Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности ТОРА
ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
(базовый уровень)
Чебаркуль
Основная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО),190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Чебаркульский профессиональный техникум» (ГБПОУ ЧПТ).
Разработчик:
Соколова М.Г. преподаватель ЕНД
Рассмотрено на заседании ПК ЕНД 08.09. 2015_--- г. протокол № _ 1, на заседании ЦК Председатель ЦК Пуртова Т.И.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр. 4
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5
ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ 9
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
Область применения программы
Основная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Основная программа учебной дисциплины может быть использована в качестве основной по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» при изучении дисциплин: экология и экологические основы природопользования.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очитски газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
50
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32 34
в том числе:
лабораторные занятия
0
практические занятия
10
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Выполнение теста
3
Решение кроссворда. Создание мини-проектов по страницам Красной книги
3
Выполнение теста. (1 уровень). Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката
(2 уровень)
(1 уровень). Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката
(2 уровень)
3
Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля. Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
3
Подготовка презентационных материалов
Составление многоуровневого теста
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
1. Особенности взаимодействия общества и природы
Введение.
Основной предмет изучения, специфика предмета, задачи, решаемые дисциплиной; актуальность экологических проблем в современном мире; рациональное природопользование.
2
2
Тема 1.1. Природа и общество
Окружающая природная среда и окружающая среда; биогенный период, аграрный период, индустриальный период, постиндустриальный период; глобализация, глобальные проблемы человечества.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся № 1 Выполнение теста
по теме «Природоохранный потенциал»
3
Тема 1.2. Охрана биосферы от загрязнения
Аспекты охраны биосферы; охрана атмосферы, государственный контроль состояния атмосферного воздуха; охрана гидросферы, самоочищение водоемов; охрана почв, проблема загрязнения почв.
2
2
Тема 1.3. Утилизация бытовых и промышленных отходов
Признаки экологического кризиса
Виды отходов, способы утилизации: складирование – самый дешевый и грязный способ утилизации, сжигание – невыгодный вариант в отношении ресурсосбережения, компостирование – вполне рациональный способ ликвидации отходов, захоронение токсичных промышленных отходов в пределах специальных полигонов; безотходная и малоотходная технология – будущее промышленности.
В истории планеты многочисленны примеры экологических кризисов и катастроф различного масштаба. Первым считается кризис присваивающего хозяйства, затем кризис перепромысла крупных зверей, аридных районов, современный экологический кризис. Причины выступления биосферы в глобальный экологический кризис.
2
2
Тема 1.4. Природные ресурсы и их классификация
Природные ресурсы – это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человеческого общества. Природные ресурсы делятся на различные категории в зависимости от места, занимаемого ими в биосфере Земли, ограниченности и способности к восстановлению.
2
2
Тема 1.5. Пищевые ресурсы человечества
Глобальная продовольственная проблема – едва ли не древнейшая из всех глобальных проблем человечества. В наши дни продовольственный потенциал Земли, в принципе, достаточен для удовлетворения потребностей ее жителей, но проблема нехватки пищевых ресурсов остается актуальной для отдельных стран мира.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся № 2 Решение кроссворда «Природные ресурсы и рациональное природопользование». Создание мини-проектов по страницам Красной книги (международной, Российской и краевой).
3
Тема 1.6. Загрязнение биосферы
Общая характеристика загрязнений естественного и антропогенного происхождения; десять главных загрязнителей биосферы; последствия загрязнения; типы загрязнения – физическое, химическое, биологическое загрязнение.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся № 3.1. Выполнение теста
(1 уровень). Заполнение таблицы и разработка интерактивного плаката
(2 уровень)
3
Тема 1.7. «Зеленая революция» и ее последствия
Резкий скачок в росте производительности сельского хозяйства в развивающихся странах в 1960-70-е годы получил название «зеленой революции». Социальные последствия «зеленой революции» трудно переоценить, хотя были и отрицательные стороны. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов
2
2
Тема 1.8. Основные задачи мониторинга окружающей среды
Экологический мониторинг (лат. «monitor» - предостерегающий) понятие введено на Стокгольмской конференции в 1972 г., на которой была выработана специальная программа ООН по окружающей среде ЮНЕП.
2
2
2. Правовые и социальные вопросы природопользования
4
Тема 2.1. История Российского природоохранного законодательства
Понимание того, что необходимо ограничить влияние хозяйственной деятельности людей на природу появилось очень давно. Изменения естественных природных ландшафтов в результате хозяйственной деятельности в рабовладельческих государствах ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии происходили так быстро, что предпринимать меры для уменьшения антропогенного воздействия на природу с XVIII века до нашей эры. В настоящее время все страны имеют законодательства в области охраны природы.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся № 4. Дать обоснованные ответы на вопросы для самоконтроля. Подготовка рефератов по теме «Правовые и социальные вопросы природопользования»
4
2
Тема 2.2. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды
Участие России в деятельности международных природоохранных организаций
Объекты и субъекты экологического права. Виды ответственности - дисциплинарная, административная, уголовная ответственности. Экологическое преступление, экоцид.
Экологические проблемы, которые встали перед человечеством во второй половине ХХ века, стали предметом озабоченности всего мирового сообщества. Необходимость их решения в общепланетарном масштабе предпологает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сообщества, развитие международного сотрудничества в целях охраны окружающей среды.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся № 5. Подготовка презентационных докладов по темам:
1.Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
2. Развитие института юридической ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды.
Составление многоуровневого теста
4
2
Экологический практикум
10
Практическая работа № 1
Решение экологических задач
2
2
Практическая работа № 2
Решение экологических задач
2
2
Практическая работа № 3
Изменение морфологических показателей сосны обыкновенной под действием антропогенных факторов в г. Чебаркуле Челяб. обл.
2
2
Практическая работа № 4
Определение углекислого газа в атмосфере г. Чебаркуля.
2
2
Практическая работа № 5
Генеративные органы сосны обыкновенной – индикатор состояния окружающей среды г. Чебаркуля Челяб. обл.
2
2
Дифференцированный зачет
2
Итого
50 ч
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социальных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: учебные столы, учебные стулья Технические средства обучения: компьютеры, слайд-проектор, интерактивная доска.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Доп Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. “Экологические основы природопользования” – М.: Академия, 2011.
Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. “Экология” – М: Дрофа Высшее образование, 2012.
Соломенцев Ю.М. “Экологические основы природопользования” – М: Высшая школа,2011.
Трушина Т.П. “Экологические основы природопользования” – Ростов-на- Дону, Феникс,2010.
Дополнительные источники:
1.Епифанова Е.А. “Экологические основы природопользования” –
краткий курс лекций, Оренбург, 2007.
Дубровин О.И., Петухов Б.Е. Геоэкология Тамбовской области. -
Тамбов. ООО «Издательство Юлис», 2010.
Соколов А.С., Соколова Л.А. Экология растений. - Тамбов. ООО
«Издательство Юлис», 2009.
Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. “Основы экологии” –
М: Просвещение, 2008.
Фионова Л.А., Трунова Л.Б., Карпачева Т.В. Экология животных. –
Тамбов: ООО «издательство Юлис», 2007.
Хаскин В.В., Акимова Т.А. “Экология” – М: ЮНИТИ, 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Студенты знают:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.
Умеют:
виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;
основные источники и масштабы образования отходов производства;
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очитски газовых выбросов и стоков производств;
правовые основы, правила и нормы природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
принципы и правила международного сотрудничества в
Входной контроль в форме:
тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.
Текущий контроль в форме:
устного и письменного опроса;
самостоятельной работы;
решения ситуационных задач;
тестирования по темам;
написания рефератов и творческих работ;
создания презентаций по выбранной тематике.
Рубежный контроль в форме:
зачетов (письменной работы) по каждому разделу дисциплины.
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета
Оценка:
- результативности работы обучающегося при выполнении заданий на учебных занятиях и самостоятельной работы..
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
области природопользования и охраны окружающей среды.
13 PAGE 14715
13 PAGE 14915
13 PAGE 141115
15