Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальностей среднего профессионального образования Техническое обслуживание и ремонт автомобилей
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. СЕВАСТОПОЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И
ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ ПО СевКИТиП О.В. Круглова
«____» ____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для специальностей среднего профессионального образования
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей 23.02.03
2016 г.
РАССМОТРЕНО
Цикловой комиссией естественнонаучных дисциплин
Протокол № ___ от «___» ___________201__г.
Председатель цикловой комиссии
___________________ Васылива Е.В.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: ГБОУ ПО «Севастопольский колледж информационных технологий и промышленности»
Составитель: Глущенко А.И. , преподаватель химии, биологии, экологии
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»
Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональнойобразовательной программы:
Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к
результатам освоения дисциплины:В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь.
определять юридическую ответственность организаций загрязняющих окружающую среду;
освещать правовые вопросы в сфере природопользования.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать.
общие понятия охраны окружающей среды;
принципы рационального природопользования и мониторинга окружающей среды.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной
дисциплины:максимальной учебной нагрузки обучающегося - 76 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 76
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 50
в том числе: лабораторные работы 0
практические занятия контрольные работы 0
курсовая работа (проект) 0
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26в том числе: выполнение внеаудиторных домашних заданий подготовка реферата Итоговая аттестация : экзамен
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование
тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов Объем часов Уровень освоения
Введение
3 ч. Биосфера как среда жизни и деятельности людей.Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Вопросы терминологии.
Природные ресурсы и их классификация. Охрана природы при природопользовании.
*ВСР 1
Тема 1. Краткий очерк истории охраны природы
2 ч. Ранние этапы охраны природы. История охраны природы в России.
Современный этап охраны природы.
*ВСР 1, 2
Тема 2. Использование и охрана атмосферы 5 ч. Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере.
Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы. Загрязнение атмосферы.
Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.
Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха.
Правовые основы охраны атмосферы. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.
*ВСР 1, 2, 3
Тема 3. Рациональное использование и охрана водных ресурсов 6 ч. Природная вода и ее распространение.Круговорот воды в природе.
Роль воды в природе и хозяйственной деятельности людей.
Истощение и загрязнение водных ресурсов. Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений.
Определение степени загрязнения воды.
Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
Правовые основы охраны водных ресурсов. Мониторинг водных ресурсов, качества и загрязнения воды.
*ВСР 1, 2, 3
Тема 4. Использование и охрана недр
4 ч. Недра. Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России.
Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.
Основные направления рационального использования и охраны недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов.
Правовые основы рационального использования и охраны недр. Государственный мониторинг состояния недр.
*ВСР 1,2,3
Тема 5. Использование и охрана земельных ресурсов
3 ч. Земельные ресурсы. Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе.Хозяйственное значение почв.
Естественная и ускоренная эрозия почв. Виды ускоренной эрозии .Система мероприятий по защите земель от эрозии.
Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по охране почв. Правовые основы охраны почв.
*ВСР 1,2,3
Тема 6. Рациональное использование и охрана растительности
7 ч. Роль растений в природе и жизни человека.
Лес как важнейший растительный ресурс планеты.
Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия.
Лесные ресурсы России. Рекреационное значение лесов.
Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России.
Охрана растительности лугов и пастбищ.
Использование и охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Правовые основы охраны растительности.
*ВСР Тема 7. Использование и охрана животного мира
4 ч. Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека.
Воздействие человека на животных. Причины вымирания животных.
Охрана редких и вымирающих видов.
Охрана важнейших групп животных. Правовые основы охраны животного мира
*ВСР 1,2,3
Тема 8. Охрана ландшафтов
4 ч. Определение ландшафтов. Их классификация.
Особо охраняемые природные территории.
Рекреационные территории и их охрана.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. Правовые основы охраны ландшафтов.
*ВСР 1,2,3
Тема 9. Организация рационального природопользования и охраны природы в России
2 ч. Государственная политика и управление в области экологии.
Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования.
*ВСР 1,2,3
Тема 10. Международное Сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы
3 ч. Краткая история международного природоохранного движения.
Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.
Роль международных организаций в охране природы.
*ВСР 1,2,3
Тема 11. Эколого - природоохранное образование
3 ч. Образование в интересах устойчивого развития. Правовые основы экологического образования в России.
Экологическое образование в школе.Работа учащихся и студентов образовательных.учреждений в заповедниках и национальных парках.
Эколого-природоохранное образование в учреждениях среднего профессионального образования.
*ВСР 1,2,3
Обобщение 2 Контрольная работа 1 Контрольная работа 1 Итого Аудиторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся 50
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология. Химия»
Оборудование учебного кабинета:
- мультимедиапроектор; - ПК
.
3.2. Информационное обеспечение обученияПеречень рекомендуемых учебных изданий,Интернет ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. Экологические основы природопользования, Москва, ИЦ «Академия», 2016. Учебник
Дополнительные источники:
Ардруз Дж., Бримблекумб ГГ, Джикелз Т., Лисе П. Введение в химию окружающей среды..- М.: Мир, 1999. 272 с.
Бертокс ГГ, Радд Д. Стратегия защиты окружающей сруды от загрезнений. -М.: Мир, 1980. 608 с.
Интернет-ресурсы
Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».http://window.edu.ruЭлектронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательныхресурсов» http://fcior.edu.ru Издательский центр «Академия» http://www.academia-moscow.ruwww.ecorussia.infowww.vernadsky.ru www.seu.ru www.ecoline.ruwww.wwf.ru
Карты России
Карты Крыма
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
УМЕТЬ: определять юридическую ответственность организаций загрязняющих окружающую среду; Тестирование.
Устный опрос.
Анализ конспектов занятия.
освещать правовые вопросы в сфере природопользования. Тестирование.
Устный опрос.
Анализ конспектов занятия.
ЗНАТЬ: общие понятия охраны окружающей среды; Устный опрос.
Заполнение таблиц.
Анализ конспектов занятия. Тестирование.
Решение заданий в тестовой форме.
принципы рационального природопользования и мониторинга окружающей среды. Устный опрос.
Заполнение таблиц.
Анализ конспектов занятия. Тестирование.
Решение заданий в тестовой форме.