рабочая программа по русскому яз. 2 класс по ФГОС УМК Гармония
I Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку, образовательной области «Филология» разработана на основе авторской программы Соловейчик М. С., Кузьменко Н.С.:
Русский язык. 1-4 класс. Программы общеобразовательных учреждений.- Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013, с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), учебным планом для 2-ых классов в МБОУ « Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина».
Программа составлена с использованием нормативно-правовой базы основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которой в данной программе отведено отдельное место.
Программа адресована учащимся 2-ых классов МБОУ « Сростинская СОШ им. В.М.Шукшина» и реализуется средствами УМК «Гармония», прошедшими экспертизу и рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.
Цели курса русского языка:
создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.
В соответствии с целями происходит комплексное решение задач;
формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений;
совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности;
обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю.
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода
к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению
контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию системно-деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников
в одно целое. Важнейшей особенностью курса является его коммуникативная направленность. Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии.
Во втором классе вся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы:
а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными;
б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й’].
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие «предмет», за которым скрывается категориальное значение всех имён существительных. До этого момента понятие не использовалось. Его освоение на данном этапе обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка (его абстрактного мышления, способности к построению рассуждения, к установлению причинно-следственных связей, регулятивных Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года – после изучения состава слова.
учебных действий).
Формы контроля во 2-ом классе:
устный опрос
письменный опрос (самостоятельные проверочные работы)
контрольные диктанты
тестирование
Методы обучения:
словесные (беседа, сообщение),
наглядные (использование таблиц, схем и т.д.),
практические,
метод проблемного обучения,
методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций),
методы контроля и самоконтроля.
Формы работы на уроках:
учебный диалог
коллективное составление плана предстоящей деятельности;
самостоятельная организация деятельности;
работа в паре;
работа в микрогруппе;
конструирование и моделирование
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников
овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению
с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного
развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевойдеятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
Курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование всех видов речевой деятельности на основе речеведческих знаний;
формирование языковых умений на основе соответсвующих лингвистических знаний;
формирование орфографических и элементарных пунктуационных умений на основе знаний по орфографии и пунктуации.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.
II. Планируемые результаты
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные(регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты освоения предмета
«Русский язык»
У выпускника будут сформированы: представление о русском языке как языке его страны;
осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Второклассник получит возможность для формирования: чувства причастности к своей стране и её языку; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству
своей речи.
Метапредметные результаты освоения предмета
«Русский язык»
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Второклассник научится:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задачи ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения
мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли(договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
Предметные результаты освоения программы
«Русский язык»
Общие результаты освоения программы
Учащиеся второго класса:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты); Планируемые результаты формировании универсальных учебных действий
средствами предмета «Русский язык» на конец 2-го класса
Личностные качества:
положительное отношение к учению (к урокам русского языка); появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи(в частности, за правописанием).
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сохранять её(с помощью учителя);
планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
действовать по намеченному плану, по инструкции,представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);
выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
выполнять действия самоконтроля при письме (по ходуи после завершения).
Познавательные УУД:
находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;
находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
понимать информацию, представленную в освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
выполнять действия анализа, сравнения, группировки, конструирования по указанным основаниям;
Коммуникативные УУД:
участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;
строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;
создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.
Использование оборудования на уроках русского языка во 2 классе
(5 часов в неделю. 170 часов: 128/42 р.)
№ Название раздела Оборудование, используемое при изучении разделов
1 Знаем – повторим, не знаем – узнаем
(21 ч.: 17/4 р.) Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г
2 «Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?»
(24ч.: 19/5р.) Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г., толковый и орфографический словарь
3 Синтаксис: предложение
(13 ч.: 9/4 р.)
Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г., толковый и орфографический словарь, наглядные таблицы
4 Текст
(12 ч: 9/3 р.)
Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г., словари
5 Состав слова
(16 ч.: 14ч./2 ч.) Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г., толковый и орфографический словарь, наглядные таблицы
6 «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (45ч.:33/12р.) Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г., толковый и орфографический словарь
7 Состав слова
(29 ч.: 23/6 р.) Интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедийная обучающая программа -ООО «Кирилл и Мефодий» 2009г., толковый и орфографический словарь,наглядные таблицы
8 Обобщение в конце года (10 ч.: 4/6 р.) Интерактивная доска, компьютер, проектор, толковый и орфографический словарь
График проведения контрольно измерительных работ
Период обучения Количество часов Диагностический материал
1 чет 45 часа Стартовая диагностика (диктант)-1
Проверочная работа-1
Диктант-1 , тесты-4
2 чет 34 часа Диктант-2, тесты-5
3 чет 53часа Контрольное списывание-1
Диктант-1, тесты-14
4 чет 38 часа Контрольное списывание -1
Диктант-1
Проверочная работа-1, тесты-9
Итого: 170 часов (5 часов в неделю) Диктант-5
Контрольных списываний-2
Проверочных работ -2, тесты-32
Содержание учебного предмета
Тема Содержание программного материала Универсальные учебные действия Контрольные и творческие работы
Знаем — повторим, не знаем — узнаем (21 ч) Поговорим об ушедшем лете... О нашей речи. Что ты знаешь о словах? Будем говорить понятно! Может ли быть непонятной письменная речь? Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? За какими буквами прячется звук [й']? Обобщение. Анализировать речевые ситуации, сравнивать средства языка, выбирать их. Оценивать речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в письменной речи, соотносить их со способами оформления в устной речи. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков. Стартовая
диагностика
(диктант).
Проверочная работа.
Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (24 ч) Новое научное слово - орфограмма. Орфограммы безударных и ударных гласных. Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных. Когда согласным можно доверять? Учимся записывать орфографические задачи. Обращаемся в орфографическое «справочное бюро».-Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко решать. Знаю или не знаю? Пишу или...? Бывает ли буква одна, а орфограмм две? Проверяем себя. Научим друг друга. Попробуем сочинять загадки. Понимать информацию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулировать её. Обнаруживать в записи орфограммы. Создавать речевые произведения определенных жанров. Контрольный диктант.
Творческая работа «Сочиняем загадки, составляем рецепты».
Синтаксис: предлжение.Выражаем мысли и чувства(Понятие о предложении) (13 ч) Как мы строим предложения? Какие бывают предложения? Как спросишь - так и отвечу. Отвечаем на вопрос «Почему?» Предлагаем, просим, желаем. Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. Контрольное списывание.
Текст. Хочу сказать больше (Понятие о тексте) (12 ч) А если одного предложения мало? Как в детской пирамидке. Как сделать текст хорошим? От слов к тексту. Составляем и пишем диктанты. Учимся письменному пересказу. Рассказываем сами и обобщаем. Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Отличать текст от группы предложений, объяснять различие. Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Творческая работа «Составляем и пишем диктанты».
Творческий пересказ.
Сочиняем сказку.
Состав слова.Корень и окончание как части слов.Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем) (16 ч) Что в слове главное? Собираем родственников. Скоро Новый год! Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Подбирать родственные (однокоренные) слова,отличать их от синонимов. Контрольный диктант.
Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова (45 ч) Слова-подсказки - какие они? Подбираем проверочные слова для названий предметов. От значения слова к правильной букве. Как узнать буквы корня в названиях действий? Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. Снова о значении слова. Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова. Обобщаем и стараемся писать без ошибок. Буква на месте звука, которого нет. Когда командует словарь. Звук один, а буквы две. Подведём итоги. Сочиняем, пересказываем, рассказываем. Обнаруживать орфограммы по изученным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны. Пользоваться орфографическим словарем учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. Контрольный диктант.
Итоговый диктант.
Творческая работа «Словесные зарисовки», «Сочиняем, рассказываем, пересказываем».
Состав слова. Как устроены слова? (Продолжение знаком ства с составом сло-
ва) (29 ч)
Что я знаю о словах? Знакомься: другие части слов! Словесный конструктор. Как узнать строение слова? Новое об известных опасностях письма. Ь или Ъ? Повторение. Теперь я знаю и умею... Как сказать лучше? Я размышляю о словах своего
языка.
Правильно образовывать слова с задан-
ными морфемами, выбирать их в соответствии с указанным зна-
чением или с учетом
контекста. Сравнивать слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулировать способ их раз-
Контрольное списывание.
Проверочная работа.
Итоговый диктант.
Обобщение в конце года(10ч.) Учимся записывать орфографические задачи. Обращаемся в орфографическое «справочное бюро».-Учимся писать без ошибок. Орфографические задачи, которые легко решать Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. Контрольный диктант.
Итоговый диктант.
Творческая работа «Словесные зарисовки», «Сочиняем, рассказываем, пересказываем».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ:
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 2 ч. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
1. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Рабочие тетради к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
2. Корешкова Т.В. Тестовые задания по русскому языку. 2 класс В 2 частях. Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
1.Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012 и посл.
2.Программы общеобразовательных учреждений:
Русский язык. 1-4 класс. Поурочно-тематическое планирование.1-2 классы.- Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013
Материально-техническое обеспечение
Оснащение учебного процесса имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Русский язык» в частности.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
3) интерактивная доска;
4) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор )