Система работы по здоровьесбережению в начальной школе


Система работы по здоровьесбережению в начальной школе
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Вопросы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, популяризации и формирование здорового образа жизни молодых людей включены в ФГОС нового поколения. В нашей школе также работает программа «Здоровье». Одним из направлений моей деятельности является сохранение и укрепление здоровья школьников. В своей работе я использую программы: «Педагогика здоровья» Касаткиной; технология обучения и воспитания в условиях активной сенсорно-развивающей среды, автор Уланова С.А.; программу Романовой О.Л. «Полезные привычки». Особое внимание уделяю сохранению здоровья учащихся. Перед собой я ставлю следующую цель: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни для того, чтобы использовать эти знания в повседневной жизни.
Работа велась мной в двух направлениях:
Работа с родителями
Работа с обучающимисяПервое направление предполагает следующие виды деятельности:
Просветительская работа на родительских собраниях. Обсуждались следующие темы:
Режим дня в жизни ученика начальной школы
Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться
Домашнее задание, как его выполнять
2. Совместные спортивные мероприятия:
Семейные Весёлые старты
Посещение катка, бассейна, Дворца спорта.
Лыжные прогулки
«Зарница»
Поход в лес
Работа с обучающимися включает два вида работы: урочная деятельность и внеклассная работа.
Для достижения результата использую различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, активные методы обучения. Средства для достижения результата разнообразны: это и утренняя зарядка перед уроками, физкультпаузы во время уроков, различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний и т.д.), специально организованная двигательная активность детей, самомассаж, психогимнастика, тренинги, беседы о здоровье, уроки здоровья. Обеспечивается необходимая двигательная активность во время уроков и перемен за счёт игровых динамических пауз (в дни, когда нет уроков физкультуры), обязательных физминуток, малоподвижных игр во время перемен и в группе продлённого дня, обязательной прогулке после уроков. На уроках литературного чтения мы изучали следующие произведения валеологического содержания: В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий», В.Долина «Манная каша», В.Драгунский «Что любит Мишка». На уроках окружающего мира разделы «Как работает организм человека», «Рукотворная природа», «Человек и его внутренний мир», «Человек и мир людей» помогают сформировать знания детей о своём организме, о здоровом образе жизни. Я составила контрольно-измерительные материалы по данным темам и использовала их на уроках окружающего мира (приложение). Мною также была составлена и апробирована программа классных часов по валеологии.
Система классных мероприятий по данному направлению

№ п/пТема мероприятия Форма проведения
Классные часы 1 Что такое здоровье? Урок-беседа
2 Пословицы и поговорки русского народа о здоровье Практическое занятие
3 Здоровые зубы - здоровый организм Практикум
4 Гигиена. Для чего она нужна? 5 Мы на дороге (опасные ситуации) Практикум
6 Светофор Ролевая игра
7 Моя правильная осанка Урок Здоровья
8 Поведение в экстремальных ситуациях Практикум с элементами тренинга
9 Первая помощь при травмах Практикум
10 Г.Юрмин «Простая арифметика» Чтение, обсуждение рассказа, рефлексия
11 В гостях у МойдодыраИгра
Классные часы 1 Манеры поведения культурного человека (осанка, походка, жесты) Беседа-диалог
2 Помощники на дорогах Заочное путешествие
3 Вредные привычки Беседа - диалог
4 Полезные привычки Беседа - диалог
5 Табак. Воздействие на организм человека Практикум
6 Первая помощь при травмах Практикум
7 Поведение в экстремальных ситуациях Практикум с элементами тренинга
9 Лекарственные растения исследование
10 Если хочешь быть здоров – закаляйся! Как становятся «моржами»? Урок Здоровья
11 Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» Чтение, обсуждение рассказа, рефлексия
Классные часы 1 Как вести себя на дорогах в разное время года Заочное путешествие
2 Не начинай курить! Практикум с элементами деловой игры
3 Как принять правильное решение? Практикум
4 Борьба за здоровый образ жизни в мире и у нас в стране Беседа-диалог
5 Первая помощь при травмах Практикум
6 Поведение в экстремальных ситуациях Практикум с элементами тренинга
7 Если в посёлке эпидемия гриппа? Урок Здоровья с элементами практикума
8 Мой режим дня Моделирование
9 Безопасность начинается с меня Будь осторожен на льду Рисование, обсуждение правил поведения, оформление сменного уголка
10 «А сам чуть не сгорел». Сказка Чтение, обсуждение, рефлексия
11 « Будь сильным и здоровым!» Праздник Здоровья
За три последних года 43 мероприятия, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей класса. Ученики моего класса участвовали во всех спортивных мероприятиях, проводимых как в посёлке, так и на муниципальном уровне. Можно отметить высокую степень участия учащихся моего класса. Активно участвовали в муниципальных соревнованиях спортсмены – дети, занимающиеся в спортивных секциях. Они добились хороших результатов. Все достижения становятся достоянием класса, вносятся в Копилку достижений.. Обучающиеся моего класса ежегодно участвовали и во Всероссийской акции «Здоровье нации - неприкосновенный запас». Так во 2 классе участниками акции были 11человек, в 3 классе - 18 человек. Большой интерес вызывает у детей и сочинение валеологических сказок. Если в первом классе требовалась помощь родителей, то позднее дети с удовольствием сочиняли сказки о необходимости сохранения здоровья самостоятельно.
Благодаря целенаправленной, систематической работе по валеологии был достигнут хороший результат - с каждым годом увеличивается количество неболевших детей.