Презентация Психолого-педагогическое сопровождение в ОУ в условиях реализации ФГОС в начальной школе


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Педагог-психолог МБОУ СОШ №63 Тишина Г.А. Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса. Здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования На сегодняшний момент можно с уверенностью говорить, что введение внеурочной деятельности в образовательный процесс первоклассников сохранили эмоционально-энергетические ресурсы детей. сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; Систематически отслеживать психолого-педагогический статус младшего школьника и динамику его психологического развития в процессе обучения;Способствовать обеспечению психологически комфортного климата в школьном коллективе (ученик-учитель-родители) в условиях перехода на новые образовательные стандарты;Помогать участникам образовательного процесса в решении проблем, возникающих в период реализации ФГОС; Диагностико-коррекционная работа:Изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);Формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника;Разработка рекомендаций, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований. Формы психолого-педагогического сопровождения : Психопрофилактическая работа:выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическая экспертиза образовательных и учебных программ, проектов образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения. Формы психолого-педагогического сопровождения : Психологическое консультирование: помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.Психологическое просвещение: приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.  I этап (0 класс).Школа будущего первоклассника Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка (общая экспресс-диагностика, индивидуальная работа с обучающимися).Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. II этап – первичная адаптация первоклассников к школе. Проводятся консультации и просветительская работа с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выступления на родительских собраниях на темы:- «Особенности развития детей 6 – 7-летнего возраста»,- «Трудности адаптационного периода первоклассников»,-«Значение эмоций  для формирования положительного взаимодействия  ребёнка с окружающим  миром. Режим первоклассника». Проводятся групповые и индивидуальные консультации педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом,мониторинги профессиональной компетентности учителя. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми, просвещение   по вопросам индивидуальных и возрастных обучающихся (выступление на заседании ШМО учителей начальных классов). III этап – продолжение психолого-педагогической работы со школьниками. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Составляется технологическая карта сформированности личностных УУД обучающихся. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.Просвещение и консультирование педагогов. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации. Рекомендации в виде «Педагогических рецептов».Семинарские занятия с учителями начальных классов и педагогами - предметниками по преодолению психологических барьеров - ШПГ (школа психологической грамотности), анализ педагогических ситуаций, связанных с реализацией новых стандартов. Структура программы БлокиУУД ВидыУУД Исследуемый критерий Диагностическая методика (автор) Личностные УУД Самоопределение Внутренняя позицияшкольника Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г.Лускановой Самооценка Методика «Какой Я?» Смыслообразование Мотивация к учебной деятельности Методика по оценке уровня учебной мотивации Н.Г.Лускановой Нравственно-этическая ориентация Степень дифференциации конвенциональных и моральных норм Анкета «Оцени поступок» (анкета Э. Туриеля в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой) 2.Регулятивные 1) Целеполагание2) Планирование3) Прогнозирование4) Контроль5) Коррекция6) Оценка Умения подчинять свои действия определённому правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого Методика «Узоры» Л.И. Цеханской 3. Познавательные 1) Общеучебные2) Логические3) Постановка и решение проблемы Умение руководствоваться системой условий задачи Э.Ф. Замбацявичене (1-2 класс)Тест Тихомировой Л.Ф.и Басова А.В.(3-4 классы) 4. Коммуникативные Уровень сформированности коммуникативных навыков Методика «Социометрия» Дж. Морено IVэтап (2 - 3 класс).Дальнейшее отслеживание УУД.Vэтап (4 класс). Сопровождение в рамках подготовки к переходу в среднее звено. Соответствие обучающегося критериям «портрета» ученика по новым стандартам. Я – ШКОЛЬНИК ЦЕЛИ: Способствовать формированию дружеских отношений в классе.Развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях.Содействовать осознанию позиции школьника МОИ ЧУВСТВА Цели:Обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.Помочь детям понять относительность оценки чувств.Способствовать снижению уровня тревожности. Спасибо за внимание!