Тренинг Профилактика эмоционального выгорания педагогов


Тренинговое занятие с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.
Разминка. Игра «Имя с прилагательными»
Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.
Игра «Чем мы похожи»
Участники сидят по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального сходства с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, живут на одной улице и др. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.
Игра «Разговор через стекло»
Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь коллег получить зарплату», «Сообщаешь, что завтра состоится педсовет».
Показ картины или иллюстрации
Обсуждение содержания нарисованного. Подводим к тому, что каждый по-разному воспринимает и описывает картину, хотя видят все одно и то же.
Ведущий. На примерах обсуждения картины и игры-пантомимы мы видим, что люди по-разному воспринимают окружающий мир. И не всегда это окружающее для нас хорошее, позитивное. Разногласия иногда приводят к ссоре или, еще хуже, к конфликтам. Человека не могут не расстраивать несчастья и горе близких, общественные катастрофы, неудачи в делах и работе, собственные ошибки и промахи. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми. Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери.
Нервно-психическая напряженность, неуверенность в себе, повышенная тревожность приводят к стрессам и депрессиям. И если профессиональные стрессы воздействуют в течение длительного времени, то возникает синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Стресс, связанный с работой, является важной проблемой для одной трети работающих в странах Евросоюза. Среди профессий, в которых СЭВ встречается наиболее часто, следует отметить врачей, педагогов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. Профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью, ведь учитель или воспитатель — это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за жизнь и развитие другого человека — ученика, воспитанника.
В целях профилактики СЭВ следует:
— стараться рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку;
— учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать «тайм-аут» (отдых на работе);
— проще относиться к конфликтам на работе;
— не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Сегодня мы попытаемся научиться регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции максимально быстро и с минимальными усилиями. И отдохнем. В этом заключается цель нашего тренинга.
(Ведущий знакомит с различными методами по преодолению негативных эмоций.)
Сейчас мы с вами закрепим некоторые методы на примере игр и различных заданий. Итак:
• Размышления о хорошем и приятном
Игра «Ассоциации»
Играющие по очереди называют, с чем у них ассоциируются:
— встреча Нового года,
— железнодорожный вокзал,
— уроки в школе,
— контрольная работа по алгебре,
— жаркий день,
— вечер встречи выпускников,
— удачная покупка,
— хорошее настроение,
— план работы на год,
— однокомнатная квартира,
— экзамен у сына (дочери),
— аэропорт,
— профессия дизайнера,
— морской пейзаж,
— дождливое утро,
— букет цветов,
— цирковое представление,
— путевка в санаторий,
— ужин, приготовленный мужем.
Игра «Мы похожи, мы отличаемся» (в парах)
С помощью правильного сложения разрезанных пополам открыток выбираются пары. В течение 2–3 минут каждой паре необходимо найти у себя 5 сходных и 5 отличительных качеств. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.
Игра «Фраза по кругу»
Нужно прочесть предложенную фразу (например, текста из журнала «Здоровье») с разными интонациями, с чувством: вопросительно, весело, торжественно, мечтательно, ворчливо, оптимистично, испуганно, восторженно, протяжно, удивленно, шепотом, безразлично, обиженно, злобно, ласково, торопясь, грустно, громко, восклицательно.
не вернется к хозяину.
Рефлексия. Разность чувств, мыслей, впечатлений.
Игра «Посмотри и угадай»
Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому.
Все по очереди изображают то, что написано в карточке, с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это может быть.
Варианты ситуаций:
• Директор школы разговаривает по телефону.
• Учитель ругает учеников в классе.
• Человек находится под холодным дождем без зонта.
• Ученик сел на кнопку.
• Человек обжегся о горячий утюг.
• Ученик сел на сломанный стул.
• У девушки сломался каблук.
• Человека обрызгала машина.
• Электрик вкручивает лампочку.
• Человек купается в проруби.
Игра «Начало и конец рассказа»
Играющим дается карточка, на которой написано начало рассказа и конец его. Нужно придумать середину рассказа. Например: «Мама купила рыбу и принесла домой… Поэтому вечером ужинали при свечах».
Игра «Танец с бочкой»
Под музыку необходимо станцевать танец с воображаемым предметом, который назван в карточках. Например, танец с зонтом.
Варианты: с цветком, с бочкой, с сотовым телефоном, на высоких каблуках, с кактусом, на сломанном каблуке, в пышной юбке, с мячом, в шляпе.
Игра «Телеграмма»
Каждый играющий пишет прилагательные, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.
Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш … тренинг. Выглядим мы … и … Но если бы погода была сегодня … то мы были бы … а может, даже … Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе … Пожелаем же всем всего … а именно … здоровья … успехов … детей (учеников)».
Коллаж (виртуальные пожелания)
Все участники пишут свои имена на листочках, которые затем перемешиваются. Все поочередно вытягивают листки с именами. Тому, чье имя там написано, делается подарок-пожелание. Дарить можно не только материальные блага, но и духовные. Делается это с помощью коллажа: из различных иллюстрированных журналов выбираются и вырезаются картинки и фотографии, соответствующие задуманному, и наклеиваются на чистый лист бумаги. В конце работы все высказывают друг другу позитивные пожелания и дарят подарки.
Завершение.
Рефлексия. Обмен мнениями.