Рабочая программа по русскому языку УМК Гармония 3 класс ФГОС



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №53»

Принято
на методическом совете
Протокол № 1
Утверждаю
Приказ № _______________
Директор школы: _________
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета «Русский язык»
3 класс












Разработана
учителем начальных классов
Агарковой Юлией Сергеевной





2014 г.



Содержание

Пояснительная записка3
Цели и задачи освоения дисциплины3
Содержание обучения..3
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету.4
Тематическое распределение количества часов..5
Перечень учебно-методического обеспечения5

Приложения
Контрольно-измерительный материал6-8












































1.пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373). Данная программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1-4 классы/М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. Учебник: Соловейчик М.С., Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 3 класс в трех частях/Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013. Рабочая тетрадь к учебнику Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»3 класс в трех частях/Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013. Методические рекомендации к учебнику «К тайнам нашего языка 3 класс»,Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г.
Планирование составлено в соответствии с требованиями программы. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.



Цели и задачи освоения дисциплины

Цель: повышения качества практической подготовки младших школьников в области русского языка, в частности:
-их речевой культуры, умения общаться в устной и письменной форме; 
-грамотности.
Задачи:
1. Формирование осознанных, контролируемых языковых и речевых умений.
2. Совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками).
3. Обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи.

2. Содержание обучения
Место предмета «Русский язык» в учебном плане  и структура курса

Согласно базисному учебному плану общеобразовательного учреждения в 3-м классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится:
– количество часов в год – 170ч;
– количество часов в неделю – 5ч

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс.

Основные содержательные линии «Русского языка» представлены в программе 3 класса разделами: «Знаем – повторим, не знаем – узнаем (20 ч)», «Каждое слово – часть речи (26 ч)», «Глагол как часть речи
(27 ч.)», «Учимся рассказывать о действиях(5ч)», «Что мы знаем о частях речи? (16 ч)», «Возвращаемся к разговору о предложении (17 ч.), «И вновь о частях речи (20ч)» , «Обо всём, что мы теперь знаем (17 ч.), «Продолжаем учиться хорошей речи (16 ч), «Подводим итоги, строим планы (6 ч.)»











3.Требования к уровню подготовки учащихся по предмету

Третьеклассник научится
УУД

-участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

-письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;



– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и опи-сательного характера, использовать в них предложения со значением оценки

-выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении, обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту
- сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения
- выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного
- выполнять морфологический анализ частей речи
- применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3-го классов);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Личностные:
представление о русском языке как языке своей страны; осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка; представление о богатых возможностях русского языка

Регулятивные:
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;

– действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;





– оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные:
– целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;

– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
Коммуникативные:
-участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

– высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;




4.Тематическое распределение количества часов

1
Знаем – повторим, не знаем – узнаем
20ч

2
Каждое слово – часть речи
26ч

3
Глагол к Глагол как часть речи
27ч

4
Учимся рассказывать о действиях


5
Что мы знаем о частях речи?
16ч

6
Возвращаемся к разговору о предложении
17ч

7
И вновь о частях речи
20ч

8
Обо всём, что мы теперь знаем
17ч

9
Продолжаем учиться хорошей речи
16ч

10
Подводим итоги, строим планы





5. Учебно-методическое обеспечение.
Компьютер, мультимедийный проектор.
Учебник: Соловейчик М.С., Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка»
3 класс /Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013
Тренажёры, интерактивные тесты.
Карточки для индивидуальной работы.
Репродукции картин к сочинению.
Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
- Детские электронные книги и презентации: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Учительский портал: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Методический центр: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




























Приложение
Тексты обучающих изложений 3 класс

Крапивница.
Весной крапивница появляется раньше других бабочек. Еще на земле снег лежит, а она на теплой стене крыльями поводит. Или стремительно летает в струях теплого воздуха. Крапивница людям непогоду указывает. Перед дождем, холодом она залетает в окна домов. Вреда от крапивницы нет. Ее гусеницы крапиву едят.
Поэтому бабочку и назвали крапивницей. (50 слов)

Воробей.
Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли лапки. Иней покрывал перышки.
Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днем с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки.
От солнца и сосулькиной воды с воробьем стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев.
Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (77 слов)

Снег идет.
Таня посмотрела в окно. Небо и воздух были полны снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, грядки, деревья.
Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. Когда они летят, они как пух. А поближе – звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой острые, как стрелки.
После обеда Таня не узнала деревню, стала она вся белая. Крыши, дорога, огороды белые.
Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла. (75 слов)

Три весны.
Первой приходит весна полевая. Чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из земли червей. Скворцы ловят насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее зерно.
В полях бежит ручьями снег, спасется от солнца под крепким льдом реки. Наступает весна речная. Треснул лед. Проснулись рыбы, рачки. Рады водяные птицы – утки, гуси, лебеди, чайки.
Зима уходить не хочет. Долго прячет последний снег в лесу. Но идет весна лесная. Укутывает деревья зеленым туманом, возвращает певчих птиц.
Это победа весны и солнца. (76 слов)

В лесу.
Идут ребята по лесу. Видят: лесную проталинку пересекает ежиная семейка. Вереди топает мама-ежиха. За ней в серых шубках семенят крошечные ежата.
Увидела ежиха людей, свернулась в большой колючий мяч. Ребята уступили дорогу. Ежиха без страха пошла дальше. Она у себя дома.
Это люди в лесу в гостях. Без разрешения хозяев пью воду из родников, собирают грибы и ягоды, рвут орехи.
Лесные любят свой дом. Здесь все растет, цветет, дышит, поет.
Будь хорошим гостем! (74 слова)

Стыдно перед соловушкой.
Однажды Оля и Лида пошли в лес. После долгой дороги девочки сели отдохнуть. Вынули они из сумки хлеб, масло, яйца. Стали девочки обедать.
Закончили Оля и Лида обед. И вдруг запел соловей. Они слушали прекрасную песню, не шевелились.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и бросила под куст. А Лида завернула в газету скорлупки, хлебные крошки и положила сумку. Стыдно было перед соловушкой оставлять мусор в лесу (69 слов)


Март.
Март - это утро нового года в природе. Все длиннее становятся дни, теплее греет солнце. Двадцать второго марта наступает день весеннего равноденствия: день догоняет ночь. По старинному русскому обычаю в этот день раньше пекли «жаворонков» - булочки с носиком и изюминками вместо глаз.
Первыми весну встречают подснежники. Они зацветают на солнцепеках в конце февраля.
В марте еще холодно. Чернеют дороги. Капает в полдень с крыш. Морозы и бураны бывают как среди зимы. Но в конце месяца на солнцепеках появляются первые «улыбки весны» - проталины.
Ласточки.
Наступила радостная и шумная весна. Из дальних стран прилетели ласточки. Они осмотрели свои старые домишки. Дома за зиму осыпались и покрылись паутиной.
Пощебетали ласточки и стали поправлять свои старые гнезда. Каждый день они тащили в клювах клейкую глину. Птицы замазывали дырочки и трещины. Долго работали ласточки. Они вылепили красивое гнездо.
Через несколько недель в гнезде появились маленькие птенчики. (58 слов)

Лесное хозяйство.
Вокруг деревни растут сосны и кедры. Весной школьники собрали много семян для лесхоза.
Есть у ребят и свое хозяйство. Это питомник и молодой лес. В питомнике юные лесники сеют кедры.
Уже на многих гектарах высадили ребята подросшие растения из питомника. Трава в лесу высокая, густая. Полоть ее трудно.
Но лесники успешно справляются с прополкой. Весело тянутся к солнцу кедровые ростки. (60 слов)

Контрольно- измерительные материалы

Контрольный диктант 3 класс 2 четверть

Диктант
Трещал мороз. Старик въехалс.с. в лес срубить елку. Стукнул топором по стволу. А из-под снега вылетела большая медведица. Она спала под ельюз-б., от стука проснулась, напугалась и убежалас.с..
Маленький медвежонок Мишутка замерзз-б. и захотел есть. Он завозился и заплакал. Но мама не слышала его. Тогда он рассердился и на животе полез из берлоги. (53 слова)
По В. Бианки
Дополнительные задания:
1. В подчеркнутом предложении указать части речи. Рядом на полях кратко назвать знакомые части речи, которые в предложении не встретились.
2. Отметить «галочкой» глаголы, которые употреблены в неопределенной форме.
3. Выписать глаголы заплакал, слышала, указать форму каждого из них (время, число, лицо или род), затем поставить глагол в неопределенную форму и записать.
4. Найти в тексте однокоренные слова, выписать их и отметить корень.
5. Выполнить указанные виды разбора (по одному слову).
6. В подчеркнутой форме слова показать все орфограммы (или проверить, все ли показаны).




Контрольный диктант 3 класс 3 четверть

Диктант советуем писать, пропустив строку для заголовка.

Однажды на охоте забрались мы в лесную глушь. Собаки гнали зайца и потерялипр. Выбежали на поляну. Среди мелких кустиков высокие пни стоятпр. Бегают собаки около них, хотят взаячьих следах разобраться. Куда ему спрятаться? Посмотреля вокруг. В пяти шагах от меня на пне серел пушистый комочек.
Глядел и словно просил не выдавать собакам. Я оставил его иушел. Пусть этот хитрый заяц живет! (64 слова)

Речевое задание
Озаглавить текст по теме или основной мысли и записать заголовок на оставленной строке.
Языковые задания
1. Над словами подчеркнутого предложения надписать частиречи, к которым они относятся.
2. Три последних слова письменно проанализировать как части речи. (Допустимо пользование памяткойч-р.)
3. В указанныхпр. предложениях подчеркнуть главные члены.
4. Из четвертого предложения выписать пары связанных между собой членов предложения.


Итоговый контрольный диктант 3 класс

Перед написанием диктанта оставить свободную строку.

Под высокой елью мы увидели муравейник. Снег стаял. Муравьи вылезлис.с. на теплое солнце погреться. После долгой спячки они не бегают, а лежат. Проснулась и летучая мышь. Все просыпается. Ожил пруд. В нем уже можно поймать рыбную мелочь. Попался на удочку и лещ.
Начался разлив рек. Вода стала заливать все вокруг. Как зверькам спасаться? Им нужна помощь. Часто можно подъехать на лодке и помочь бедным зверюшкамс.с.. (65 слов)

Примечание. 1. Напомните и о постановке запятой перед союзом а.
Языковые задания
1. В первом предложении подчеркнуть главные члены и выписать члены предложения парами.
2. В том же предложении (первом) над каждым словом надписать часть речи.
3. Найти нераспространенные предложения и поставить перед ними «галочку».
4. В словах подчеркнутого предложения все самостоятельные слова проанализировать как части речи (пользуясь памяткой ч.р.).
5. Показать строение указанных слов.
6. В слове мелочь двумя черточками подчеркнуть сначала буквы мягких согласных звуков, а потом – буквы, которые указывают на их мягкость, если такие есть.
Речевые задания
Озаглавить текст по теме и записать заголовок.


































13PAGE \* MERGEFORMAT14915




15