 Тема 7.1. Международное сотрудничество в экологии природопользования Содержание учебного материала 2
1с 1
1. Экополитология – наука о развитии межгосударственных отношений в области совместного (регионального и глобального) природопользования. Самостоятельная работа обучающихсяпроработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка докладов Тема 7.2. Международное сотрудничество в области охраны природы и природопользования.
Содержание учебного материала 2 1
1. Международные неправительственные организации. Международные правительственные организации (программы). Самостоятельная работа обучающихсяпроработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);
- подготовка докладов 1c Заключительный урок 1 Всего 49
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных фильмов по проблемам экологии и охране окружающей среды.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мульти-медиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
М.В. Гальперин. Экологические основы природопользования. – М.: Форум, 2012.
В.Ф. Протасов. Экологические основы природопользования. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010.
В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. Экологические основы природопользования. - М.: Академия, 2010.
Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Л.В. Юмашева. Экологические основы природопользования. - М.: Дрофа, 2010.
Закон «Об охране окружающей среды» о19.07.2011 N 248-ФЗ
Дополнительные источники:
Буров В.Н., Малинников В.А. Экология. Изд-во МИИГАиК, Москва, 2008
.Буров В.Н. Экология природопользования. Москва, МИИГАиК, 2006.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине Экологические основы природопользования
для специальности 120714 Земельно-имущественные отношения
(очное отделение)
№ темы Содержание час.
1. Т.2.2.Экосистемы Экосистемы. Типы. Виды 2
----------------------------------------
Итого 2
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Уметь: использовать представление о взаимодействии организмов и среды обитания в профессиональной деятельности Внеаудиторная самостоятельная работа, написание рефератов, докладов.
Тестирование.
Зачет
Знать: состояние природных ресурсов России и мониторинг окружающей среды экологические принципы рационального природопользования Разработчики:
ГОУ СПО «Подольский колледж»_______________ преподаватель Л.В.Михайлова
Эксперты:
ГОУ СПО «Подольский колледж»_______________ преподаватель Г.Г. Чернова
5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Экология и здоровье человека
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
Экологические, эстетические и этические причины, побуждающие охранять природу.
Экология человека и социальные проблемы.
Экологическая культура человека.
Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
Принципы расчета экономической эффективности использования вторичных ресурсов.
Экологические проблемы, связанные с будущей производственной деятельностью студентов.
Значение не возделываемых и исключаемых их хозяйственного оборота земель для поддержания экологического равновесия и биосферы. Заповедное дело в России.
Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры, вызванные деятельностью человека. Красные книги
6.Тематика конференций
Экология России.
Экология вашего города.
Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды и его роль в возрождении России.
Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов.
7.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
по дисциплине «Экологические основы природопользования»
Понятие природопользования.
Природопользование как наука о взаимодействии природной среды и человечества.
Особенности взаимодействия природной среды и общества.
Антропогенный фактор.
Природные ресурсы.
Виды и классификация ресурсов.
Способы и возможности использования ресурсов.
Безопасные производства.
Безотходные технологии.
10.Природные ресурсы – объекты охраны окружающей среды.
11.Экологические основы природопользования.
12.Качество окружающей природной среды.
13.Основные критерии качества окружающей среды.
14.Экологическое нормирование природной среды.
15.Основные аспекты природопользования
16.Экономические и экологические основы природопользования.
17.Основные направления экологизации природопользования.
18.Эколого-экономические оценки природно-ресурсного потенциала России.
19.Экологический паспорт предприятия.
20.Международное сотрудничество в природопользованию
21.Международные правительственные организации.
22.Международные неправительственные организации.
23.Области использования природных ресурсов.
24. Принципы международного сотрудничества в природопользовании.
25. Экономическое сотрудничество в природопользовании.
26. Международные принципы качества окружающей среды
27. Международные программы экологической направленности
28. Перспективы развития сотрудничества в природопользовании.
29. Разработка теории использования природных ресурсов.
30. Экономическая целесообразность использования вторичных ресурсов.
31. Основы управления в природопользовании.
32. Экономические инструменты экологического регулирования в природопользовании.
33. Суть управления и его функции в природопользовании.
34. Основное законодательство в области природопользования.
35. Ответственность за нарушение законодательства в области природопользования.
36. Экологические фонды в природопользовании.
37. Природа и общество. Общие и специфические черты.
38. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов ,вовлекаемых в хозяйственный оборот.
39. Преднамеренное воздействие человека на условия существования.
40. Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности.
41. Влияние урбанизации на биосферу.
42. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
43. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
44. Утилизация бытовых и промышленных отходов.
45. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.
46. Признаки экологического кризиса.
47. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя; истощение энергетических ресурсов, «парниковый эффект».
48. Пути решения глобальных проблем экологии.
49. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.
50. Основные загрязнители, их классификация.
51. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
52. «Зелена я» революция, и ее последствия
53. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
54. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.
55. Понятие экологического риска.
56. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду.
57. Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.
58. Пищевые ресурсы человечества.
59. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.
60. Проблемы сохранения человеческих ресурсов
61. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.
62. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности
63. Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.
64. Природоохранное просвещение.
65. Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды.
66. Понятие об экологической оценке производств и предприятий
67. Прогноз последствий взаимодействия человека с природой.
68. Задачи сохранения генофонда планеты
69. Изменение видового и популяционного состава фауны и флоры,
вызванные деятельностью человека.