Презентация для психологов на тему:Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов.
Презентация к педагогическому совету на тему: Профессиональное выгорание:причины, симптомы, рецептыПодготовила: педагог-психолог: Н. А. Прокофьева
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ:причины, симптомы, рецепты
Если в последнее время ваша уверенность в собственном профессионализме падает без видимых на то причин, а нежелание идти на работу только растет, возможно, вы профессионально «выгораете».
Один из видов профессиональной ДЕФОРМАЦИИ личности. Синдром, развивающийся на фоне ХРОНИЧЕСКОГО СТРЕССА.Состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в ПРОФЕССИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ. Возникает в результате внутреннего НАКАПЛИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ без соответствующего «освобождения». ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ:ИнтеллектуальныеСоциальныеЭмоциональныеФизическиеПоведенческие
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯПЕРВАЯ СТАДИЯ — нарушения на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание мелочей, сбой в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯВТОРАЯ СТАДИЯ - наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении; нарастание апатии к концу недели; появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, головные боли по вечерам; увеличение числа простудных заболеваний; повышенная раздражительность). ТРЕТЬЯ СТАДИЯ — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ КОЛЛЕКТИВАСимптоматика профессионального выгорания может быть «ИНФЕКЦИОННОЙ» и проявляться не только у отдельных работников, но и у целого коллектива. Нередко встречается профессиональное ВЫГОРАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, когда у подавляющего большинства сотрудников отмечаются внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же симптомами, а также одни и те же формы поведения.
СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИнемотивированная рациональными причинами высокая текучесть кадров,недостаток сотрудничества среди коллег,снижение качества и результативности работы,прогрессирующее падение инициативы,рост чувства неудовлетворенности от работы, поиск «виноватых»,ощущение зависимости, проявляющееся в виде гнева на руководство, негативизм относительно роли и функций подразделения, организации,пессимистичность, безнадежность, потеря веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями,антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок,критичность, снижение лояльности, негативная атмосфера в коллективе.
ФАЗЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}НапряжениеРезистенцияИстощение{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Глубокое переживание психотравмирующих обстоятельствНеадекватное эмоциональное реагированиеЭмоциональный дефицитНеудовлетворенность собойЭмоционально-нравственная дезориентацияЭмоциональная отстраненность«Загнанность в клетку»Расширение сферы экономии эмоцийОтстраненность от проблем других людейТревога и депрессияРедукция профессиональных обязанностейПсихосоматические нарушения
исследование 2014 гВ ОБСЛЕДОВАНИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ 34 педагога МБУ Пешковской СОШ.Цель: Выявить уровни СЭВ, какие симптомы доминируют, какие симптомы более всего отягощают эмоциональное состояние личности.
Протокол обследования учителей МБУ Пешковской СОШ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Фазы СЭВСэв сформированВ стадии формированияНапряжение6 чел33%1 чел6%Резистенция7 чел38 %2 чел11%Истощение1 чел6%1 чел6%
Симптомы, отягощающие эмоциональное состояние личности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 фаза «Напряжение»Глубокое переживание психот-х обстоятельствНеудовлетворенность собой«загнанность в клетку»Тревога и депрессия22%6%-11 %2 фаза «Резистенция»Неадекватное эмоциональное реагированиеЭмоционально- нравственная дезориентацияРасширение сферы экономии эмоцийРедукция проф. Обязанностей34%--15%3 фаза «Истощение»Эмоциональный дефицитЭмоциональная отстраненностьОтстраненность от проблем др людейПсихосоматические нарушения---12%
Выводы:Фаза «Напряжение» сформирована у 33 % чел., у 6 % находится в стадии формирования;Фаза «Резистенция» сформирована у 38 % чел., у 11 % находится в стадии формирования;Фаза «Истощение» сформирована у % 6 чел., у 6 % находится в стадии формирования;
Вывод:Таким образом, анализ результатов исследования показал, что у 47 % педагогов не сформированы фазы выгорания, а у 53 % фазы эмоционального выгорания сформированы или находятся в стадии формирования. То есть, подводя итоги, можно предположить, что у педагогов со сформировавшимися СЭВ более присущи такие качества как невротичность, застенчивость, депрессии. И напротив, педагоги с несформировавшимися стадиями СЭВ являются более маскулинными. Обладают меньшей выраженностью невротизма, менее подвержены депрессиям и т.д.
Быть самим собой и быть искренним!Принять несовершенство мира, себя и людей!Не ставить недостижимых целей!Тщательно планировать дела!Не подавлять эмоции, а справляться с ними, развивать эмоциональный интеллект (способность осознавать и управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих)!Уделять время игре, творчеству, хобби, интересам, увлечениям!Не конкурировать, а сотрудничать!По возможности, менять обстановку и круг общения!Гулять, заниматься спортом!Применять релаксацию и аутогенную тренировку!Улыбаться, сохранять оптимизм и позитивный настрой!КАК ПЕДАГОГУ НЕ СГОРЕТЬ НА РАБОТЕ?
Рекомендации для педагогов «группы риска»Вести внутренний диалог собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, стараться переключиться на приятное. Относиться к людям так, как они того заслуживают. Выискивать в человеке не недостатки, а достоинства.Относиться к себе с уважением. Составить список своих достоинств. Убедить себя в том, что таковые имеются. Попытаться избавиться от того, что в себе не нравится. Начинать принимать решения самостоятельно. Помнить, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые решения всегда можно оправдать и обосновать. Постараться окружить себя тем, что оказывает положительное влияние. Приобретать любимые книги, магнитофонные записи. Нужно иметь и любить свои «слабости». Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
Рекомендации по профилактике выгорания коллектива:Реализовать систему регулярной объективной оценки труда работников, стимулирования и поощрения (в т.ч. не только материального, но и морального, эмоционального).Способствовать развитию коллектива организации, формированию положительного психологического климата.Организовать систему психопрофилактической и психокоррекционной работы (тренинги личностного роста, развития коммуникативных навыков, навыков саморегуляции, уверенного поведения, профилактики и преодоления конфликтов).Формировать и поддерживать в коллективе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
ЖЕЛАЕМ ПЛОДОТВОРНОГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГОДОЛГОЖИТЕЛЬСТВА!
Решение педсовета(проект)Провести повторную диагностикуОтветственные: Прокофьева Н.А.Срок: II полугодие (февраль)2. Провести три тренинга по профилактике профвыгоранияОтветственные: Прокофьева Н.А.Срок: II полугодие3. Выполнять рекомендации по профилактике профвыгорания на всех уровнях педколлектива: администрации, профсоюзной и производственной организации, МО предметные и классных руководителей, лично педагогами и работниками школы.4. Провести психологические игры и упражнения для учителей; семинар и тренинги по теме «Общение»Срок: январьОтветственные: Прокофьева Н.А.5. Провести научно-практическую конференциюСрок: 5.12.2014 г