Тренинг Профилактика эмоционального выгорания у педагогов


Тренинг:ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
                      

Цель тренинга:
- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов.
- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование: колокольчик, кегли разного цвета, лист ватмана,   листы бумаги, стикеры, фломастеры.
День 1. Ход тренинга:
1. ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ
«Здороваемся локтями» (Фопель К. 2002)
Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
Содержание: все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.
После того как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (звону колокольчика) поздороваться как можно большим количеством присутствующих, назвав при этом свое имя и коснувшись друг друга локтями. Через 5 минут ведущий собирает участников в 3 подгруппы: №1 – у красной кегли; №2 – у синей кегли; №3 – у желтой. Они приветствуют друг друга внутри каждой из них (здороваются первые номера только с первыми, вторые – со вторыми и т. д.)
2. УПРАЖНЕНИЕ «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
3. МИНИ-ЛЕКЦИЯ
«Профессиональное  «выгорание» педагога и его профилактика»
По мнению психолога Д. Гринберга «Профессиональное «выгорание» - это неблагоприятная реакция человека на  стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». «Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическими и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением  чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы,   снижением самооценки и др.
Синдром профессионального «выгорания» - не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры.
Однако можно назвать ряд специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку используют в работе с людьми ресурсы своей психики. Профессии  педагога и психолога относятся именно к этой категории. Эти профессии связаны с общением с людьми, требуют особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействие, нарушения дисциплины воспитанниками, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.
Исследования психологов Н. А. Аминовой, Л. Г. Федоренко доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все учителя. Низкий уровень оплаты труда вынуждает многих воспитателей работать в две смены, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимыми умениями и навыками.
Перегрузки на работе не могут не сказаться и на личной жизни специалистов. Воспитание собственных детей порой уходит на задний план, что является причиной формирования чувства вины, собственной некомпетентности в вопросах воспитания, апатии или, напротив, раздражения и агрессии, направленной на себя либо на окружающих. Т. о., следствием профессионального «выгорания» могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с родными и в первую очередь – с детьми.
Психолог Д. Гринберг приводит следующие советы, которые помогут педагогу справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими. Так, он предлагает сделать следующее:
1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.
2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.
3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».
4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.
5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности. и др.
6. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.
4. УПРАЖНЕНИЕ «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными МадэлинБеркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег, сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.   
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе.
Далее группа разбивается на пары (при помощи взгляда) затем:
1. пары составляют слоган, отражающий  идею о том, почему необходимо иногда баловать себя;2. по очереди записывают его на плакате «Порой я балую себя! ».
После этого раздаются карточки с рекомендациями МадэлинБеркли-Ален, предлагает ознакомиться с ними и далее:  
- отметить в них те пункты, которые приемлемы для Вас, но которые вы выполняете крайне редко или не выполняли раньше.
- дополните этот список одной-двумя оригинальными позициями. Эти оригинальные способы побаловать себя запишите на стикерах.
- прикрепите стикеры в любом порядке к плакату «Порой я балую себя! ».
Обсуждение: участники высказываются  в свободной форме о том:
- какие способы побаловать себя им больше всего понравились;
- какие они бы могли бы больше  попробовать использовать в будущем;
- ваше мнение о проделанной в ходе упражнения работы.«ДЕВЯТЬ СОВЕТОВ  М. БЕРКЛИ-АЛЕН»  К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника) .
2. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед  другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)
10.   
11.
(Пункты 10 и 11 – это ваши замечательные уникальные рекомендации)
5. УПРАЖНЕНИЕ «Передай предмет»
Участники встают в плотный круг, выбирается ведущий. Ведущий на время закрывает глаза. В круг запускается предмет, участники передают этот предмет за спиной незаметно для ведущего. Ведущий должен узнать в чьих руках предмет.
6. МЕТОДИКА Кун «Кто я?»
Участникам предлагается написать 20 пунктов на тему Кто я?. После похожие по смыслу качества подчеркнуть одним цветом. Далее нарисовать круг, разделить его на то количество групп, которое получилось. Каждой группе качеств дать названии и прорисовать.
УПРАЖНЕНИЕ «У нас с тобой общее»
Участники перекидывают мяч друг другу со словами «У нас с тобой общее…» и называют качество.
УПРАЖНЕНИЕ «Поддержка»
Один участник садиться напротив любого другого. Этот участник говорит: «Имя, когда я тебя вижу (слышу, чувствую), я представляю (ассоциация). Участник говорит «Спасибо».
УПРАЖНЕНИЕ «Сантики-Сантики – Лимпопо»
РЕФЛЕКСИЯ
Продолжить предложение: «Мои эмоции…», «Что дал мне тренинг»
День 2.
Цель: снятие напряжение
Ход тренинга:
Упражнение «Здравствуйте» или «Привет»
Все участники встают в круг. Каждый участник должен поздороваться с каждый удобным ему способом, сословам «Привет» или «Добрый день». Движения не должны повторяться.
Упражнение «Салат»
Играющие стоят или сидят в кругу. В центре круга – водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, кто… (и называет какое – либо действие, например, «сегодня не завтракал» и т.д.). Те, кто действительно не завтракал, проходят через середину круга и меняются местами. Задача водящего – быстро занять чье – нибудь место. Тот, кому не хватило места, становится водящим, и игра продолжается. (Для удобства лучше играть, сидя на стульях, чтобы видеть свободные места). Темп увеличивается.
Игра «На что похоже мое настроение».
Ведущий просит каждого участника представить свое настроение. Настроение необходимо описать: какого оно цвета и на что оно похоже и т.д. Упражнение выполняется по кругу. Затем участникам предлагается нарисовать свое настроение (выполняется в «Дневнике тренинга, занятие 1). Затем каждый участник передает свой рисунок своему соседу. Задача соседа — угадать, какое настроение изображено на рисунке.
Для дальнейшего успешного продвижения участникам необходимо расширить понятия «чувства» и «эмоции», дать им названия и описать особенности их воздействия на человека.
После этого упражнения на доске сделать таблицу положительных и отрицательных эмоций. И со слов участников заполнить ее. Далее участникам объяснить, что отрицательных эмоций намного больше, чем положительных и что каждый раз, когда они возникают нужно это отмечать и настраивать себя на позитив.
Методика Кун «Кто я?»
Участникам предлагается написать 20 пунктов на тему Кто я?. После похожие по смыслу качества подчеркнуть одним цветом. Далее нарисовать круг, разделить его на то количество групп, которое получилось. Каждой группе качеств дать названии и прорисовать.
Игра «Комплименты»
Ведущий поворачивается к соседу и, глядя в глаза, обращаясь по имени, говорит комплимент, сосед, также глядя в глаза, отвечает: «Спасибо, я знаю». Поворачивается к следующему человеку и тоже говорит комплимент и т.д.
Упражнение «У нас с тобой общее»
Участники перекидывают мяч друг другу со словами «У нас с тобой общее…» и называют качество.
Упражнение «Поддержка»
Один участник садиться напротив любого другого. Этот участник говорит: «Имя, когда я тебя вижу (слышу, чувствую), я представляю (ассоциация). Участник говорит «Спасибо».
Игра «Клопики закусали»
Участники хаотично движутся и шлепают друг друга по попе.
Рефлексия.
Продолжить предложение: «Мои эмоции…», «Что дал мне тренинг»
10. Раздаточный материал
ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ"
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.