Нетрадиционные методы контроля и оценки результатов обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах
Нетрадиционные методы контроля и оценки обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах
В дидактическом процессе важную роль играет этап контроля и оценки результатов и эффективности обучения. В связи с этим необходимо учитывать тот факт, что не только для учителя значим контроль как способ проверки усвоения знаний, учений и навыков учащимися, но и сами учащиеся заинтересованы в положительной оценке. Однако оценка не должна являться конечной целью обучения, поэтому задача преподавателя заинтересовать обучающихся и в процессе изучения разных тем, и на этапе контроля. Чтобы вызвать такой интерес на уроках русского языка и литературы следует наряду с традиционными видами контроля (тестированием, сочинениями, диктантами и т.п.), использовать нетрадиционные, нестандартные, креативные формы контроля и оценки результатов обучения. На уроках русского языка и литературы особенно важно пробудить интерес учащихся к обучению, развить стремление к улучшению результатов освоения материала. И для этого я использую следующие нестандартные формы контроля:
Буквенный диктант активизирует интерес и внимание обучающихся. Может использоваться при изучении различных орфограмм (чередующиеся гласные в корне, правописание приставок и суффиксов и т.д.). Например, при проверке знания правила «О/Ё после шипящих в разных частях слова» даем задание: записать в пять строк по три столбца только орфограмму (букву о или ё) в словах, которые читает преподаватель. При правильном выполнении задания из букв О путем соединения получится цифра 5, следовательно, учащийся получает соответствующую оценку:
о о ё
о ё ёо о оё ё о
о о осоответственно:
шорох, капюшон, шёлк
мажор, жёлудь, приглашён
горячо, шомпол, крючок
зачёт, стажёр, чокнуться
шоры, ножом, шов.
Буквенный диктант можно проводить и в других формах: в форме «акростиха». Преподаватель диктует вопросы, предполагающие ответ одним словом, а учащиеся записывают в строчку только первые буквы ответа. Например, при повторении раздела «Лексика» задаются следующие вопросы: 1. Как называются слова одинаковые по звучания, но разные по значению? (Омонимы) 2. Как называется повтор однокоренных слов (Тавтология) 3. Наука, изучающая значение слов? (Лексика) 4. Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что перестали существовать реалии, которые они обозначали? (Историзмы) 5. Какая русская буква соответствует старославянской Щ? (Ч) 6. Каким термином обозначают новые слова? (Неологизмы) 7. Как называется средство художественной выразительности, предполагающее намеренное сочетание противоположных понятий в одной фразе (Оксюморон).
Из первых букв должно получиться слово ОТЛИЧНО (учащиеся, правильно ответившие на вопросы, получают соответствующую оценку).
Важно, чтобы получившееся слово обладало смыслом и было непредсказуемым (т.е. зашифровывать одно и то же слово на разных уроках нельзя), поэтому можно использовать в качестве ключевых слова, относящиеся к теме или разделу.
Такую же форму контроля можно использовать на уроках литературы при проверке знаний художественного текста или биографии писателя.
Графический диктант можно проводить в форме альтернативного вопроса (вопрос, на который предполагается ответ да или нет). Преподаватель читает утверждение, а обучающийся соглашается или не соглашается с этим утверждением. В зависимости от ответа отмечают + или –, также можно использовать другие символы, например, ∆ для ответа «да» и ○ для ответа «нет» и т.п. Сигнальные карточки можно использовать также при ответе на альтернативный вопрос.
Синквейн становится важным элементом любого урока в школе, поскольку позволяет развивать творческое мышление учащихся, а кроме этого, систематизирует их знания. Именно поэтому синквейн можно использовать как метод контроля результатов обучения, особенно на уроках литературы. Так, при изучении образов главных героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» от урока к уроку можно использовать синквейн как проверку знаний прочитанного текста и проверку знаний по предыдущим темам. Например, синквейн по образу А.Болконского в начале романа и перед смертью героя будет различен, поскольку герой проходит путь душевных исканий. И данный метод позволит и проверить знания обучающихся, и подвести их к осмыслению авторской мысли:
В начале романа:
А.Болконский
Красивый, смелый
Мечтает, восхищается, выделяется
Ради своего Тулона готов пожертвовать семьей
Офицер
В конце романа:
А.Болконский
Раненый, жалкий
Любит, прощает, забывает
Становится близок к народу
«Наш князь».
Предметный диктант может использоваться с разными целями. На уроке литературы при проверке знаний по одному произведению или по нескольким темам или разделам. Например, нужно определить, какому герою литературы 20 века принадлежат вещи (если нет возможности достать данные предметы, можно использовать картинки): гранатовый браслет, примус, записная книжка, пенсне, знамя и т.д.
Предметный диктант (чаще в форме картинок и фотографий) можно использовать на уроках русского языка, например, при повторении раздела «Лексика», «Фразеология». Предложить картинки, характеризующие разные лексические пласты: айфон – неологизм, ботфорты – устаревшее слово и т.п.
Перечисленный ряд нетрадиционных методов контроля и оценки результатов обучения можно продолжить. Учителю следует не забывать, что подобные методы следует использовать наряду с традиционными.